Урок пения в шестом классе «б», сегодня, как и обычно, начался с проверки домашнего задания. Но не успела я отшлифованным за год работы в Пильшинской сельской школе изящным жестом раскрыть журнал и сурово произнести противную (бррр!) прокурорско-учительскую фразочку: «Отвечать будет…», как меня опередил басовитый голосок самого разгильдяистого хлопчика Андрюшки Барабанова: - Елена Семёновна, покыркайте на скрыпочке... - Елена Се-мё-нов-на, ну, чего Вам стоит, ну покыркайте... Лукавое веснушчатое лицо его выражало затаённую надежду, авось, да пронесёт, и не спросит его ента вредная училка. Подумаешь, пение ... И на фиг оно сдалось. Вот трактор завести, да по полю, да ровнёхонько, как батя показывал… Все крамольные Андрюшкины мысли я легко читала на его простодушной рожице. Ну, да, совсем недавно сама была такой же вольной-подневольной пташкой. И в свои девятнадцать отнюдь не забыла школярские отвлекающие маневры-приёмчики, когда на уроках музыки в педагогическом училище мы вот так же старались увести нашего любимого преподавателя Якова Иваныча подальше от необходимости продемонстрировать, как хорошо мы разучили вальс Комаровского... Эх, Андрюша, послушал бы ты, как тонко и изящно вела свою партию наша подружка-красавица Люся Андреева. Начинала она с подходцем, издалека: - Як Иваныч, Як Иваныч, расскажите, как там Ваша сессия? Яков Иванович - талантливый скрипач-самоучка, заочник консерватории в неполные пятьдесят, Яков Иванович, который на своей трогательно худой шее держал-содержал не только дородную жену Анну, но и пятерых отпрысков (мал-мала меньше), ещё не отошёл от очередной сессионной нервотрёпки. - Девочки, всё сдал! На четвёрки! - Урррааа! От Як Иваныча немного попахивало спиртными парами. Но мы, шестнадцатилетние пацанки, нашего учителя жалели и не подавали виду, что заметили его «подшофэ». - А что Вы играли на экзамене? – продолжила тянуть время Люся. - Як Иваныч, поиграйте, поиграйте! - тут уж из засады выскочили все остальные скрипачки, и те, кто назубок выучил домашнее задание, и кто «просачковал» в отсутствие учителя. И что с нами, симпапусиками-студенточками сделаешь... Як Иваныч бережно расправлял на левом плече потертую бархотку, натирал канифолью смычок, прижимал к себе скрипку (кажется, она была достаточно старой, может быть, и раритетной), и мы, облегченно вздохнув, уносились вместе со звуками в какую-то неведомую высь, где у нас рвалось из груди сердце и перехватывало дыхание. Но я - не Яков Иваныч... Да, и мне до него - ой, как далеко... Так что, ведём урок в соответствии с планом. - Ну, что же, Барабанов, сам напросился. А повтори-ка, дружочек, то, что мы записывали с вами на прошлом уроке... Из чего, состоит скрипка, помнишь? Андрюша нехотя выползает из-за парты, вертит по сторонам ушастой головой, ловит спасительную подсказку. - Нижняя дека, верхняя дека, - шепчет Тося Панкратова. (А ты у нас, Тосенька, тоже будешь сейчас отвечать, - проговариваю про себя я маленьким язычком... Подсказчику - первый кнут!) - Так, Андрей, смелее! - Ну, как там... Нижняя дырка, верхняя дырка... Андрюха, довольный, что уловил подсказку, улыбается во весь рот. Класс грохает от смеха, на все лады повторяя: "нижняя дырка, верхняя дырка"... - Охо-хо-нечки, - как любит повторять моя квартирная хозяйка баба Сюня, - и чё ж это деется? - Ну, хорошо, посмеялись, и достаточно... - Тося, повтори-ка распевание: «До-ре-ми-фа-соль-ля-си, Села кошка на такси, Заплатила пять рублей И поехала в музей. А котята прицепились И бесплатно прокатились…» Урок пения идёт почти плану, но шумно и весело. Разучиваем: «То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой, край родной, навек любимый, где найдёшь ещё такой…». |