Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: ИВИ СОЛПЕ
Объем: 15980 [ символов ]
О КОСМОЛОГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. (Ч.1)"ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ МЕРТВЫХ".
ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ ИВИ СОЛПЕ
"ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ МЕРТВЫХ".
 
О КОСМОЛОГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
 
Часть 1.
 
Существуют четыре основных варианта различных космологических систем древнего Египта, которые были приписаны различным жреческим храмам:
 
- Гелиопольская космология;
 
- Мемфиская космология;
 
- Гермопольская космология;
 
- Фиванская космология.
 
Утвердился некоторый научный и литературный стереотип, что все теогонии и космогонии древнего Египта исходят из факта существования извечного, первобытного Океана. До этого не существовало ничего и не могло даже возникнуть вопроса – откуда взялся этот Океан, какова его внутренняя жизнь, механизмы зарождения и т.д. Но из недр этого водного хаоса сам собой возникает демиург, который творит сначала других богов-помощников, а потом и весь мир.
 
Наиболее известное Гелиопольское сказание дошло до нас не только в отдельных отрывках, но и в виде полных описаний некоторого вселенского процесса, который был понят, как воззрения египтян на систему мироздания. Его главным демиургом был бог РА, образ которого раскрывался в триедином божестве Хепри-Ра-Атум. На основании исследований погребальных текстов, созданных в период V-VI династий пытаются делать вывод о том, какими же египтяне представляли себе богов. Интересно, что при этом ясно понимания, что каждый из многочисленных богов представлял собой только некоторый аспект или атрибут некоторого более сложного создания или существа, они не пытались раскрыть в чем же состоит суть и внутреннее содержание каждого из этих богов. Почему именно была выбрана «девятка богв», как это связано со всей теологтей египтян. Предполагается, что слово «песедет» – девятерица, звучит также, как и слово «сиять», т.е. это божественное сияние. Но символика солнца и его сияние всегда относились к мозгу и сознанию живого существа, следовательно, в числовом значении «9» содержится указание на уровень ментального и духовного развития мозга высшего бога или, точнее говоря, нашего Творца. И действительно, как было показано ранее, в пирамиде Хуфу так же представлены девять значений уровня сознания живых существ и высшим из них – «девятым», был пирамидион.
 
Основной текст этой легенды записан на папирусе «Бремпер-Рипд». Однако сам миф появился гораздо раньше, в среде жрецов египетского города Иуну (библейский Он), который греки называли Гелиополем, где поклоняются солнцу. Отдельные элементы этого мифа включены также в древние «Тексты пирамид».
 
Со временем, знаменитая Гелиопольская «Великая Девятка богов», т. е. Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида, Сет и Гор становится во главе всего египетского пантеона, и творимые в других центрах по ее образу и подобию различные иные «пантеоны богов» будут различаться от нее, главным образом, только заменой некоторых богов божествами местных храмов, с обычным возведением в роль творца мира главного местного бога, часто к тому же сливаемого с гелиопольским Ра.
 
Нет необходимости цитировать и разбирать все отрывки текстов, на основе которых разрабатывалась космология древнего Египта. Достаточно еще раз внимательно прочитать и сравнить основной текст «Папируса Бремпер-Рипд» и то, как его понимают и преподносят современные ученые. Тем более, что во второй части книги уже были приведены комментарии к этому «Папирусу» и будет сравнительно легко понять, как же далеки мы сегодня от правильного понимания египетских текстов.
 
Текст «Папирус Бремпер-Рипд»:
 
26.21-27.1: Я (Ра) тот, кто воссуществовал как Хепри. Воссуществовали все существова-ния после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст. Не существовало ещё небо, и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия. Не нашёл я себе места, на которое я мог бы там встать. Я размыс-лил в своём сердце, задумал перед своим лицом. И я создал все образы, будучи единым, ибо я [ещё] не выплюнул Шу, я [ещё] не изрыгнул Тефнут, и не было другого, кто творил бы со мною. <... > Я соединился с моим кулаком, совокупился с моей рукой, упало семя в мой собственный рот. И я выплюнул Шу, я изрыгнул Тефнут. И мой отец Нун сказал: "Да возрастут они!" И моё Око было для них защитой вечно, когда они удалялись от меня. <... > И оно разгневалось на ме-ня, когда пришло и нашло, что я сотворил другое на его месте, заменив его Великолепным. Но я поместил его на моем челе, и после этого оно господствовало над всей землёй <... >
 
А вот как интерпретируется этот текст современными учеными:
 
«В начале был Хаос, который назывался Нун, – бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.
 
Но однажды из Океана появился бог Атум – первый бог во вселенной.
 
Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место – какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен – Изначальный Холм. Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.
 
Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? – ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Однако, если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон. Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум, наконец, приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мировго порядка.
 
Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: "Да возрастут они!". И Атум вдохнул в своих детей Ка. Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма,- и дети Атума потеря-лись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным». Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей...»
 
