Размышления в День Победы Д.Т. Язову Жизнь спокойна. О чем говорить? Про Донбасс? Про хоккей? Перепост новостей – блогосфера съедает себя. Всё вздыхают: «Вот раньше! Вот люди! Из них бы – гвоздей!» Модный тренд – о войне: лепят ленты к одежде, скорбят. Часть бомонда, объевшись печенья от Нуланд и Ко, Размышляет легко о потерях, боях и котлах: Плохишей не волнует ни вера, ни честь, ни закон, Не стесняясь икон, голопузые скачут в церквах. Омск проходит парадом, ликует и жаждет салют, А недавно (делю время просто на «Путин» и «до») В этом «до» мне казалось, Борису немного дольют, И России капут: мир забудет и роль, и итог. Всё теперь по-другому, и в армии можно служить, Планы разоружить, подчинить и втоптать ждал провал: Белый лебедь летает над пропастью ржи (или лжи?), Чтобы права на жизнь у сограждан никто не отнял. Непросто рецензировать гражданскую лирику. Для меня — не просто. Если вполне могу представить себя на месте ЛГ, пусть и относительно, то содержание, которое возведено на политической платформе — не моя тема: от политики я человек далекий, новейшую историю постигаю лишь на собственной шкуре, СМИ не доверяю ни на йоту и в социальных коллизиях не участвую. По моему глубокому убеждению, каждый должен заниматься своим делом, со всею доступною самоотдачей. Как говорится, время умирать придет — умирать будем, то есть воевать не на жизнь, а на смерть, а пока идут пустые дебаты, мое дело — сторона. Потому стихотворение, которое сразу очень понравилось, я анализирую с точки зрения читательницы и литературного критика, вне политических пристрастий и оценок. Эпиграф — посвящение или обращение к известному политическому и военному деятелю. Возможно, даже отповедь, возможно, доброе послание — разбираться нет у меня желания. Просто не вижу в том смысла. Первая же строка стихотворения - Жизнь спокойна. О чем говорить? Про Донбасс? Про хоккей? - оксюморон. Понятно, что жизнь не спокойна, если речь о Донбассе, в то же время гротескна, коль Донбасс и хоккей стоят рядом. Модный тренд – о войне — грустно, когда война, да еще та, что касается всех напрямую — не более чем фишка на игральном столе... Первый же катрен заряжает скорбью о текущем, о былом, да и о будущем тоже не все ясно. Впрочем, когда и кому будущее было ясно... Второй катрен — зарисовка бомонда - «высший свет», тех, кто оказался владельцем ресурсов и теперь вытворяет все что хочет, до глумления. Третий катрен — чистая политика. Д. Т. Язов Родом из Омской области. Содержание катрена — отражение политических вглядов ЛГ: ему казалось, России капут. Четвертый катрен утверждает, что Всё теперь по-другому. Весьма сомнительно, конечно. Безусловно, только в Армии и можно теперь «работать» - служить, но, будем честны, потому что это одно из немногих мест, где относительно высокий уровень оплаты труда. Впрочем, во все времена определенная группа населения рождается с патриотическим запалом и служба Родине — достойное применение их страстей. В данный исторический момент эти люди в тренде в плане вознаграждения. Впрочем, искренне считаю, что Армия должна быть во все времена на высоте. Как материальной, так и ДУХОВНОЙ. Дворянское сословие всегда считало за честь службу Отечеству. А уж на каком поприще эта служба — тут звезды распоряжаются. Стихотворение написано четырьмя графически разделенными катренами перекрестной рифмовкой АБАБ, пятистопным анапестом. Как жанровую особенность, прекрасно выдержанную автором, следует отметить: - прямые упоминания реальных политических деятелей (Язов, Путин, Ельцин); - исторические аллюзии к реальным событиям (капут[i/] — ВОВ, Донбасс — события сегодняшнего дня); аллюзии к литературным произведениям («Над пропастью во ржи» Сэлинджера Д. - герой искренне переживает несправедливость мироздания и выходит из испытаний личностью, себя не предавшей), Вот люди! Из них бы – гвоздей! - перефразировка Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! - Лермонтов. Бородино), Плохиш(и) (Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове») - упоминание флагмана российской авиации «Белый лебедь»; - употребление неологизмов нового времени: Перепост новостей – блогосфера; Модный тренд, печень(е) от Нуланд и Ко. Рифмы великолепные, в том числе используются внутренние рифмы, повышая мелодичность произведения. Хотелось бы отметить многочисленные авторские находки: съедает себя - скорбят, Нуланд и Ко - ни закон, и «до» - итог, можно служить - ржи (или лжи?), а также рифму салют - дольют. Что касается конкретных вопросов по произведению - считаю, что их вольно решать в авторском исполнении. Мини-сериал «Одиночество в квадрате» Интерересный получился цикл, на вечные темы - «он и она», «кто я?», «где я?». Взгляд с высоты, обзор основных точек преткновения, в то же время в каждой из них — живой нерв, трепещущий, бьющийся в сомнениях, которые, видимо, неразрешимы. Одно слово — мятущаяся душа, что пытается отыскать свое место в мире... Но так оно устроено — пока себя не отыщешь, не поймешь, чему, единственному, ты предназначен (для этого требуется отказаться от социальности, сосредоточившись на себе), и места среди людей — единственно своего - не отыщешь, так и будут раздирать сомнения... Но это — вопрос вечный, философский — метафизика... Общности, как таковой, в стихах нет, поскольку каждое вполне самодостаточно, но сюжетную линию вытянуть можно: неслучившаяся любовь, поиск судьбы, раны — их лечение и мысли, мысли, мысли... Человек — существо ментальное... Он много «думает» и мало, по большому счету, делает... Мне кажется, чтобы цикл действительно стал «сериалом» - циклом, а не просто подборкой, надо убрать заголовки стихотворений, даты написания, посвящения. Оставить лишь названия серий. Если бы речь шла о более крупной единице — книге, то в каждой серии (а это интересная находка!), да, именно отдельные стихотворения как подборка, вполне бы органично смотрелись. Хотелось бы сказать несколько слов о наименовании. Оно очень точное — выстраданное потому что. Души мужчины и женщины так и не встретились, и не важно, сколько душ этих упомянуто. Герои мастерски обобщены до символических Он и Она, которые проходят сквозь все повествование, проходят одинокими, хотя где-то физически и рядом... Такое ощущение, что рядом они от отчаяния, от страха одиночества, не плывут они мощным кораблем в одном, горячо желанном направлении — нет родства душ, увы... Должны быть для счастливой совместной жизни общие интересы, общие темы для обсуждения, общие мечты и планы, все то, что помогает подняться над обыденностью и не позволить снести любовь в бытовой мусор и надсадную обязаловку. Увы, во взаимотношениях героев ничего подобного не просматривается. Отошло время, когда люди соединялись для ведения совместного хозяйства. Ну, понятно, по материальным и статусным соображениям браки никто никогда не отменит. А ребенок... Да кого когда держали дети, если встретил человек родную душу... К тому же, дети быстро растут и этот «цемент» цементом уже даже не кажется — у детей свой путь и мы обязаны их отпустить. Прекрасно удалось передать среднестатистическую судьбу двоих, прекрасно именно тем, что каждая единица повествования глубоко искрення и, как следствие, глубоко индивидуальна: отсутствие штампов характерно для данного произведения. Автор пишет о душе, о ее страданиях. |