__________________ Посвящается ниспровержению поэтических догм __________________ и расширению поэтических горизонтов. __________________ Человечество всегда привлекали новинки и рекорды, __________________ и поэзия не должна лежать на обочине мировых интересов. __________________ (Семен Г., «К теории стихосложения и стихоумножения») __________________ О сколько нам тире и точек __________________ поэтов новых надлежит постичь, __________________ отринув догмы ветхих строчек, __________________ ущербный опыт предков, бред и дичь?! __________________ (Семен Г., «О-о-о, сколько нас, поэтов чудных») Сначала к теории, как и было обещано. Для начала процитируем раннего Семена Г.: «Классик советовал «поверить алгеброй гармонию». Направление верное. Но «поверить» не только школьной алгеброй a + b, но и высшей алгеброй матриц. А если потребуется, то следует, не стесняясь, применять аппараты интегрального и вариационного исчислений. Не должна быть забыта и геометрия — например, для исследования фигурных стихов и прочих изгибов поэтической мысли». Напомним, что еще в 2011 году этот Семен Г. обогатил теорию стихосложения, измыслив статью «Поэтические нормы, метрики и рекорды». Там он самобытно ввел понятия «поэтическая норма» и «поэтическая метрика». Тогда автор статьи и сам до конца не понял, что сотворил. (Конечно, не общую теорию поэтического поля, но и не сито из заячьего хвоста.) На днях на Семена Г. опять что-то нашло (снизошло), и он кое-что в той статье переосмыслил, кое-где подправил и... расширил множество твердых форм стиха. Сейчас он радостно и весело оповещает литературный мир о своих находках. Сосредоточьтесь! Понятие «метризованный стих» в поэзии используется давно. Однако формальное определение его явно хромает, причем на обе стопы. В математике же давно-давно строго введены понятия «норма» и «метрика». Введем (по-пионерски и по-новаторски) общий вид поэтической нормы: L—W—S—N, где L — количество букв в слове, W — слов в строке, S — строк в строфе, N — строф в стихе, причем указанные иностранные буковки могут принимать любые значения из множества натуральных чисел (для подзабывших: 1, 2, 3, 4, 5, 6, ...). Для простоты (чтобы все могли въехать) будем полагать, что поэтическая метрика — это числовая конкретизация поэтической нормы. Как известно каждому школьнику, «твердая форма — это «парадигматическая константа, охватывающая произведение в целом», иными словами — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя». Обычно теоретики поэзии разводят исследовательские турусики на колесиках вдоль и поперек S (всякие там терцины, секстины, октавы и проч.). А Семен Г. обратил свой пытливый взор (ум) на L и W. И вот что обнаружил: обычно в стихах L и W не константы! И очень жаль. Точнее — очень хорошо, поскольку дало ему возможность «застолбить» новые твердые формы!! Итак, если в каком-либо стихотворении L и W — константы, то это стихотворение надлежит относить к твердой форме, которую Семен Г. назвал «губниль». (Догадываетесь, в честь кого?) Если при этом L = W = S, то твердую форму тот же теоретик назвал «губнель». А еще он же придумал, что если в каждой строке стихотворения каждое слово начинается с одной и той же буквы и, кроме того, первые буквы каждой строки не повторяются, то такое стихотворение следует считать и называть «изысканным». (А если не согласны, то попробуйте-ка составить «изысканную губнель 4-4-4-4»!) В заключение теоретической части подчеркнем, что даже поверхностное проникновение в глубокий смысл «изысканных губнелей 4-4-4-4» требует от читателя обширного словарного запаса и нешуточного интеллектуального усилия. А еще