Еще каких-то пять лет назад трудно было даже вообразить, что в наш в областной центр может приехать на гастроли некогда мегапопулярная группа – квартет «Бони М». Обычно идолы мировой музыкальной моды ограничивались концертами в столице и Северной Пальмире. Как это было в первый приезд коллектива в Москву перед новогодним праздником в 1978 году. Знаменитая четверка из ФРГ удостоилась чести дать в Первопрестольной аж 10(!) концертов. И это во время правления Брежнева, так называемого «периода застоя». Центральные газеты и телевидение страны взахлеб писали и подробно освещали выступление чернокожих артистов в ярких экзотических нарядах. Сообщалось, например, что коллектив прилетел на гастроли на двух самолетах. В одном – артисты, помощники, ассистенты и продюсеры, в другом – костюмы, реквизит, музыкальные инструменты и аппаратура общим весом в 11 тонн. Писали и о новинке, которую впервые увидят советские зрители, - это гигантский экран, состоящий из 220 тыс. вогнутых зеркал. Он предназначался для проецирования красочных изображений, по которым публика могла легко понять содержание исполняемых произведений. Надо ли говорить о том, что на всех концертах «Бони М» был полный аншлаг!? А культовая группа продолжала на гребне успеха ошеломлять своих поклонников новыми песнями, штампуя хиты с невероятной скоростью и плодовитостью. Элизабет Митчелл, Марсия Баррет, Мейзи Уильямс, Бобби Фаррелл, Фрэнк Фариан – эти имена были на устах миллионов поклонников во всем мире. Их музыкальные альбомы расходились рекордными тиражами, что позволило знаменитой четверке попасть даже в книгу рекордов Гиннесса. Поп-группа «Бони М» исповедовала стиль «диско», возникший в Европе, - зажигательный темп, быстрая смена ритма, буйство красок, обилие фейерверков и световых эффектов на сцене. Добавьте сюда блестящие, лаковые, облегающие костюмы, разноцветные, массивные бусы и браслеты, объемные прически, а самое главное – неповторимые, редкого тембра голоса, великолепная аранжировка и артистизм. Но зачинателями и классическими представителями диско 70–х считаются все же певицы Барбара Стрейзанд и Глория Гейнор, французский дуэт «Баккара», немецкое трио «Арабески» и не менее легендарный квартет «АББА» из Швеции. Стиль диско – это не просто направление в музыке, это целый культурный пласт, эпоха, музыкально- историческая революция, установившая мировую моду и традиции, царствовавшие на эстраде почти семь лет. В концепции этого стиля лежит чисто танцевальная музыка с однообразным ритмом и повторяющимся текстом. А сами песни имели превосходное сопровождение, чувственное содержание, к которым добавлялся высочайший уровень исполнительского мастерства солистов. 1982 год считается годом спада стиля, который постепенно складывал свои полномочия на музыкальном Олимпе. Тем не менее, он стал важным отправным пунктом для развития новых, современных, музыкальных течений, таких как «электро-поп», «хаус», «техно» и др. И вот «Бони М» образца 2009 года в рамках прощального турне - впервые на астраханской земле с новой шоу-программой. За несколько часов перед концертом в суперсовременном Гранд-отеле, похожем на гигантский аквариум, была устроена пресс-конференция для пишущей и снимающей братии. Представители СМИ, посматривая на часы, взволнованно гудели по поводу опоздания г-жи Митчелл и её коллег на назначенную встречу. Пышнотелая небожительница стремительно ворвалась в зал. Обворожительно улыбнулась, приветственно помахав рукой, и извинилась, объяснив причину задержки раздачей автографов персоналу ресторана, гостиницы и посетителям. Следом за Лиз медленно шествовал высокого роста темнокожий мужчина, облачённый в длинный чёрный плащ, и в надвинутой до бровей шляпе. Широкие поля её спереди опирались на огромные солнцезащитные очки, которые почти полностью скрывали лицо субъекта. Этот странный тип плюхнулся в кожаное кресло, вытянул длинные ноги в чёрных лакированных туфлях, опустил голову и, как мне показалось, отключился от происходящего. Певица объявила, что