Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 14621 [ символов ]
Рецензия на рассказ Джона Маверика «Ульц выходит из берегов»
Интересный полноформатный рассказ о том, как жестока жизнь, и выбирать в ней зачастую не приходится. Вместе с героями мы попадаем в самую мясорубку искуса и нужды, проходим до конца. Только конец у каждого читателя будет, как всегда, свой. Всем пяти главам я присвоила «рабочие» названия: Великодушный и Утешитель, Притон и Музыка, Письма, Оригами, Карнавал. Читается рассказ на едином дыхании, с удовольствием перечитывается неоднократно.
Прежде всего, хочется понять, каким образом Джону Маверику удалось передать сложнейшую тему падения нравственной (первородной) чистоты. Ненавязчиво и убедительно показать, как личность переживает процесс сначала пошатнувшихся устоев, затем растворения в среде, падения, и, наконец, осознания происшедшего.
 
Глава 1. Великодушный и Утешитель
 
Начало произведению положено символическое: Сигарета была дорогая, но гадкая. Михаэль с отвращением незаметно швыряет окурок под ноги.
Холодно, сыро. И тихо... А далее мы попадаем в неподражаемый поэтический городской утренний пейзаж, в котором встретимся с другим ГГ — молодым Менахемом Подольским, от нужды приехавшим на заработки. Великолепный портрет Менахема вместе с историей его беды: болезни семьи, развал хозяйства, кризис, работы нет. Впрочем, по оценке Михаэля, Менахем оказался Смазливый — повествованию задан весьма конкретный настрой, и внимание усиливается в ожидании пикантных подробностей. Но нет! Придется подождать, впрочем, Маверика читать никогда не скучно! Помимо стандартного набора крестьянских навыков, Менахем умеет, оказывается, играть на гитаре (у него пальцы изящные и худые, словно у художника или музыканта, с чуть припухшими суставами) и раньше подрабатывал на свадьбах.
Только у нас не женится больше никто.
– Отчего же так? – усмехнулся Михаэль. – Жизнь обязана продолжаться, несмотря ни на что. И никогда не говорите, мой дорогой, что готовы делать что угодно. Вас могут неправильно понять.
– Разумеется, я не имел в виду, что пойду воровать или что-то подобное, – запротестовал Менахем. – Я говорил о честной работе.
– О честной? Ну что ж. А знаете, вам повезло.
«Щедрый, великодушный» — толкование имени Карен - Михаэль предлагает «утешителю» Менахему честную работу, но о сути ее Менахем не догадывается, разве что легкий флер сомнений возникает у наблюдателя. Впрочем, Михаэль, действительно, человек честный, как он о себе и говорит. А что кто видит — так то в меру прозорливости, смелости и ...испорченности.
 
Глава 2. Притон и Музыка
 
Ресторанчик «Маркус». Что-то мерзкое было разлито в самом воздухе, трудноуловимое, как запах – настолько слабый, что не осознается человеком, но при этом угнетает психику. Инфразапах(...).
Яркие портреты музыкантов Кармиля, Лойзички, Венцеля.
Наблюдая функционирование заведения, Менахем оробел. «Куда я вляпался, Боже правый?» – думал он, содрогаясь от омерзения. После первой рабочей смены Менахем стоял, как оглушенный.
По дороге домой его нагнал Михаэль и «разрешил» накатившие сомнения.
Работа есть работа, за нее платят, а музыка есть музыка – ей безразлично, в каком пространстве существовать, ибо она сама по себе – одно из высших измерений бытия. Непонятно выразил? Она не служит внешнему, а видоизменяет его. Что вас, собственно говоря, не устраивает?
– Только одна вещь: я не собираюсь становиться проституткой.
Да вы что! – Михаэль даже остановился от неожиданности.
В квартирке, которую Менахем снимает, его ждет письмо из дома и воспоминания о любимой девушке. «Все, что на языке – то от лукавого», – говорила Ханна и легким прикосновением замыкала его уста. Писем она писать тоже не любила — не видела в том прок. Любовь, которая говорит на языке прикосновений и запахов, слепая и глухая, точно земляной червь. Ее хватало Менахему, пока Ханна была рядом. А что осталось теперь? Молчание.
 
