В бескровно упокоившейся Стране Советов рекламное дело было, мягко говоря, не на высоте. Не было нужды в рекламе-то. «ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ КАССЕ». Как будто, у сберегательной кассы была альтернатива, за исключением маминого бюстгалтера. Так бы и написали: «НЕ ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ ПРИ СЕБЕ. ЭТО ОПАСНО». Или вот такой прикол. В городе Минске на углу проспекта Ленина (бывший Сталина) и улицы Комсомольской в шестидесятых годах стоял городской универмаг. Так на его крыше неоновым огнём светился слоган: «ТОТ, КТО УТРОМ КОФЕ ПЬЁТ, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НЕ УСТАЁТ». Кофе в Минске и с фонарём было не сыскать. Разве что в валютном магазине «Берёзка». В 1964 году на крыше универмага в Петропавловске-камчатском читаю тот же, слегка подправленный слоган: «МОЛОКО КТО УТРОМ ПЬЁТ, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НЕ УСТАЁТ». . . Да-да, утренние «молочные» очереди из мам и бабушек разрастались в «Питере» до панических размеров. Вино-водочная продукция в рекламе тоже не нуждалась. Во времена СССР водка являлась чуть ли не основным предметом продажи населению. И всё же одна «реклама» на уровне театрального действа врезалась в память: привалившись к стене магазина «Водка», видавший виды пожилой алкаш рашпилем выравнивает побитое горлышко водочной бутылки; скрежет железа-по-стеклу проникает глубоко в душу. Утверждать, что с пьянством в СССР не боролось, было бы не справедливо. Боролись. И всё на правительственном уровне, начиная ещё с 1918 года. Сколько их было, этих «анти-алкогольных компаний»! В целях повышения производительности труда и культурного уровня населения Страна Советов сокращала посевы зерновых культур, вырубала виноградники, закрывала вино-водочные отделы продовольственных магазинов, не продавала водку по утрам, взвинчивала на неё розничные цены. И ни разу не обратились к человеческому достоинству. Ну, хотя бы, в шутку. А в ответ лились реки неиссякаемого народного фольклора: «Спутник, спутник, ты могуч: разгоняешь стаи туч! Если выйдешь на орбиту, захвати с собой Никиту*! И, на радость всей стране, сбрось генсека на луне!» «Водка стоит шесть и восемь. Всё-равно, мы пить не бросим. Передайте Ильичу**: нам и десять по плечу.» «Спасибо партии родной и Горбачёву лично! Мой трезвый муж пришёл домой и вылюбил отлично!» «В шесть утра поёт петух, в восемь – Пугачёва. Магазин закрыт до двух, ключ – у Горбачёва». А у нас в Израиле всё не так. У нас обращаются напрямую к интеллекту. Например, дошло до Кнессета, что израильская молодёжь последнее время уж очень налегает на водку. Вследствие чего, участились случаи разборок с поножовщиной. Немедленно на телеэкран выпустили видеоклип- антирекламу: упившийся алкаш, интеллигентного вида, нелепо падает в кухонные отбросы, рассыпанные рядом с мусорным контейнером. И голос за кадром: "Ты этого не хотел! Так получилось! Ситуация вышла из под контроля!.. Не пропей свою жизнь!" И всё!!!... И уже через два месяца проката антирекламы производители крепких напитков забили тревогу: продажа водки упала на тридцать процентов. Вот так успешно мы боремся с пьянством. И где эти бесталанные хрущёвы, брежневы и горбачёвы? Израиль, 2016 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . * генсек Никита Сергеевич Хрущёв; ** генсек Леонид Ильич Брежнев. |