это её муж. Мужчина никак не отреагировал на её слова. Источая шарм и сверкая белозубой улыбкой, певица разрешила задавать вопросы. Я обратился к ней по-немецки с небольшим отступлением. Отметил, что последний раз видел легендарную группу «Бони М» в полном составе лет 15 назад на… большом красочном плакате в гараже своего друга. А теперь вот стою в нескольких метрах от ведущей солистки, не веря, что это происходит наяву. На мои вопросы: что означает название квартета - «Бони М», и с какими ощущениями она выходила на сцену в начале карьеры, и какие чувства испытывает сейчас, прощаясь со зрителями, Лиз неожиданно стала отвечать по-английски: «Название группы произвольное и не обозначает ровным счётом ничего. Нам просто понравилась услышанная музыкальность этого сочетания… Начало концертной деятельности и её завершение рождают смешанные чувства: волнение и даже «мандраж» – и перед выходом на сцену, и во время концерта, когда ждёшь от публики реакции на своё выступление, когда рождается незримый духовный контакт со зрителями, и возникают ответные симпатии к исполнителю. Разница только в том, что в начале карьеры ко всем чувствам добавляется ещё и радость от встречи с залом, которая всякий раз переполняет тебя, а в конце артистической жизни её главными спутниками становятся сожаление, грусть, печаль. И хотя понимаешь, что всё когда-нибудь заканчивается, ощущение чего-то потерянного долго не отпускает и даже преследует тебя». Следующий вопрос касался её подруг по квартету, их отношений между собой и сложившейся судьбе после распада коллектива в 1989 году. Плотный график гастролей сохранялся более 10 лет с редкими неделями отдыха и отпусков. За этот творчески насыщенный период было выпущено около 200 платиновых, золотых и серебряных дисков. Лиз подчеркнула насколько интересный, настолько и странный факт: в Европе их успех был просто невероятным, ошеломляющим, а вот в Новом свете, в США, их выступления не имели такого феномена популярности…Примерно года за два до раскола группы Марсия Баррет и Мейзи Уильямс, воспользовавшись короткой передышкой, поехали на отдых в Америку. И там «на всех углах» в интервью репортёрам различных газет и телеканалов обе дамы без зазрения совести заявляли, что именно они являются и основательницами квартета, и авторами самых популярных песен, а Лиз якобы появилась позже и «пришла на готовое» со стороны. Хотя в действительности всё было наоборот: подавляющее большинство хитов – это проявление в полном блеске композиторского и поэтического талантов одного человека - Элизабет Митчелл. Марсия Баррет обладала уникальным по тембру голосом, но была начисто лишена дара музыкального сочинительства. Огромная заслуга певицы в том, что все танцевальные проекты по сопровождению песен были придуманы и реализованы ею. Мейзи Уильямс к моменту создания группы была больше известна как модель, и только потом как танцовщица и бэк-вокалистка. После ухода из квартета обе девушки снова подались в США в надежде сделать сольную карьеру. Но дальше «славы» ресторанных певиц их популярность не пошла. Более того, у Баррет на ранней стадии обнаружился рак носоглотки, однако, благодаря своевременному вмешательству докторов, удалось спасти ей не только жизнь, но и голос. А у Бобби Фаррелла изначально как-то не сложились отношения с немецким продюсером Фарианом, которого восхищало умение ди-джея зажигательно танцевать, но выводило из себя его неумение или нежелание петь. Поэтому записи дисков в студиях и имитация пения Фаррелла на концертах выпадали на долю Фрэнка. Правда, позже артист доказал, что у него всё в порядке с голосом, выпустив ряд сольных дисков. Как бы там ни было, но постоянные нападки продюсера на парня и отведённая ему роль танцующей марионетки привели к раннему уходу Бобби из коллектива. Помимо всего прочего, у него выявились серьёзные проблемы с сердцем. В заключении г-жа Митчелл сказала, что не держит зла на своих коллег, и давно их простила, что мечтала о прощальном турне в прежнем составе, и посылала