Глава 3. Письма.
 
По сути дела, он писал нечто вроде дневника.
«...Неделю назад меня взял на работу один чудак (извращенец, сутенер, добрый человек). Лишнее полагается вычеркнуть, да только не знаю что, потому что все правильно. Даже последнее. Он добр ко мне. Ведет себя как друг.(...) Вдобавок, романтик и поэт. Ты удивлена? Я тоже долго не мог поверить, что содержатель притона способен так изящно и тонко нанизывать слова на самые неприметные человеческие чувства – как бусы на нитку. Смотришь – вроде позерство и пустословие, а другой стороной повернешь – и как засверкает... Он пишет стихи и просит меня сочинять к ним музыку. (…)
Работаю я теперь в таком месте, которое и описывать неловко. И не стал бы, если бы хоть на секунду представил себе, что ты, Ханеле, это когда-нибудь прочтешь. Все там странно и противно природе. Мир, которого и быть не должно – с тех пор, как предан огню Содом – и который тем не менее есть и живет вот уже много лет по своим собственным извращенным законам. Знаешь, Ханна, в чем опасность таких вот крошечных мирков? В их самодостаточности. Получается что-то вроде пути по кругу – раз начав ходить, уже не можешь остановиться. Раз угодив туда – назад не выберешься, как ни барахтайся, ни молоти руками по трясине, все равно затянет обратно.
Да что я пишу? Ты, наверное, испугалась, да? Милая Ханеле... Я-то выберусь, потому что я не там, не внутри, а где-то с краю. Хотя и у меня порой, как нагляжусь на местную публику, так словно что-то в мозгах с ног на голову переворачивается.
Из писем Менахема мы возвращаеся в притон Михаэля. Виртуозный пассаж об игре скрипке, о чарующей музыке, сочиненной Кармилем, которого Менахем называет ...гением, не умея подобрать иное слово, которое бы отразило восторг.
– Ты знаешь, кто я? – усмехнулся тот. – Сказать тебе?
Менахем осекся: ответ был слишком очевиден.
– А кем здесь считают меня? – ляпнул он и тотчас прикусил язык.
В тот же день (то есть, ночь), после взбудоражевшего наблюдения за танцем, Менахем имел «деловое» предложение от одного из состоятельных клиентов притона. Вернувшись к Михаэлю, чтобы сообщить об уходе, он попадает в психологическую мясорубку у хозяина. Кнут и пряник одновременно, шокирующие подробности преисподней. Завершается глава зловеще и более чем реалистично:
идти по этой дорожке до конца.
– До какого конца?
А, не важно, – отмахнулся Михаэль. – Не забивайте себе голову. Я неудачно выразился. Конец у жизни один, он известен, а все остальное – только путь по кругу. С моста на мост, и так до бесконечности. Ступайте-ка лучше в зал, мой милый.
 
Глава 4. Оригами.
 
