ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ Им. А.М. ГОРЬКОГО Контрольная работа по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» «ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ У БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА». Выполнил студент 3 курса Карелин Алексей. Москва 2007 г Пригородная электричка прорывается сквозь световой поток мартовского солнца. Еще не поднявшееся в своем зените, светило после зимней спячки, как надоедливый щенок, навязчиво лезит в лицо к своему хозяину, заглядывает лучами в окна вагонов, не давая даже толком разглядеть проносящееся мимо. Я блаженно закрыл глаза, и постарался представить себе, что я совсем не в этом обшарпанном с покрытыми окнами изморосью вагоне. Вот я выхожу из своего прибрежного бунгало. Жарко. Еле чувствуется легкий муссонный ветер; земля парит от тридцатиградусной жары. Трава, чем-то напоминающая опушку кокоса, почти выгорела. Мой взор привлекает одетый в белые одежды работник, с киркой в руках, он монотонно и добросовестно окучивает изрядно пожелтевший газон так, как будто от этого зависит вся его жизнь. И тут я заново переживаю ту гамму чувств, которая вызвала это прозаическое занятие местного садовника. Живет себе человек, тяпает так каждый день и радуется самому своему существованию. Может, в этом и есть высшая цель жизни? А что до достижения гармонии.., то человечество, прошедшее немыслимый этап развития, держа штурвал современнейшего лайнера, порою так тоскует по скрипучему и деревянному прошлому, что самое время отодвинуть в сторону ноутбук и взять в руки тысячелетнюю кирку мудрости бытия! Да, после сорока проблема времени встает перед тобой совсем по иному. Ты начинаешь понимать его скоротечность и то, что верхний сосуд песочных часов уже наполнен намного меньше, чем его зеркальный близнец и зёрна дней, да что там дней… часов устремлены туда в щель безвозвратного, откуда им суждено уже вернуться лишь воспоминаниями и ощущениями полноценной насыщенной жизни твоих дочерей, тех кому, дай Боже, суждено пережить тебя. О, эта парадоксальность и непостижимость измерения времени, называемого настоящее! Это совсем не то что прошлое и тем более будущее!«Погляди, душа, может ли настоящее быть долгим... Сто лет настоящего - долго это или нет? Но могут ли все сто лет быть в настоящем? Если идет первый год, то он - в настоящем, остальные же девяносто девять - только в будущем. Во второй же год - первый уже будет в прошедшем, а остальные в будущем...Поэтому сто лет в настоящем быть не могут...Но ведь и тот год, который идет, отнюдь не в настоящем. Идет его первый месяц...Но и текущий месяц не весь в настоящем. В настоящем - один из его дней...Но расчленить-то можно и день...Даже и настоящий час состоит из более мелких и быстро исчезающих частей...Настоящим можно назвать только миг, который уже не делится на части; но как ухватить его? ...У него нет никакой длительности...» (Исповедь, 11, ХУ). Именно такое понимание времени, столь основательно продуманная Августином, являет собой поворот, суть которого для европейской философии трудно переоценить. Наше желание постигнуть природу неповторимой человеческой души, исходя из ее связи с Богом, подвело философов к новой трактовке времени. Всё что вокруг человека и всё что внутри его изменяется во времени. Именно Проблема времени для Августина - одна из основных, ей он посвящает практически всю 11-ю книгу "Исповеди". И начинает он с того, что задает вопрос:"Разве не обветшали разумом те, кто спрашивают нас, что делал Бог до того, как создал небо и землю ?В этом Августин во многом предвосхищает субъективный подход к пониманию времени, предвосхищая даже Канта. Однако при всём при этом его философские взгляды отличаются и от новоевропейского психологизма, и от трансцендентальной философии, так как именно христианская теология определила всё то движение, вне которого невозможно понять смысл концепции времени и вечности Августина. И то, что изложил Августин намного шире и никак не укладывается в узкие рамки психологической концепции, так как психологизм исходит от разума, а учение о душе из сердца, которое, по самой природе своей связано с Богом. «Для того, чтобы понять смысл мира во всей его совокупной полноте, мы должны сделаться глухими к шуму суеты и внимать уху сердца» (Исповедь 4, XI, 16) «Лишь сердцем способен воспринять человек целокупность бытия, лишь сердце способно услышать голос (Исповедь 4, XII, 18-19) До Августина, собственно говоря, христианской философии, как таковой, еще не было, предпринимались лишь попытки философствовать, опираясь на положения и догматы Святого Писания, основы христианства. Тема же времени и вечности не могла не заинтересовать блаженного Августина постольку, поскольку его занимал вопрос о том, как «временный телесный» человек может приобщиться к «вечности бестелесного Творца», - а без этого нет спасения от разрушительного бега времени: «Ты мой извечный Отец, я же низвергся во время, строй которого мне неведом; мысли мои, самая сердцевина души моей раздираются