Ну и где же здесь «мировой Хаос»? Что значит «первозданный Океан»? И как же Атум смог «изрыгнуть» из себя богиню мирового порядка, как она оказалась в нем? Этих вопросов можно задавать бесконечно, но не получить никакого ответа. И причина кроется только в одном. Была сделана попытка представить учение древних жрецов только по внешнму слою текстов, не понимая их сокрытого, внутреннего содержания.
 
На основе этой интерпретации была составлена знаменитая схема «девятки» Гелиопольских богов:
 
АТУМ
 
I
 
ШУ ТЕФНУТ
 
____I_______________I____
 
ГЕБ НУТ
 
__I___________I_________I__________I__
 
ОСИРИС ИСИДА НЕФТИДА СЕТ
 
__ I____
 
ГОР
 
На данной схеме приведены десять богов, а не девять. Обычно при этом опускают Гора, как сына Исиды и Осириса, что не совсем правильно. Ведь именно ради рождения Гора и существовала эта «девятка». Следует отметить, что современные авторы не привнесли в эту теологическую систему, пу сути дела, ничего нового. Ее можно найти еще в трудах Манефона в изложении Евсевия и Синцелла.
 
Кто же были эти боги в их основных ипостасях, которые предлагают нам современные комментарии, как некоторый синтез их образов и отдельных характеристик из многих текстов и отрывков.
 
1. Атум – «тот, кто завершает» день (точно так же, как Птах был «тем, кто открывает день»). Он воссуществовал сам в виде бога Хепри. Его называли «создателем богов», «творцом людей» и т. д. Он занял то положение, которым в иерархии египетских богов до этого обладал Ра. Вероятно, этот культ был довольно древним, потому что уже в эпоху царствования V династии Атум изображался в виде человека. Примечательно, что он считался не только одним из важнейших богов, но и видимым богом.
 
2. Шу – был первенцем Атума. Согласно одному из мифов, он выпрыгнул непосредственно из тела этого бога, а в другом его матерью названа богиня Хатхор. Именно он прошел между богами Гебом и Нут и поднял последнюю, сделав ее небом. Позднее он стал изображаться поднимающимся из земли и держащим на плечах солнечный диск. Из всех сил природы он олицетворял свет. Для того чтобы облегчить свою работу, у каждой из сторон света он поставил по столбу. Именно поэтому роль подпорок неба выполняют «столбы Шу».
 
3. Тефнут – сестра-близнец Шу. Она олицетворяла влагу или один из аспектов солнечного тепла. Однако, она также, являлась богиней умерших и была каким-то образом связана с передачей покойному воды. Ее брат Шу был правым Оком Атума, а она – левым. Иначе, говоря, Шу воплощал Солнце, а Тефнут – Луну. Таким образом, боги Атум, Шу и Тефнут входили в главную триаду. В мифе о сотворении богов Атум говорит: «Так из одного бога я стал тремя».
 
4. Геб – сын бога Шу. Его называли «эр-пу», то есть «наследным правителем» богов, а также «отцом богов», подразумевая, несомненно, Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Первоначально он являлся богом земли, но позднее, олицетворяя землю, в которую клали тела покойных, стал покровителем умерших. В одном из мифов, он отождествляется с гусем, который в более поздние времена стал его символизировать. В текстах Геб часто назван «Великим гоготуном», так как считалось, будто он сотворил изначальное яйцо, из которого затем произошел мир.
 
5. Нут – жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Изначально она олицетворяла небо и женское начало, активно участвовавшее в сотворении мира. Согласно наиболее древним представлениям, Геб и Нут обитали в изначальной водной субстанции вместе с Шу и Тефнут, но позднее Геб стал землей, а Нут – небом. Считалось, что каждый вечер эти боги соединяются и остаются в объятиях друг друга до утра, когда Шу разделяет их и кладет богиню неба на четыре подпорки, где она находится до следующего вечера.
 
Нут выступала в качестве матери богов и всего живого. Египтяне верили, что она вместе со своим мужем Гебом давала пищу не только живым, но и умершим. Несмотря на то, что в Египте существовало несколько учений о месте обитания покойных, все жреческие школы утверждали, будто оно находится в какой-то из частей неба. Богиню Нут иногда изображали в виде женщины, по телу которой путешествует солнце, а порой в виде коровы.
 
6. Осирис – сын Геба и Нут, муж Исиды и отец Гора. Он считался человеком, хотя не отрицалось и его божественное происхождение. Он был предательски убит своим братом Сетом, а его тело разрублено на четырнадцать частей, разбросанных затем по всему Египту. После его смерти, Исида при помощи магической формулы, полученной ею от Тота, сумела вернуть его к жизни, и он зачал с ней сына по имени Гор. Когда тот вырос, он вступил в схватку с Сетом и победил его, отомстив таким образом за отца. С помощью магической формулы, которую раскрыл ему Тот, Осирис восстановил и оживил свое тело, став символом воскресения и бессмертия, но уже в царстве мертвых. Возможно, уже в додинастические времена он стал надеждой, судьей и богом мертвых. Однако, в период правления царей XVIII династии он стал равным Ра. Позднее ему начали приписывать функции и атрибуты Бога, а также всех остальных богов. Осирис означает – «тот, кто находится на вершине ступеней».
 