Образ речной страны — Ульца — сквозной в рассказе: и не Ульц перед тобой с тремя притоками, а громадная речная страна без конца и края. Неведомая сила хватает тебя и удерживает, и вовсе не затем, что ты ей так уж и нужен, а лишь потому, что такова ее природа – кружить, морочить и ломать.
Менахем продолжает возвращаться с работы вдвоем с Михаэлем, они странно становятся близки друг другу, словно связанные одной тайной, хотя оба совершенно непохожи. Наши мучительные диалоги нередко напоминают разговор дальтоников – один никак не может объяснить второму, какие именно цвета он видит. Иное воспитание, ситуация, опыт, иная шкала ценностей.
Он знает, что любит родных и Ханеле, но он уже забыл их тепло (да и сколько было его, этого тепла...), они уже «настолько далеки, что иногда чудится, будто вы отреклись от меня, или я от вас отрекся, что почти одно и то же».
Зима проходит в невыносимых физических и духовных страданиях. Может быть, я, как Марайка, генетически неполноценен и чем-то ужасным болен? Вдруг не зря болтали про моих родителей всякие гадости? Гоню от себя дурные мысли и мечтаю о весне. Когда кончится эта невероятная зима, я смогу, наконец, вернуться домой. Тогда мои руки будет к чему приложить.
Вот только все чаще мучает страх, что не вернусь никогда. Как будто и дома у меня никакого нет – растворился, как сон, в тумане четырех рек.
А весной Менахем из неотправленных зимних писем свернул оригами и смахнул их с подоконника в открытое окно...
А потом Ульц вышел из берегов, но Менахем все же решил вернуться в город. Михаэль: Что вас так влечет домой: старые письма, фотографии? – он как будто читал его мысли. – Бросьте, нет смысла думать о прошлом, когда настоящее бурлит у твоих ног. Впрочем, как хотите, я вас одного не брошу – идем. (…) Как часто, оглядываясь назад, Менахем жалел, что не остался тогда ночевать в «Маркусе». То, что случилось с ним на мосту, посреди разлившейся реки, случилось бы все равно – только в четырех стенах, за запертыми дверями, а не на глазах всего города. Таким образом из личной боли оно не превратилось бы в позор. (…)
Он каждую неделю посылал матери и сестре деньги, а с ними коротенькую записку, на которую не ждал ответа. «Жив-здоров, работаю, не скучайте, мои дорогие». Он больше не верил в собственное возвращение, понимая, что угодил в ловушку. Где бы Менахем теперь ни находился, что бы ни делал – играл в оркестре, обедал, писал ли письма не существующей, а вернее, существующей только внутри него, Ханне – ему чудилось, что он ходит по мостам – туда и обратно, по замкнутому кругу.
 
Глава 5. Карнавал.
 