письма с приглашениями. Но Бобби не смог поддержать её по состоянию здоровья, а обе вокалистки отказались наотрез… Ныне Лиз с семьёй перебралась в Англию, где, по её мнению, существуют просто идеальные условия для ведения любого бизнеса. Смущаясь, певица поведала, что втайне надеется на свою очень музыкальная дочь, которая когда-нибудь всё же захочет создать свою группу, и, может быть, сумеет затмить и славу матери. После пресс-конференции, раздавая автографы, Лиз параллельно коротко и чётко отвечала на сыпавшиеся со всех сторон вопросы: Что для вас значит счастье? – Любовь. Какое животное нравится вам больше других? – Дельфин. Какой исторический образ для вас наиболее значим? – Иисус Христос. Кто ваш любимый русский композитор? – Сергей Прокофьев. Какие качества в своих друзьях вы цените больше всего? – Взаимопонимание и сочувствие. Ваш самый большой недостаток? – Склонность к одиночеству. Что делает человека человеком? – Его несовершенство. На что бы вы хотели повлиять, используя авторитет и популярность? – Ни на что! Каков ваш вклад в окружающий мир? – Моя работа. Встречались ли вы с Тиной Тёрнер, когда обе обрели вторую родину в Германии? – Творческие личности, добившиеся мирового признания, редко находят общий язык друг с другом… Наверно, с момента своего открытия спортивно-зрелищный комплекс «Звездный» не видел такого наплыва зрителей. Все пять тысяч билетов были проданы, на дополнительные места - тоже. Первое отделение концерта началось с «разогрева» зрителей. В качестве специальных гостей приехала группа «Чингис-хан», которая в свое время также заставила говорить о себе широкую публику. Трио исполнило хиты разных лет: «Чингисхан», «Казачок», «Москау» и др. на немецком языке. Исполнение песен было эффектным: клубы дыма, снопы искр, подтанцовка, но не зажигающим. Песни казались схожими по мелодии, ритму, аранжировке, как огурцы с одной грядки. Хотя, конечно, свою долю зрительских симпатий и аплодисментов артисты получили. Вся публика с нетерпением ждала выхода на сцену главного козыря концерта – несравненную Лиз Митчелл. Появление певицы вызвало бурю оваций и восторженных возгласов. Из предыдущего состава группы осталась только Лиз, которая открыла свое выступление нестареющим хитом «Сани» из бывшего репертуара квартета. Эта песня, как и другие известные произведения, были написаны самой Лиз в соавторстве с Фрэнком Фарианом и принесли ей колоссальный успех. Вместе с певицей в выступлении участвовали ее дочь и двое молодых талантливых исполнителей. В концерте прозвучали также полюбившиеся: «Реки Вавилона», «Человек-пантера», «Не должна женщина плакать»... Несмотря на то что певица достигла «бальзамовского возраста», она поразила зрителей прекрасной пластикой, а голос звучал все также молодо и сильно как в ее лучшие годы. Астраханцы, среди которых было много молодежи, очень тепло принимали артистов, живо реагируя на каждую песню. Ей удалось завести публику, поднять ее с кресел, заставив подпевать и танцевать. Концерт близился к завершению, но зал все никак не хотел отпускать любимую певицу. Потакая публике, покрывшаяся в свете софитов легкой испариной, Лиз Митчелл снова и снова исполняла попурри из старых хитов… С последними аккордами, утопая в охапках цветов, взволнованная и растроганная исполнительница, низко кланяясь, тепло прощалась с благодарными зрителями. Приняв решение - покинуть эстраду, колоритная, помолодевшая от теплого приема и успеха у астраханцев звезда сказала сакраментальную фразу, которую много раз слышали от артистов: «Я люблю вас!» Но почему-то именно ее прощальным, сказанным с особым придыханием словам, больше, чем другим певцам, хотелось верить. Для сегодняшней музыки популярный в свое время стиль предвосхитил законы развития эстрадной моды, сохранил яркие аксессуары и необходимую бутафорию. Но самое главное - стиль диско трансформировался в другие направления, оставил заряд бодрости, лучистой энергии и динамики, погрузив своих постаревших поклонников в состояние вечной молодости. |