1 Местечко, средоточье разных бед, «Глубокое» – далёкая глубинка. Кошерный скудный завтрак и обед, Давно живут евреи по старинке. Запрещены поездки в дальний свет, Чуть сунешься, и сразу же – заминка, Черта, как цербер, – страшная картинка, И кажется, что будущего нет. «Не в ярко блещущем уборе И не на холеном коне Гуляет-скачет наше Горе По нашей серой стороне». * Учёба, хедер, тусклая рутина, И наставленья мудрого раввина. __________________________________ * Николай Минский «Наше горе» 1878 2 И наставленья мудрого раввина: «Еврейский мальчик должен быть хахам * Без этого ждёт мрачная судьбина – Всю жизнь служить прохвостам-господам. К тому же есть ещё одна причина: Учёба ограничена жидам – Процентной нормой угрожают нам, Извечная суровая кручина». «Но устал я лепетать Звучный лепет детских дней. Полночь бьет... Мне страшно спать, А не спать еще страшней...» ** Воспринял мальчик с детских лет совет. Не с тех ли пор философ и поэт? _________________________________ * Хахам (иврит, идиш) – умница, мудрец ** «Ноктюрн» 1885 3 Не с тех ли пор философ и поэт Привык анализировать сомненья? Дать на вопросы правильный ответ – Достойное для мысли назначенье. Попробуй сохранить нейтралитет, Когда борьба сбивает все теченья, Закручивая мыслей направленья В неуправляемый кордебалет. «Отрады нет ни в чем — ни в грезах детских лет, Ни в скорби призрачной, ни в мимолетном счастье. Даёт ли юноша в любви святой обет, Не верь: как зимний вихрь, бесплодны наши страсти». * Поэта не смутила мешанина – Свёл размышленья кряду, воедино. ______________________________ * «Дума» 1885 4 Свёл размышленья кряду, воедино. Когда? Ужели минский гимназист Достиг недосягаемой вершины, Как делает искусный альпинист? Пока не по плечу ему махина, Путь до неё и труден, и кремнист, Кто победит? Злодей иль гуманист? Что идеально? Вновь проблем лавина. «Но как словам лжеца, прошептанным во сне, Я верю лепету объятой сном природы, И речи мудрецов того не скажут мне, Что говорят без слов деревья, камни, воды». * И всё же разберётся ли эксперт, Когда открылся философский след? _______________________________ * «Ложь и правда» 1893 5 Когда открылся философский след? Он – обладатель золотой медали, Открыты двери в университет, Заманчивы сияющие дали. Санкт-Петербург, серьёзный факультет, Юрист. В роду такого не видали. Добьётся ли успеха здесь? Едва ли! В иных делах его авторитет. «Любить других, как самого себя... Но сам себя презреньем я караю. Какой-то сон божественный любя, В себе и ложь и правду презираю». * Что занимает нынче гражданина, О чём толкует мыслей паутина? ____________________________ * «Любовь к ближнему» 1893 6 О чём толкует мыслей паутина? Им рождено теченье – мэонизм, Небытие, не сущее – доктрина. В которой не существен организм. Нет сущего под сенью властелина, И не существен наш эгоцентризм. Как свет проходит через грани призм, Так у людей меняется личина. «Но каждый раз, очнувшись от мечтаний, В чужой душе все глубже и ясней Я прозревал клеймо своих страстей, Свою же ложь, позор своих страданий». * И гаснет мир, итог – всему кончина, Мировоззрений пёстрая картина. ______________________________ * «Любовь к ближнему» 1897 7 Мировоззрений пёстрая картина – Подспорье поэтическим делам, В салонах петербургских – групповщина, И он бывает здесь, бывает там. В уютной атмосфере у камина Розанов, Мережковский, Мандельштам, Есть место философии, стихам, В фаворе и Чулков, и Черубина. «К престолу божества, покинув дольний мрак, Избранники в лучах бессмертья подходили. И каждый вкруг чела носил избранства знак: Победный лавр иль терн, иль снег безгрешных линий». * Казалось всем, что эта жизнь-букет Установилась на десятки лет. ____________________________ * «Бездействие» 1907 8 Установилась на десятки лет, И опасаться вовсе не пристало, Здесь битва философская пылала И властвовал торжественный сонет. Ценились тут терцина, триолет, И много из баллад перебывало, Романсами переполнялась зала, Звучал и сатирический куплет. «Прости навек. Без слез и без упрека В последний раз гляжу я на тебя, Как в первый день, покорный воле рока. Тебя люблю и ухожу, любя». * Здесь выступали и играли в вист Поэт, прозаик, критик, публицист. ________________________________ * «Романс» 1907 9 Поэт, прозаик, критик, публицист, Всё совместилось в этом человеке. И стих его печальный столь искрист, Что кажется – он прозвучал навеки. Он – декадент, и он же – символист, Его стихи хранят библиотеки, А в переводах – бритты, галлы, греки, Всех одолел талантливый стилист. «Моей вы вняли грустной лире, Хоть не моей полны печали. Я не нашёл святыни в мире, Вы счастья в нём не отыскали». * В нём никогда не умирал искатель, Организатор, драматург, издатель. __________________________________ * «Моей вы вняли грустной лире …» 1907 10 Организатор, драматург, издатель, Поливалентный яркий человек, Неутомимый, яростный старатель, За истиной свершающий забег. Он сам себе всегда работодатель, Плывёт туда, где еле виден брег, Прочь непогода, слякоть, чёрный снег, Он доберётся до тебя, читатель. «Я не знаю, где правда и свет, Я не знаю, какому молиться мне Богу, Я, как в сказке царевич. блуждал с юных лет, В край заветный искал я дорогу …» * Недаром говорит доброжелатель: – Каким талантом наградил Создатель! ____________________________________ * «Белые ночи. Ночь вторая» 1907 11 Каким талантом наградил Создатель! А вот на что его употребить? Возможен ли социалист-писатель, Обязан ли в набат призывно бить? Капитализму он – гробокопатель, Хозяев-дармоедов в море смыть! Про рабство, унижения – забыть, Суровый суд свершит завоеватель. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Наша сила, наша воля, наша власть. В бой последний, как на праздник, снаряжайтесь. Кто не с нами, тот наш враг, тот должен пасть». * Он действует, как ярый коммунист. Легко ль заполнить многозначный лист? ________________________________ * «Гимн рабочих» 1907 12 Легко ль заполнить многозначный лист? Эжен Потье ему вполне созвучен , Известный коммунар и анархист, Что был делам практическим обучен. Но Минский, к счастью, новичок-марксист, Смог избежать громокипящей тучи, Что привело бы к смерти неминучей, Не практик – теоретик-нигилист. «Сегодня мы восстали, Но завтра кончен бой. В Интернационале Сольется род людской». * Нет практики– один словесный гам … О человеке судят по делам. ____________________________________ * Эжен Потье «Интернационал», перевод с французского Н. Минского 13 О человеке судят по делам, Не по прожектам глупым и химерам. Ведёт его дорога в некий храм? Судьба героя может быть примером. Наверно, долго жить его стихам, Коль в русском декадансе был премьером, И в символизме явным пионером, Распространив живительный бальзам. «Ты лгал, о голос злой! Быть может, никогда Так страстно мир не ждал пророческого слова. Лишь слово царствует. Меч был рабом всегда. Лишь словом создан свет, лишь им создастся снова». * История гласит: «Ему воздам, Наследию, что он оставил нам». _________________________________________________ * «Есть гимны звучные, – я в детстве им внимал …» 1883 14 Наследию, что он оставил нам – Серебряного века был предтечей, Пришла пора платить по векселям, И было что сказать на этой встрече. Густая поросль шла по сторонам, Берёзы, клёны, кипарисы-свечи И было ясно, что ещё не вечер, Что светит солнце новым письменам. «И каждый год цветёт весна, Не зная думы безотрадной, И, солнца луч впивая жадно, Спешат на волю семена». * Вы видите, какой дало отсвет Местечко, средоточье разных бед? ________________________________ * «Утешение» 1920 Магистрал (акростих) Местечко, средоточье разных бед, И наставленья мудрого раввина. Не с тех ли пор философ и поэт Свёл размышленья кряду, воедино? Когда открылся философский след? О чём толкует мыслей паутина? Мировоззрений пёстрая картина Установилась на десятки лет. Поэт, прозаик, критик, публицист Организатор, драматург, издатель Каким талантом наградил Создатель! Легко ль заполнить многозначный лист? О человеке судят по делам – Наследию, что он оставил нам. |