Фильм необычный, по крайней мере для меня, так что вызвал желание написать рецензию. Во-первых, где связь между Ницше и фабулой фильма? Сам по себе ответ на этот вопрос интересно найти. Во-вторых, можно смотреть этот фильм и понять что-то для себя без всякого знания чего-либо, относящегося к философии, есть какая-то самодостаточность в этом кинопроизведении. Начнем с лошади. Важно что лошадь не умеет говорить. Но некоторые признаки символического языка животное выражает. Некоторые наблюдали сами, не только в кино, как умирают животные. Животные не ждут ниоткуда помощи, но, очевидно, чувствуют изменения состояния. Можно сказать, животные умирают более достойно, чем люди. Итак в фильме действует очень бедная семья, отец и дочь, и непонятно что предшествовало наличному состоянию бедности. Реплики героев крайне скупы. Видимо некоторый ключ - это фраза отца, о том что он жил 58 лет, достаточно монотонно, видимо все эти годы в этом самом доме, который мы наблюдаем. Возможно, он зарабатывал на жизнь каким-то ремеслом, не очень ясно каким именно. Возможно, он сапожник. У него взрослая дочь, еще более загадочная с точки зрения социологии. Известно только то, что она умеет читать по складам - в фильме есть сцена это подтверждающая. У этой семьи есть дом, колодец, едят они картошку, а также есть тележка и лошадь. Фильм сделан, собственно говоря как реалити-шоу. Бушует буря. Лошадь в такую погоду отказывается везти тележку. Извозчик, отец семейства, бьет лошадь, но не сильно. Здесь есть слабая связь с избиением лошади на площади Карло Альберто, что так расстроило Фридриха Ницше. Но сцена недостаточно жестокая, лошадь оставили в покое. Укрылись в доме, ожидая хорошей погоды. Далее по сценарию фильма произносится один единственный человеческий монолог, довольно странный, в котором есть что-то ницшеанское. Делается намек на мировой заговор, но в целом абстрактный и без привязки к тезисам Ницше или какой-либо научной философии. Но произносит этот монолог сосед, который заходит купить немного самогона. Монолог не становится диалогом. Разве что выслушав "манифест", хозяин делает реплику, по сути, вторую из трех осмысленных фраз, которую он произносит на протяжении всего этого фильма. А именно, он говорит равнодушно - "все это бред" - берет монетки за бутылку с самогоном и далее опять молчание. Дочь ходит в сарай проверять лошадь и выясняется, что лошадь отказывается есть и пить. Лошадь никто не бьет, животное, возможно, напугано бурей. Или это символическая сцена. Уклад семьи патриархальный. Дочь слушается отца и два раза спрашивает по пустякам - папа, что это все значит? Но папа не дает каких-либо разумных указаний. Кроме заключительной сцены, в которой как-то проясняется позиция и смысл наличного существования бедного семейства. Фабула обостряется происшествием с колодцем. В колодце кончается вода, а без воды не жизнь. Возможно воду выпили цыгане, которые проезжали мимо и вели себя по-хамски. К дочери приставали и намекали, что увезут в Америку, а отец даже вышел с топориком, предложив табору убираться. Это была вторая социальная транзакция в фильме. Наконец, поскольку в колодце кончилась вода, дочь собирают все пожитки в деревянный сундучок. Еще что-то побросали в тележку, затем направляются куда-то, оставляя дом. Кстати, лошадь ведут на привязи и не бьют. Никакой жестокости к животному не проявляют, тем более что лошадь не ест и не пьет. Скорее элементы жестокости наблюдаются по отношению патриархального старика к относительно молодой женщине. Поход сквозь бурю заканчивается ничем. Возможно, вода в колодце появилась снова, это непонятно. Фильм символичен. Буря кончилась и семья снова сидит за столом. Дочь не проявляет интерес к еде. Отец ест свою картошку и говорит с укором - мы должны есть. То есть концепция еды, непрерывного человеческого питания, это не бред, это смысл жизни. Конец фильма. Не могу теперь профессионально оценить игру актеров и операторскую работу, но фильм имеет какой-то смысл и отношение к Ницше. Видимо, попытка смоделировать измененное состояние или даже просветление философа, посвятившего жизнь изыскам древней Греции и специальному труду по мировой культуре, в момент соприкосновения с жизнью, точнее смертью, реальных существ. В частности это могла быть лошадь, которую били, но которая передавала нечто большее, и другие универсальные сигналы бытия. Трудно вообразить, что пришло в голову Ницше на стадии обострения его душевной болезни, но авторы фильма попробовали заглянуть по ту сторону безумия. С моей стороны это некоторая наглость спекулировать ресурсами мировой культуры, но не могу сдержаться. Возможно, тут дело в оценке бреда. Бред это, с одной стороны, симптом болезни. Но с другой стороны, многие люди, как бы и здоровые, живут в бреду. У нас нет критерия, чтобы исключить бред из повседневной жизни. Великие идеи могут выглядеть как бред. Ницше часто сравнивал людей с животными. Ниоткуда не следует, что человек это высшее животное. А если взять простую лошадь, то и тут вопрос о симпатии и просто вере в существование эволюции. По крайней мере животные защищены от бреда в форме литературы и вербального злоупотребления общением, словами. --- "Туринская лошадь" (венг. A torinoi lo) — чёрно-белый художественный фильм, снятый в 2011 году венгерскими режиссёрами Белой Тарром и Агнес Храницки. |