недюжинного чувства юмора... Теперь к практике, как и было обещано. А образно говоря, от сухой теории («мой друг») переходим к вечно зеленеющей поэтической практике (поскольку «таков диалектический путь познания» поэтической истины). Самая первая на всем белом свете изысканная губнель 4-4-4-4 — это акростих-«энаптих» (термин — наш!) «РИТМ БУКВ ДЖАЗ ЭПОХ». Руки раба — рана реки. Ирод икры ищет игру: Тело тащи, тают тюки. Мало! МолИ, муза, муру. Бурю бужу. Боли беда: Умер укол — убыл умнО. Кара коня. Кожу куда? Выше! Вода — веры вино. Деве дари дачи дубы. Живо жует жилу жюри. Алеф арго — арфа арбы. Зэки! Зеро — зона зари. Эпос эпох? Этот этюд. Пара пути — путы пяты. Опус орет: одой обут. Хило! Хотя... Хора хиты. Самая вторая (на том же свете) изысканная губнель 4-4-4-4 — это акростих-диптих «МУКИ СЛОВ ЭТЮД ФРАЗ». Мифы миря, море молю: ______ Муки милы — музу маню. Угол, убей урки угон. ________ Узел удач, утро умой. Клею кору, кожу колю, _______ Кома кино — кара Камю. Иглы игры ищут ипон. _______ Ирод избы инок иной. Соло: «Сижу, суки суды!» ____ Сыты сыны, сила — союз. Лето — лови лиру лозы. ______ Лани, леса... Любо? Лады! Опер (отец) ором орды: _____ Охра озер, орты обуз. «Вече, вали вора возы!» _____ Вижу вино — вето воды. Эзра, Эзоп — эпос элит. _____ Эрго: этюд этот — этил. Тупо тащу Трои тела. _______ Тему тяну, тают тома. Юзом Юрга юрко юлит. ______ Юнга юнец юмор ютил. Душу дают: дети, дела. _____ Деве дарю дюны, дома. Фалы фаты, фаги филе. _____ Фары фолы, фура — фиат. Режу рога: рана — реву. _____ Руки раба — реки руды. Ассы арбы, атом — алле. _____ Амок арго, арфы агат. Зноя заря, зиму зову. ________ Зона змеи — зала зады. Где диптих, там и... триптих! И будьте уверены: все слова (словеса) в этом уникальном акростихе новые. В том смысле, что не повторяют слова энаптиха и диптиха. БЛЕФ ПОЭМ — КРАХ ДУШИ Боже, бери беса баян. ______ Биту беру — бабе бега. ___ Базу быка били бичи. Лама, люби лоно лиан. ______ Люди, лечу! Лысы луга. ___ Лужа, луди лавы лучи. Ерик: ерши. Ежик, енот. _____ Едем, едок! Если едва. ___ Евро елей. Елям — егоз. Фрау, фоли. Фуги фоно. _____ Фаны ФИДЕ, фаер ФИФА. _ Футы Фано. Фазы Фуко. Пива пора. Пира поэт. ______ Пища пера. Пуля, пищи. __ Пена поэм. Пота пеня. Обух осел. Орку обет. ______ Олух опух. Овна ощип. ____ Окна опор. Омут огня. Этны этаж. Эрга этап. ______ Экса эмир. Этик Эдип. ____ Эрос Эдем. Эпик Эней. Мера мала. Мужу — мута. ____ Мачо мочи. Муху мети. ___ Моды миры. Мощи моей. Копи косы. Кофе кули. ______ Кеды кюре. Коды козы. ___ Кепи кота. Кущи кошу. Розу ращу. Рока рули. ______ Ребе руин, ради росы. ____ Рощи руна. Роли рожу. Амен, акын. Амба, Атос. _____ Арка атак. Алый арык. ____ Акры афер. Агры ажур. Хата хоря. Халы ХаОс. ______ Хину хуля, хаем хоры. ____ Харя, хами. Хуже хожу. Даму дави. Дыры Дали. _____ Дали души. Диво Дега. ____ Дозу делю. Дыма дуга. Ужас угас. Укры ушли. ______ Угря укус. Улья урга. ______ Усик усох. Утки угар. Шило швеи. Шаек шуга. ____ Шока шары. Шаха шато. ___ Шоры ШИЗО. Шире шаги. Ивам — ирис. Иней Икар. ____ Идиш имен. Идол итог. ____ Ижиц изюм. Иски ИГИЛ. В творческих планах первооткрывателя и апологета изысканных губнелей 4-4-4-4 рекордный зоологический «тетраптих» (и этот термин — наш!) «ТИГР — ЩУКА, СЛОН — ЗМЕЯ». В заключение, абсолютно серьезно (и с умным видом) согласимся, что «форма, введенная одним поэтом, [...] становится твердой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами». Господа поэты и товарищи специалисты, пожалуйста, не затягивайте становление новых твердых поэтических форм (губнилей и губнелей)! Имейте совесть их принять и желание изучать... |