7. Исида – жена Осириса и мать Гора. Будучи богиней природы, она в момент творения находилась в ладье Ра, вероятно, олицетворяя при этом рассвет. Благодаря тому, что ей при помощи магического заклинания удалось успешно оживить тело своего супруга, ее стали называть «госпожой магии». Она обладала множеством различных ипостасей, но наибольшее воздействие на воображение египтян оказала лишь одна из них – образ «божественной матери». Именно поэтому были найдены тысячи статуй, изображающих богиню сидящей с маленьким Гором на коленях и кормящей его грудью.
 
8. Сет – сын Геба и Нут, а также супруг Нефтиды. В древнейшие времена он считался братом и другом Гора Старшего. Сет олицетворял ночь, а Гор – день. Каждый из этих богов совершил много хорошего для покойных. Помимо всего прочего, они устанавливали и держали лестницу, по которой умершие поднимались на небо, и помогали им добраться туда. Однако, поздние представления египтян о Сете изменились, и вскоре после правления царя по имени Сети, названного в честь бога, он стал воплощением вселенского зла и всего ужасного и отвратительного в природе, включая бесплодную пустыню, штормы и бури. Как одна из сил природы, Сет постоянно вел войну с Гором Старшим, то есть ночь сражалась с днем за превосходство. Сет был оскоплен, он – «бог чужих стран», бог мертвой пустыни, бог чужеземцев, он – рыжий, красный, его имя также означает «повелевающий» и «губитель», «то, что совершает насилие».
 
9. Нефтида – сестра Исиды и ее спутница во всех скитаниях и несчастьях. Как и Исида, она в момент творения находилась в ладье Солнца, олицетворяя сумерки или раннюю ночь. Согласно одному из мифов, она родила от Осириса Анубиса, хотя в других текстах его отцом назван Ра. В погребальных папирусах, стелах и в других источниках она вместе с Исидой всегда помогает умершему преодолеть силы смерти, подобно тому, как помогала Осирису и Исиде искоренить зло, причиненное ее собственным мужем (Сетом).
 
Как видно из этих кратких характеристик, учеными собирались все возможные выдержки и упоминания о богах из различных текстов и фрагментов с тем, чтобы полнее представить их образы. Но, к сожалению, этот «винигрет» не мог дать желаемого результата, раскрытию истинной сущности божества или, во всяком случае, какой-то его части или ипостаси. Свои же личные домыслы и умозаключения только еще больше запутывали общую картину и понимание сути. В этом плане необходимо, прежде всего, прояснить сокрытую суть основного действующего бога Осириса. О каком же Осирисе в этом тексте идет речь? В чем же его отличие и особенности? Этот Осирис имеет двойную утробу, но утробы разные, поэтому одна названа Исида, а другая Нефтида, которые обозначены разными иероглифами. Они по разному характеризуются и по разному проявляют себя. Но тот Осирис, который летел на космическом корабле к Земле и транспортировал человеческие эмбрионы в своей утробе, имел две совершенно одинаковые половины. Разные половины утробы имела только Матка андрогинов. По своему строению она также называлась Осирис, как андрогин с двойной утробой. Произошла «путаница», искусственно созданная посвященными жрецами. И эти образы и понятия современные ученые перенесли с Матки андрогинов на Осириса, прибывшего на нашу землю. Более того, стараясь скрыть андрогинную природу Осириса, эти две половины утробы, в след за Манефоном, разделили и каждая из них получила своего мужа. Были созданы две супружеские пары Осирис-Исида, Сет-Нефтида, но Гора, как потомка андрогинов, рожала только Исида, что тоже в корне не верно.
 
Следует четко понимать, что существовало три типа андрогинов, о которых идет речь в египетских текстах: а) андрогины с двойной, но разными половинами утробы – это Матка андрогинов (Осирис старший); б) андрогины с двойной одинаковой утробой – это Осирис младший; в) андрогины с одинарной утробой – это потомки Осириса младшего – Гор. В этой теологической схеме отсутствует рождение или создание людей, а под единственным именем Гора скрыто рождение многочисленных эмбрионов андрогинов. Весь этот текст и схема, так как она представлена, не может относится, ни к рождению эмбрионов Маткой андрогинов, ни к самому богу Осирису, который породил Гора. С определенными поправками, о которых будет сказано ниже, это относятся в основном к рождению эмбрионов Осирисом младшим на космическом корабле.
Дата публикации: 29.04.2016 20:42
Предыдущее: &quot;ГЛАВА О ВХОЖДЕНИИ ВНУТРЬ&quot; (Заключение) Тексты египетских пирамид.Следующее: О КОСМОЛОГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. (Ч.2)&quot;ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ МЕРТВЫХ&quot;.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта