1 В Черниговской губернии рождён, Не украинец, вроде не литовец, Но русским языком исходит стон, Впитавший дух берёзок и шелковиц. Тут по утрам синичий перезвон, Там «журавлём» красуется колодец, Петух со шпорой, словно полководец, Окидывает взглядом небосклон. «Опять весна, и ветер свежий Качает месяц в тополях... Стопой веков – стопой медвежьей – Протоптанный, оттаял шлях». * Подобное отнюдь не скроешь в скрыне, ** Лавиной чувств обязан Украине, _____________________________________ * Владимир Нарбут «Кобзарь», 1921 ** Скриня (укр.) – сундук, ящик, ларь 2 Лавиной чувств обязан Украине, Она в его поэзию вошла, Ей верен, словно греческой богине, – Подчинены и мысли, и дела. О детстве помнил в самом разном чине, Пейзаж надёжно память берегла – Кувшинки лист, ревущего вола, И жито в прилегающей долине. «Хлеба склонились в полудреме, Чернеют густо и молчат. И свет луны сильней в изломе. А ветры туч овчины мчат». * В Россию, в Украину был влюблён, Анкета вопрошает: «Кто же он?» ________________________________ * «Туман укутал влажным пледом …» 1909 3 Анкета вопрошает: «Кто же он?» Ответить трудно, Нарбут – многоликий, Октябрьской революцией взращён, Но жертвой пал всесильного владыки. Он – признанный партийный граммофон, На нём – восстаний, революций блики, Тут и поэт, и демагог великий, Романтикою грозной упоён. «Щедроты сердца не разменяны, И хлеб – все те же пять хлебов, Россия Разина и Ленина, Россия огненных столбов!» * И кажется – сомнений нет в помине, Других вопросов множество доныне. _________________________ * «Россия» 1918 4 Других вопросов множество доныне. Вот глуховской гимназии школяр Читает об Илье и о Добрыне, Не с тех ли пор в его душе пожар? Вот Робеспьер, погибший в гильотине, Познавший революции удар. Что это? Романтический кошмар Иль просто наказание гордыне? «Одряхший мир – в параличе, и участили События набухший кровью пульс его. А в недрах зреет – зреет мести торжество И гибелью грозит последней из Бастилии». * Свободою и братством увлечён … Известно, жизнь брала его в полон, _________________________ * «Бастилия» 1921 5 Известно, жизнь брала его в полон, В тиски взяла столичная богема, Студент, но с честью вхож в любой салон, Не чувствуя провинции ярема. Здесь рядом классик, возле – эпигон, Вскипает бурно творческая тема, «То be or not to be» – извечная дилемма, * Дискуссии слова летят вдогон. «Это – выжимки бессонниц, Это – свеч кривых нагар, Это – сотен белых звонниц Первый утренний удар…» ** Нет помыслов о горестной године, Мытарств, мучений столько в той пучине, ______________________________ * «То be or not to be» (англ.) – «Быть или не быть», начало знаменитого монолога Гамлета из трагедии Уильяма Шекспира ** Анна Ахматова «Про стихи» 1940 (стихотворение посвящено Владимиру Нарбуту и касается периода их петербургского знакомства) 6 Мытарств, мучений столько в той пучине, Не много ль на субъекта одного? Вот сборник «Аллилуйя», он в корзине Для выброса. Есть пасквиль на него. И как не оказаться в жёстком сплине, Когда вокруг – тупое торжество, И бойких критиканов – большинство, Приходится спасаться в Абиссинье. * «Брешут псы на хуторе у пана, Осовелые овчарки – там, И паныч-студент, патлач румяный. Шастает с Евдохой по кустам». ** Угроз немало в площадной лавине И мрачных красок в роковой картине, _____________________________________ * Чтобы избежать уголовного наказания, поэт был вынужден уехать в Африку (Абиссинию и Сомали) ** «Шахтёр» 1912 (из сборника «Аллилуйя») 7 И мрачных красок в роковой картине, Начать с того, что с детства не везёт – Хромает, бьётся, словно в паутине Сплошных несчастий, сумрачных невзгод. Характер, неподверженный кручине, Хотя увечий, ран – невпроворот, Который год он без руки живёт, Такому место – в саге иль былине. «Жизнь моя, как летопись, загублена, Киноварь не вьется по письму. Я и сам не знаю, почему Мне рука вторая не отрублена...» * Сим фактом не на шутку удивлён, Разящее копьё – со всех сторон. ____________________________ * «Совесть» 1919 8 Разящее копьё – со всех сторон, Хотя он снова бродит по столице, Указом николаевским прощён, * И снова видит дорогие лица. Как будто снова пройден Рубикон, Тут Блок живьём, всё наяву, не снится, Здесь Гумилёв и Гиппиус-царица, Течений новых рупор и амвон. «И пришла чернявая, безусая (Рукоять и губы набекрень) Муза с совестью (иль совесть с музою?) Успокаивать мою мигрень». ** Но не всесильны муза и льстецы, На нём – эпохи старые рубцы, _____________________________ * В. Нарбут избежал наказания по амнистии, объявленной в связи с 300-летием династии Романовых ** «Совесть» 1919 9 На нём – эпохи старые рубцы,, Но он – боец, и плакать не пристало, Вскрываются поэзии ларцы, И критики написано немало. И возникают новые столбцы, Как праздник, словно маски карнавала, И не понять, – где свежее начало, Где налицо лишь старые концы. «Отфыркиваясь по-телячьи Слепой пузырчатой ноздрёй, Сопит, одышкою горячий, Чванливый хлебный домострой» *. … Но вдруг – фантом вселенского бурана. А это – вновь полученная рана, _______________________________ * «Хлеб» 1915 10 А это – вновь полученная рана, Уже не Петербург, а Петроград, Где проклинают прусского тирана, И лавки «иностранные» громят. И злоба хлещет, как вода из крана, Гигантский образуя водопад. И маршевые роты вновь спешат, На фронте сгинуть поздно или рано. «Взрывайся, пороха крупа! Свисти, разящий полумесяц! Россия – дочь! Жена! Ступай И мертвому скажи: «Воскресе». * Порушены войной мечты и планы, Растут невзгоды бурно, неустанно, ________________________________ * «России синяя роса» 1919 11 Растут невзгоды бурно, неустанно, Но истребляет стойкий большевик Рукой суровой вражеские кланы, Он с детства к компромиссам не привык. Сражается поэт на совесть, рьяно, Однако наступает жуткий миг – Белогвардейский плен и смерти лик Глядят в глаза жестоко, постоянно. «Апрель, и – табаком и потом Колеблется людская прель. И по стволам, по пулемётам Лоснится, щурится апрель». * Здесь расставляет смерть свои венцы, Большой террор и подлость – близнецы. _________________________________ * «Рассвет» 1920 12 Большой террор и подлость – близнецы. Пред ликом смерти подписал бумагу, Что сочинили бойкие писцы, Мол, отрекаюсь! К Ленину ни шагу. Про это вспомнят ушлые ловцы, Привыкшие служить любому флагу, Тирану ль, чёрту, наконец, Гулагу, По этой части дельные спецы. «И день грядет и – молний трепетных Распластанные веера На труп укажут за совдепами На околевшее Вчера». * Зарока нет: тюрьма, острог, сума … У многих пункт конечный – Колыма, ____________________________ * «Россия» 1918 13 У многих пункт конечный – Колыма, Но он пока ничуть не обозначен. Сейчас пред ним – одесские дома. Большой Фонтан, шикарнейшие дачи. И лица, что близки ему весьма Багрицкий и Олеша – как иначе? И окна РОСТА – тяжкий труд, батрачий В любой сезон, что лето, что зима . «От птичьего шеврона до лампаса Казачьего – все погрузилось в дым. – О город Ришелье и Де-Рибаса, Забудь себя! Умри и - встань другим!» * Прекрасна жизнь, коль нет на нём клейма … Трагичный факт, вновь – «горе от ума». ________________________________ * «Годовщина взятия Одессы» 1921 14 Трагичный факт, вновь – «горе от ума». Да, от ума, а, может, – от таланта, Твердит про то история сама: «Распять его!» – вот кредо пасквилянта, И ждут его другие «терема» И звание врага и арестанта, Изменника, шпиона, диверсанта И вшивых нар затёртая кошма. Он вечной мерзлотою поглощён … В Черниговской губернии рождён, Магистрал (акростих) В Черниговской губернии рождён, Лавиной чувств обязан Украине, Анкета вопрошает: «Кто же он?» Других вопросов множество доныне. Известно, жизнь брала его в полон, Мытарств, мучений столько в той пучине, И мрачных красок в роковой картине, Разящее копьё – со всех сторон. На нём – эпохи старые рубцы, А это – вновь полученная рана, Растут невзгоды бурно, неустанно, Большой террор и подлость – близнецы. У многих пункт конечный – Колыма, Трагичный факт, вновь – «горе от ума». |