в клочья шумной его пестротой, доколе не сольюсь я с Тобой, очищенный и расплавленный в огне любви твоей» (Исповедь 11, XIХ, 39) Но размышляя о проблемах времени и вечности, блаженный Августин, в отличие от языческих философов, для которых время ассоциировалось с вечным круговращением космоса, отрицает возможность отождествления времени с текучестью тварного естества: «Движение тела - это одно, а то, чем измеряется длительность движения, - другое ... , - говорит он. - Время, следовательно, не есть движение тела…» (Исповедь 11, XХIV, 31). Такие рассуждения вряд ли возникли бы в дохристианскую эпоху. Да, блаженный Августин христианин. И если в языческой античности мерилом движения времени было вечное «измеряя измеряй время в себе самом» то блаженный Августин предлагает на первый взгляд неожиданный способ его созерцания, - способ, коренящийся в его христианском: «Закону, является мерилом времени но тот живой внутренний олам является соответствие Творцу» Время впервые у Августина становится, как сказал П.П. Гайденко «ключевой интуицией бытия мира и человека». В этом значение мысли блаженного Августина , стоящего у истоков христианской философии времени: «Я слышал от одного ученого человека, что движение солнца, луны и звезд есть время , - но я с этим не согласен (Исповедь, 11. XXIII, 29) (С. 335). И далее: «Впечатление от проходящего мимо остается в тебе, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило» (Исповедь 11, XХVII, 36) И далее Августин отвечает на вопрос о времени: «время есть некоторая протяженность». А на вопрос:"Протяженность чего?" - он отвечает:"Протяженность духа". Но что же такое время? Откуда оно берется? Некоторые философы говорят, что время есть движение - в частности, движение звезд. Августин не согласен с таким положением, ибо движение мыслится во времени, а не наоборот - время в движении. Поэтому при помощи времени мы можем мерить обороты звезд, но не наоборот. Мы знаем, что само движение звезд может быть или быстрым, или медленным, а для этого должен существовать критерий. Поэтому не движение есть время, но движение существует во времени. А что же такое, собственно говоря, время? Это для Августина остается тайной. Единственное, что он говорит о времени, что это есть некоторое протяжение духа. Августин заканчивает свое рассуждение о времени фразой: "В тебе, душа моя, измеряю я время". Поэтому Августин утверждает: можно сказать, что существует лишь настоящее, а о прошлом и будущем можно говорить лишь как о настоящем прошедшего и настоящем будущего. Все существует в настоящем: прошлое существует в памяти, а будущее - в предчувствовании. Это предчувствование мы определяем, исходя из настоящего. Как о грядущем восходе солнца мы судим о появившейся заре. Мы видим зарю и знаем, что скоро будет солнце. Так же и о будущем мы судим по тому, что существует некоторое настоящее. Поэтому правильнее говорить не о прошлом, настоящем и будущем, а о настоящем прошедшего, настоящем настоящего и настоящем будущего. И существуют они только в нашей душе: настоящее прошедшего существует в памяти, настоящее настоящего в непосредственном созерцании. настоящее будущего - в ожидании. Августин приходит к выводу: время существует лишь в нашей душе, т.е. оно существует субъективно. По Августину. объективный мир существует во времени, поэтому он склоняется к той точке зрения, что время существует и в нашей душе, и объективно, но время есть свойство не материального, чувственного мира, а души. Выводы: 1. Блаженный Августин оказался тем философом, который продолжил дело Плотина, основываясь на христианском, а не на языческом (как это было у Плотина) мировоззрении. 2. Можно сказать, что Плотин явился для Августина первым толчком для создания новой философии. 3. Августин очень многое взял от Плотина, критически его переработав, и от многого отказался - от тех языческих положений, которые никак не могли быть перенесены в христианскую философию. 4. Благодаря творческому синтезу философии Плотина и христианского богословия Августином была создана, без преувеличения, гениальнейшая, величественная и стройная философская система, просуществовавшая на протяжении почти тысячи лет - до 13 века, когда усилиями Фомы Аквинского была создана несколько другая школа философствования. 5. Проблема времени рассматривается Августином через творение. 6. Сам Бог пребывает вне времени, в вечности, т.е. в постоянно настоящем. 7. Деление времени на прошлое, настоящее, будущее есть прерогатива человека. Время поэтому есть человеческое понятие. Прошедшее связано с памятью, настоящее с созерцанием, будущее с чаяниями и надеждами. 8. Учение Августина о субъективном времени оказало заметное влияние на развитие европейской философии, в частности, на учения Декарта, Канта, Мальбранша и других. Литература 1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т.1. Ч.2. 2. Курс лекций, прочитанный студентам Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) в апреле 2000 г. 3. Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1880, ч. 1. С.340. |