(тезисы доклада) Тех, кто ничего не знает о поэтических метриках, мягко отсылаем к теоретической разработке известного словатора Семена Г. «К теории стихосложения и стихоумножения» (жуткому прорыву в области твердых поэтических форм). А для ленивых приводим начало этого откровения прямо здесь. Для начала процитируем раннего Семена Г.: «Классик советовал «поверить алгеброй гармонию». Направление верное. Но «поверить» не только школьной алгеброй a + b, но и высшей алгеброй. А если потребуется, то следует, не стесняясь, применять аппараты интегрального и вариационного исчислений. Не должна быть забыта и геометрия — например, для исследования фигурных стихов и прочих изгибов поэтической мысли». Напомним, что еще в 2011 году этот Семен Г. обогатил теорию стихосложения, измыслив статью «Поэтические нормы, метрики и рекорды». Там он самобытно ввел понятия «поэтическая норма» и «поэтическая метрика». Тогда автор статьи и сам до конца не понял, что сотворил. (Конечно, не общую теорию поэтического поля, но и не сито из заячьего хвоста.) На днях на Семена Г. опять что-то нашло (снизошло), и он кое-что в той статье переосмыслил, кое-где подправил и... расширил множество твердых форм стиха. Сейчас он радостно и весело оповещает литературный мир о своих находках. Сосредоточьтесь! Понятие «метризованный стих» в поэзии используется давно. Однако формальное определение его явно хромает, причем на обе стопы. В математике же давно-давно строго введены понятия «норма» и «метрика». Введем (по-пионерски и по-новаторски) общий вид поэтической нормы: L—W—S—N, где L — количество букв в слове, W — слов в строке, S — строк в строфе, N — строф в стихе, причем указанные иностранные буковки могут принимать любые значения из множества натуральных чисел (для подзабывших: 1, 2, 3, 4, 5, 6, ...). Для простоты (чтобы все могли въехать) будем полагать, что поэтическая метрика — это числовая конкретизация поэтической нормы. Как известно каждому школьнику, «твердая форма — это «парадигматическая константа, охватывающая произведение в целом», иными словами — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя». Обычно теоретики поэзии разводят исследовательские турусики на колесиках вдоль и поперек S (всякие там терцины, секстины, октавы и проч.). А Семен Г. обратил свой пытливый взор (ум) на L и W. И вот что обнаружил: обычно в стихах L и W не константы! И очень жаль. Точнее — очень хорошо, поскольку дало ему возможность «застолбить» новые твердые формы!! Итак, если в каком-либо стихотворении L и W — константы, то это стихотворение надлежит относить к твердой форме, которую Семен Г. назвал «губниль». (Догадываетесь, в честь кого?) Если при этом L = W = S, то твердую форму тот же теоретик назвал «губнель». А еще он же придумал, что если в каждой строке стихотворения каждое слово начинается с одной и той же буквы и, кроме того, первые буквы каждой строки не повторяются, то такое стихотворение следует считать и называть «изысканным». (А если не согласны, то попробуйте-ка составить «изысканную губнель 4-4-4-4»!) На этом, с некоторым сожалением, завершим цитирование и сосредоточим внимание на неканонической метрике Х-2-1-1 — праматери рекордно коротких стихотворений. (Для тех, кому туго даются абстракции, поясним: два слова в одной-единственной строке одной-единственной строфы, а количество букв в слове не регламентировано.) Человечество всегда привлекали рекорды и новинки. И поэзия не должна лежать на обочине мировых интересов. Покажем на поучительных примерах, как прилагается «сухая теория» к «вечно зеленеющей» поэтической практике. Отметим особую (интригующую) роль названия стихотворения. Пример 1. Стихотворение на вечно актуальную тему взаимоотношений между писателями и читателями в метрике 4/4-2-1-1. «Мнение читателя» Блог — плох. Пример 2. Стихотворение в жанре религиозно-атеистической лирики в метрике 3/4-2-1-1. «Хула не нова» Бог — убог. Пример 3. Стихотворение в жанре той же лирики с историческим окрасом в метрике 3/3-2-1-1. «Убеждение атеиста» Миф — жив! Пример 4. Рекордно короткое стихотворение в жанре юридической комедии дель арте в метрике 2/2-2-1-1. «Приговор отравителю» Яд? Ад!! Пример 5. Рекордно короткое стихотворение в жанре научно-популярной лирики в метрике 2/2-2-1-1. «Панегирик ученому» Ом — ум! Пример 6. Стихотворение-диптих в русле нового сладостного стиля Данте в метрике 2/3-2-1-1. «Неожиданный вопрос» ____ «Неожиданный ответ» Ад — рад? _______________ Ад — сад! Пример 7. Еще одно рекордно короткое стихотворение-диптих для семейного чтения в метрике 2/2-2-1-1. «Брачный договор» _______ «Брачный приговор» Аз уз. __________________ Ад уз. Пример 8. Стихотворение-триптих на тему «Кто-то и сейчас живее всех живых». «Вечный Жид» ______ «Буддисты не отстают» _______ «Зеленые не отстают» Жид — жив. ________ Шивы — живы. ________________ Ивы — живы. Пример 9. Стихотворение в жанре медицинской трагедии. «Эпикриз» Тиф — вшив. Пример 10. Цикл «Среднее образование» из двух стихотворений. «Первое школьное правило» ________ «Драма и триумф Герасима Тургенева» «Жи» — «ши»... ___________________ Му-у... «Муму»! Пример 11. Стихотворение-иксптих «На...». «На охоте» _____ «На СТО» _____ «На нервах» ___ «На дне» _____ «На ???» Рысь? Брысь! ___ Брось ось. ___ Дом? Бром! ____ Пью — бью. ___ ??? ??? |