Даже мнимой Ханне не смел он написать правду о том, как предало его собственное тело. Точно вступило в сговор с Кареном Михаэлем, реагируя не так и не к месту. Не умея назвать истинную причину своих мучений, он и объяснить ничего не мог.
Стоит человеку довериться чьей-то воле, положиться на нее, а не на себя, как дергайся, не дергайся – все равно плясать станешь так, как пожелает хозяин.
Менахем очень рассчитывает на карнавал, что отыщет в нем хоть какой-то ответ о себе – узнает, кто он. Михаэль говорит, что только на карнавале люди могут быть самими собой, потому что надевают не ту маску, которую навязывает им общество и природа, а ту, что выбирают сами.
Как легко, оказывается, пригласить в свою жизнь то, что когда-то презирал, и вот оно уже становится частью тебя. Вживляется в плоть и в кровь, заползает в жесты, походку и речь. Теперь сделай следующий шаг и обрати против себя собственное презрение, ведь ты его заслуживаешь – и все, мышеловка захлопнулась. Спасение — лишь в приятии мира, каков он есть, без иллюзий, без обвинений, и расчет только на себя — насколько ты сам способен творить собственный мир — эта идея по умолчанию пропитывает весь рассказ.
Михаэль зверски избил Менахема. Конечно, он избивал самого себя. Так садист издевается в мазохисте над самим собой. Хорошо же он выглядит, если даже Кармиль ему посочувствовал. Да и Лойзичек не издевается, а смотрит жалостливо, как ребенок на сломанную игрушку. Наверное, все они неплохие парни, просто карта им такая выпала – неправильная, с которой, как ни старайся – судьбу не обыграешь.
– И еще, я хотел, – Франческо робко заглянул ему в лицо, – поблагодарить за музыку и за все...
Да ладно, ерунда какая. Вот за музыку Кармиля благодари... – буркнул Менахем, в душе понимая, что он прав. Для прощальных слов – самое время.
Разговор с Михаэлем был короткий, Менахем уходит, как ему кажется, навсегда.
– Я устал. Вы играете со мной, как кошка с мышью. То отпустите, то поймаете. То требуете любви, то оскорбляете, то бьете.
– Хорошо, – произнес Михаэль сдавленным голосом, точно говорил в перину. – Я не буду требовать вашей любви. Я не имею на нее права. Но друзьями-то мы останемся, да?
– О какой дружбе вы говорите? – возразил Менахем. – Вы ее убили... еще тогда, на мосту. Когда разлился Ульц, – он покривился болезненно, словно случайное воспоминание отозвалось чем-то посторонним и неуместным. – И с тех пор тянете из нее жилу за жилой. Запугиваете, унижаете – и называете себя другом? Я очень хорошо относился к вам вначале. Думал, вы желаете мне добра. Да, хотите верьте, хотите нет, но я был вам искренне благодарен... даже когда в чем-то сомневался, потом себя укорял.
В письме к Менахему Михаэль пишет: Прости, что своими благими намерениями вымостил для нас обоих дорогу в ад. Видит Бог, я этого не хотел. Я балансировал на опасной грани. Любил бескорыстно, как в первый раз, как в юности, когда мечтаешь только, чтобы все было хорошо у дорогого тебе человека. Опасная иллюзия. Потому что один шаг вперед – и желающий добра превращается в собственника любой ценой.
Не стану писать красивых слов – ты слышал их достаточно. Если не от меня, то от своей Ханны или еще от кого-нибудь. Все, что люди на самом деле могут, – это сыпать словами, как мелкой разменной монетой на прилавок. Ничего хорошего на них не купить, только несвободу, насилие и ложь.
Тем не менее, Михаэль, возможно, не прав: кто знает, пиши Ханна письма Менхему, быть может, он и не растерял бы ее тепла. Но проверить это невозможно. Любовь — тайна, а так же искусство, которое, как и всякое искусство, постичь изнутри, тем более, создавать, дано не любому, но все могут им наслаждаться, созерцая...
 
Финал открытый. Навстречу ему попадались разные люди: мужчины и женщины, старики, дети и подростки – но ни в одном из них Менахем не узнал самого себя. Он и не мог узнать, ведь каждый участник одел свою маску, а не его, Менахема... И не в имени ли сокрыта его маска — не маска, лицо, но он об этом пока не догадывается.
Михаеэль... Что-то подсказывает - исход предрешен и мы об этом уже читали. Достаточно вернуться в начало, в первый абзац. В любом случае, это интересный композиционный прием. Но для более четкого его абриса, я бы первый абзац закончила на фразе повертел в пальцах окурок и незаметно швырнул его себе под ноги. Михаэль сам определил свою судьбу. Кстати, это единственный герой, чей портрет (за исключением толстых губ и возраста) так и остался неизвестным. Но он же и погубил, и задал Менахему программную установку: Жизнь обязана продолжаться, несмотря ни на что.
 
Джон Маверик не был бы Джон Маверик, не помести он своих героев в мир чарующих образов. Поэтические описания Ульца, как и все описательные интерлюдии (Утро, Скрипка, Весна) сопровождают и оттеняют чувства героев. Карен Михаэль в первой главе признается: Не люблю слишком красивые места – они имеют над человеком непозволительную власть. Однако его ресторанчик расположен именно в таком месте. Долина пятнадцати мостов — мистическое место, где, Говорят, что если очень долго бродить по этим мостам – до тех пор, пока не встретишь самого себя, идущего навстречу – то можно попасть в прошлое. Конечно, попасть в прошлое невозможно, как невозможно встрети(т)ь самого себя, идущего навстречу. Менахему придется жить, навсегда распростившись с прошлым, его унес Ульц, вышедший из берегов.
Дата публикации: 29.10.2015 20:18
Предыдущее: Однако, как весело было в МонакоСледующее: Я котёнка напоила

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта