1. После большой перемены шестой А угомонился не сразу. Понадобилось несколько минут, чтобы все успокоились. Варвару Петровну, учительницу истории, любили. Она дождалась полной тишины и сказала то, что от неё, собственно, и ожидали: – Ну что, дорогие мои, сегодня я спрашивать никого не буду. Надеюсь, вы прочли параграф и во всём разобрались самостоятельно. А сейчас запишем задание к следующему уроку. Маленький кусочек мела радостно заплясал, поскрипывая по чёрной с белыми полосами доске, и школьники склонились над своими дневниками. Спустя минуту учительница повернулась к классу. Двадцать с лишним пар внимательных глаз замерли в ожидании. – А теперь мы поговорим о том, чего нет в ваших учебниках – о настоящей, очень интересной и познавательной альтернативной истории. Есть у нас в России учёные, которые сквозь дымку веков пытаются заглянуть в далёкое прошлое, чтобы узнать, как жили наши предки, что думали, о чём мечтали. Эти умные люди написали книги, в которых камня на камне не оставили от того, что изложено в ваших учебниках. Они доказали – официальная история писалась в угоду правителям – ушедшим и нынешним. – Интересно, А зачем же мы зубрим то, чего никогда не было? – удивился эрудированный, в меру хулиганистый Мишка. – Зачем? – переспросила Варвара Петровна. – Это надо спросить у чиновников, которые сидят в Москве и запрещают учёным говорить то, что они думают, печатать написанные ими книги. Класс загудел, будто потревоженный осиный рой: – Ну вот, кому нужна такая история? – громче всех возмущался с первой парты Мишка. – Столько времени на неё угробил – читал, заучивал даты. Лучше бы в стрелялки поиграл в инете. – Нет, нет, нет! – вмешалась учительница. – История нам нужна. Хотя бы для того, чтобы сдать ЕГЭ и получить аттестаты. Но с сегодняшнего дня мы с вами будем факультативно, а иногда и на уроках, изучать альтернативные варианты исторических событий. Будет у нас такой школьный кружок истории. В департаменте образования дали добро, так что… 2. В районный центр белгородской области ¬Варвара Петровна приехала лет пять назад из Криворожья, с Украины. Развелась с мужем-офицером, забрала дочку и отправилась сюда, на белгородчину – к родне. У тётки был большой дом, пустовавший до поры до времени, и пожилая женщина была рада, что закончилось её одиночество. Она приняла племянницу без расспросов, не поинтересовавшись, почему та осталась без мужа. Нянчилась с трёхлетней девчонкой, варила наваристые борщи и ни о чём плохом не думала. Варвара съездила в Белгород, подтвердила свой украинский диплом педагога и устроилась в школу учительницей истории. В областном департаменте образования она познакомилась с милой улыбчивой женщиной Оксаной – своей землячкой, которая руководила там одним из отделов. Чиновница стала расспрашивать вновь прибывшую о родных местах, о жизни, о работе. Разговор зашёл об истории Украины, и тут, к большой радости Варвары, новые подруги сошлись на том, что Россия всегда была врагом украинской нации. И лишь недавно, освободившись от векового гнёта, страна, наконец, расправила свои могучие плечи. – Мы с тобой украинки, – доверительно говорила Оксана, – и мы должны помогать нашей любимой Родине. Скажи, каких ты придерживаешься религиозных убеждений? Православная? – Если честно, то нет. Мать крестила в младенчестве, но христианство – это не для меня. Заходишь в эту тёмную закопчённую церковь – будто в пещеру. Почерневшие от времени иконы на стенах, свечи, запах ладана… мутит меня от всего этого. Совсем другое дело – наша Родная Украинская Национальная вера. Для меня это что-то светлое, радостное, дорогое. То, что крайне необходимо нам, нашей великой нации. – А у тебя «Мага Вера» есть? – Конечно, привезла книженцию. Храню её, читаю иногда вместо Библии. Сколько недюжинной силы, сколько боли и страдания за свой народ вложил в неё автор! Какая убеждённость, какая сила духа заключена в этом труде! Нет, что бы ни говорили, Лев Силенко – настоящий пророк. – Знаешь, подруга, – вздохнула Оксана, – ты лучше отдай её мне. А захочешь почитать – найдёшь в интернете. И не вздумай ходить в молельные дома и на капища. Здесь, в России, всё это не приветствуется, особенно в учительской среде. Пусть в твоей школе думают, что ты атеистка. 3. Спустя год, в начале десятых, Варвара Петровна освоилась и стала пользоваться авторитетом среди учеников и педагогов родной школы. Но больше всех её любили ребята из седьмого А, где она была классным руководителем. С ними у исторички установились особые доверительные отношения. И всё потому, что новая учительница с любовью и нежностью, со светлой грустью рассказывала детям о том, что было ей дорого, что стало сутью её души – о древней истории Украины, которую женщина сама не так давно изучала в школе, а затем в университете: – Есть ли в мире такая страна, которая смогла бы пройти семь с половиной тысячелетий своего становления и развития, взлетов и падений, побед и поражений, рассвета и яростного угнетения коварными злыми врагами?! Ведь Украина уже в древности приобрела такой могучий потенциал поистине невиданной цивилизации, что за тысячелетия своего существования породила множество иных народов, наций и языков. Украина – колыбель цивилизации, и этим всё сказано. Неважно, как она называлась на протяжении веков. У славных предков нынешних украинцев было множество всевозможных имён и названий. Они – многоликая поистине великая нация. Эти восторженные яркие слова, эти образные сравнения согревали своим горячечным теплом неокрепшие души учеников, оставаясь в них надолго, чаще – навсегда. А Варвара Петровна, раскрывая перед школьниками всё новые и новые подробности жизни и быта древнего украинского народа, говорила так вдохновенно, что дети были в полном восторге. – Мы с вами изучали историю древней Греции, древнего Рима. Сколько замечательных материальных, письменных и духовных памятников оставили после себя эти цивилизации! Одно только замалчивают нынешние историки: все найденные учёными артефакты находятся поверх древнеукраинского культурного слоя! Вот и получается, что Украина – прародина человеческой цивилизации. Не нашим предкам кто-то и откуда-то принес культуру, а наоборот – наши праотцы, древние украинцы, научили другие народы пахать, сеять, растить хлеб, ковать, ткать, строить дома и писать. Да что там говорить, даже знаменитые веды написаны древнеукраинским языком – санскритом! – Варвара Петровна, – как всегда некстати вмешался дотошный Мишка, – вот вы говорите: «наши предки». Но мы ведь русские, и здесь Россия. – Русские? – улыбнулась учительница. – Страна, где мы с вами живём, была основана киевскими князьями. А Киев – это Украина, да будет тебе известно. Вот так, обманом, враги отобрали у великой державы её исконные земли. Скажу вам больше, ребята, почти все мы, живущие на земле белгородчины – настоящие природные украинцы. Просто хитрые, злые и коварные московиты заставили наших предков забыть свой родной язык и говорить на их подлом наречии. Зачем они это сделали? Холопам свойственна неблагодарность. – Но я русский, – не унимался Мишка, – и предки, и вся родня у меня – русские. – Всё не то, чем кажется, как говорил китайский мудрец Конфуций, – загадочно улыбнулась Варвара Петровна. – Наша древняя цивилизация ориев или ариев, как иногда её называют, процветала четыре с половиной тысячи лет. Но, присоединившись к ней и используя отсутствие воинственности и единства среди наших предков, вчерашние дикари-аборигены начали физически уничтожать своих учителей. Этот печальный процесс наблюдался с начала первого тысячелетия до нашей эры и вплоть до сегодняшнего дня. А то, что исконно украинские земли находятся в составе другого государства – ярчайшее подтверждение этого исторического факта. Однако всё, о чём мы здесь говорили, пусть пока будет нашей маленькой тайной. Согласны? Конечно, ребята не возражали. Ведь тайна – это так увлекательно. 4. А теперь предлагаю читателям переместиться в небольшой украинский городок неподалёку от Кривого Рога. Случилось это за три года до описываемых событий. Община родноверов-неоязычников собралась, чтобы отметить праздник Купалы – один из самых почитаемых и любимых. Вечером этого дня молодой и прекрасный Солнце-Бог Ярило, опустившись за горизонт, должен был взойти наутро зрелым и мужественным Даждьбогом, способным согреть или даже испепелить весь мир. И этой волшебной ночью, как утверждали в своих молитвах и заклинаниях древние Волхвы, в момент таинственного превращения одной божественной сущности в другую должно было произойти нечто важное, завораживающее и прекрасное. Одно легендарно-сказочное цветение папоротника в волшебном ночном лесу поражало воображение и собирало толпы любопытных, жаждущих увидеть все чудеса своими глазами, а заодно и омолодиться у священных костров и языческих капищ. Варвара, поддавшись на уговоры, привела учеников своего класса сюда, на большую лесную поляну за городом. Тем более что многие из них посещали родноверческие общины. Здесь, на берегу небольшой тихой речки развернулось праздничное действо, всегда собиравшее множество верующих и просто любопытных. Толпой стояли мужчины и женщины в колоритных рубахах-вышиванках. Весело смеялись молодые красавицы с венками из полевых цветов на аккуратно причёсанных головках. Всеми цветами радуги сияли разноцветные ленты, вплетённые в тугие девичьи косы. Юноши дурачились, меряясь силой, а в центре поляны на небольшом возвышении находилось капище – место, которое, как говорили язычники, обладало огромной энергетикой, способной вылечить любые болезни. Ребята-старшеклассники разбрелись по поляне, а Варвара Петровна направилась туда, где разворачивались основные события. На небольшом возвышении полукругом стояли несколько столбов, в верхней части которых, вырезанные из дерева, мёртвыми глазницами наблюдали за происходящим загадочно-таинственные лица духов и родных богов. В центре круга, образованного верующими, красивый, не старый ещё волхв с окладистой чёрной бородой под звуки бубнов и барабанов зычным голосом возносил молитвы, обращаясь не то к Яриле-солнцу, не то к бездонному синему небу над головой. Жрецы подпевали ему вместе с образовавшими священный магический круг рядовыми язычниками. Наконец чернобородый замолчал и, разломив хлебную лепёшку-требу, бросил её половинку в огонь костра. Верующие всколыхнулись, стараясь не пропустить важный обряд предсказания будущего, а волхв, не выходя из транса, вдруг обернулся, подошёл к Варваре и, обдав её жаром разгорячённого тела, сказал негромко, но властно: – Боги открыли мне, что сегодня ты будешь моей. И тут же отпрянул в сторону, чуть заметно приплясывая в такт песнопению возносивших молитвы язычников. От неожиданности Варя вздрогнула и отшатнулась, но, поддавшись обаянию древнего обряда и всеобщему ликованию, решила не придавать особого значения мимолётным словам чернобородого. Тем более, что он был уже далеко, под крики толпы и утробные звуки барабанов всё больше и больше «заводя» всех собравшихся. 5. Второй год Варвара была замужем. Муж её, молодой офицер украинских войск, большую часть времени пропадал на службе. Но она не осуждала супруга. Тем более что тоже была трудоголиком, с завидным упорством пытаясь вывести в люди своих двоечников. На её попечении был старший класс, что требовало от молодой учительницы много сил и времени. Так незаметно сошло на нет чувство, которое некогда объединило молодых людей в одну семью. Детей у них не было. Почему? Этого они не знали и не пытались выяснить, занятые своими делами и всё больше отдаляясь друг от друга. Праздник Купалы шёл своим чередом. По кругу пустили братину с пивом – большую чашу, до краёв наполненную пенным напитком. Варя хотела отказаться, уйти в сторону, но чернобородый, заметив это, подошёл к ней и что-то сказал вполголоса, приглашая совершить обязательный священный обряд. Зардевшись от смущения, женщина, как и положено, с поклоном приняла тяжёлый сосуд, произнесла молитву во славу Купалы, отпила немного и передала братину дальше. Спустя минуту хмель слегка вскружил ей голову, и она, не задумываясь ни о чём, вверглась в состояние всеобщей радости и веселья. В углу поляны были поставлены столы из струганых досок, и по сигналу жрецов народ толпой повалил туда, где ещё днём многие оставили принесённые из дома продукты. Братчина – так назывался очередной обряд, как и все остальные посвящённый празднику и древним языческим богам. Варвара Петровна заметила, что её ученики пришли к столу в каком-то подозрительном неестественно-возбуждённом состоянии. Наркотики или спиртное? Она не знала, но выразила детям своё неудовольствие и не терпящим возражения тоном сообщила, что после ужина у дороги их ждёт автобус. Конечно, люди взяли с собой и вино, и водку, но под строгим взглядом наставницы школьники чинно поужинали и, с неудовольствием поглядывая на величественно опускавшееся к водной глади реки багрово-розовое светило, расселись по местам в заурчавшем разогреваемым мотором автобусе. Трудно сказать, что заставило Варвару не уехать с классом? Подсознание почти не поддаётся нашему анализу и контролю. Но, повинуясь какому-то непонятному глубинному чувству, она попросила водителя, чтобы тот развёз ребят по домам и, выскользнув в переднюю дверь, осталась одна в полном замешательстве и недоумении. Не зная, что делать дальше, никуда не торопясь, женщина направилась к опустевшему столу, к пожилым людям, с которыми познакомилась здесь же. Но едва опустившись на скамью, она вдруг встретилась глазами с чернобородым волхвом, который, видимо, искал её, подошёл и сел рядом. – Я Огнеслав, – сказал он густым приятным голосом и улыбнулся. – А ты кто? – Варвара Петровна, можно просто Варя, – ответила она, слегка покраснев от неожиданности и удивляясь, как легко и просто смогла заговорить с незнакомым мужчиной. – Нет, я хочу услышать, как звучит твоё славянское имя. Ты проходила обряд имянаречения? – Да, но это было давно. – Неважно, назовись, не бойся, – сказал чернобородый, ласково глядя ей прямо в глаза. – С… Снежана, – с трудом вспомнила женщина, – так меня назвали много лет назад, в детстве… – Неважно, – ответил Огнеслав и наконец отвёл свой обволакивающий нежный взгляд. Он достал небольшую плоскую флягу, одноразовые стаканчики и разлил вино: – Во славу праотца нашего Сварога, – произнёс торжественно, подавая второй стакан Варваре. – Пей! Затем добавил настойчиво и строго, вновь обнимая красавицу своим тёплым, до боли приятным гипнотизирующим взглядом: – Отказаться нельзя. Пей! 6. Странно, но после этого разговора они почему-то всё время были рядом. То ли она непроизвольно следовала за ним, то ли наоборот. Жрецы без устали славили Ярилу-солнце до тех пор, пока его горячий диск окончательно не скрылся за горизонтом, опустившись за виднокрай. Тогда двое дюжих парней принесли большую, заранее связанную из соломы куклу великого бога. Слегка подгулявшие девчата, пряча неуместные смешки, причитали, согласно обычаю, перед карикатурно скроенным идолом главного божества язычников, имевшего выставленное на показ огромное бесстыдно-красное мужское достоинство. Этот деревянный гой предстал перед верующими во всём своём первобытном великолепии, пугая и одновременно притягивая к себе взгляды собравшихся. – Мне с детства не нравился этот обряд, – шептала разгорячёнными губами Снежана в ухо чернобородому жрецу. – Напрасно, – отвечал он, полуобернувшись и глядя на неё своими немного раскосыми тёмными глазами. – Смотри, девушки плачут, расставаясь со своим возлюбленным Ярилой. И нет у них даже тени стыда. Ведь это древний священный ритуал! Затем, помолчав немного, добавил: – Все наши идолы на капище сделаны в форме мужского фаллоса. Это главный символ язычества – символ жизни на этой Земле. Подумай, женщина, ведь любое естество не может быть безобразным. И даже наоборот – должно быть прекрасным и достойным поклонения. Раньше Варвара никогда не задумывалась о подобных вещах. Её воспитали в других, православных традициях. Но здесь, в этом естественном природном храме, под куполом бездонного потемневшего неба, подсвеченного последними отблесками уходящей вечерней зари, она вдруг не поняла, но почувствовала всеми фибрами своей пока ещё православной, но близкой к язычеству души, насколько прав был её новый необычный друг. Соломенного бога сожгли на невысоком деревянном помосте, а оставшийся пепел, когда он остыл, волхвы во главе с Огнеславом зарыли в землю, вознося в ночное небо молитвы о будущем щедром урожае. И оттуда, сверху, из вечного пространства невообразимой бесконечности глядели на собравшихся на поляне людей огромные яркие звёзды. Будто глаза ушедших предков наблюдали за тем, как неисправимые в своей первозданной простоте язычники отправляют самый важный в году обряд – праздник Купалы. 7. Но вот с помощью «живого» огня, добытого, как и положено, трением, был разведён большой праздничный костёр – купалец. Его радостно взлетевшее к небу пламя в один момент осветило ставшее тёмным и таинственным в сгустившихся сумерках капище, окружённое высокими резными идолами, безмолвно взиравшими на мир с непостижимой высоты седых веков и тысячелетий. Мерцавшие в свете костра их пляшущие тени навевали страх и почтение к этим грозным, а зачастую просто кровожадным древним языческим богам – вершителям судеб всего подлунного мира. И люди, вдруг ощутившие всю свою слабость, ничтожество и бессилие, невольно жались поближе к разгоравшемуся купальцу, с опаской поглядывая то на шумевший под лёгкими порывами ветра загадочный ночной лес, то на тёмные свинцовые воды реки. Однако знающие своё дело жрецы разрушили это минутное замешательство и призвали толпу на высокий береговой склон, где готовилось новое действо. Большое тележное колесо, обмотанное тряпками и пахнущее бензином, вдруг вспыхнуло от поднесённого к нему факела и, направляемое двумя крепкими парнями, покатилось вниз по склону – к величайшему восторгу всех собравшихся. Символизируя яркое животворящее солнце, которое завтра начнёт опускаться вниз по небосводу, огненное «коло» с шипением врезалось в прохладные воды реки и, подхваченное течением, исчезло из поля зрения окончательно распоясавшейся ревущей и скачущей на берегу толпы, разогретой спиртным, бубнами, барабанами и поощряемой возносящими молитвы священнослужителями – жрецами приближающейся вакханалии. Народ, действительно, разошёлся не на шутку. Девушки ушли купаться в сторонку – как и положено в эту волшебную ночь – нагишом. Они пускали вниз по реке небольшие плотики со свечами, венки из полевых цветов, загадывали самые заветные свои желания, надеясь на благосклонность таинственных речных духов и их прекрасных посланниц-русалок. Парни из-за большого разлапистого куста робко наблюдали за тем, как загадочные зеленоглазые нимфы, лишь отдалённо напоминавшие знакомых городских девчат, плещутся в тёмных речных водах, украсив волосы и тела свои длинными мраморно-зеленоватыми водорослями. Иногда, поддразнивая ребят и весело хохоча, они демонстративно выскакивали на берег, бесстыдно окунаясь в призрачно-серебристый волшебный свет луны. Но вот, раззадорившись и осмелев, раздевшись, шумной бесшабашной толпой парни бросились в воду вслед за своими мавами-водяницами. Визги, крики, фонтаны брызг, жаркие костры на берегу… Разбившись по парам и едва прикрыв наготу, молодёжь прыгала через прогоревший костёр-купалец, держась за руки. Согласно поверью, считалось добрым предзнаменованием: если пара легко и свободно пролетала над священным огнём, не разделившись, не расцепив пальцев, то будет им счастье. 8. Огнеслав, оставив капище на попечение своих помощников, взял Варвару за руку и повёл её по едва заметной сильно петлявшей в ночном лесу тропинке. – Куда мы идём? – без страха, но лишь только чтобы не молчать, спросила у волхва женщина. И он ответил с едва заметной в лунном свете улыбкой: – А ты не знаешь? Сегодня единственная ночь в году, когда цветёт папоротник-огнецвет. Не каждому даётся в руки этот волшебный цветок. Но тому, кто найдёт его, откроются все клады и тайны мира, и обретёт он ясновидение, а также власть над духами. Кому, если не мне, волхву Огнеславу, или тебе, красавица, суждено найти это сокровище?! Хочешь? Варя не поняла, серьёзно он говорит или шутит, но она вдруг почувствовала себя легко и уверенно рядом с этим красивым сильным человеком, который ведёт её… куда, зачем? И ещё: она готова была идти рядом с ним хоть на край света, доверчиво вложив кисть своей маленькой руки в его большую медвежью лапу. Но вот деревья расступились, и впереди загадочно блеснула лунная дорожка на неподвижно замершей глади реки. Небольшой шалаш на берегу и аккуратно сложенный, но не подожжённый ещё костёр – всё это было приготовлено Огнеславом заранее. Внутри лесного укрытия пахло сеном, было тепло и уютно. Ни слова не говоря, они разделись оба и, по-прежнему держась за руки, нагие, ступили в покрытое лёгким туманом парное молоко реки. Он взял её на руки и понёс, будто прекрасный хрустальный сосуд – бережно и строго, стараясь не уронить, не причинить вреда. Но вот течение стало сильнее, а вода обожгла холодом ноги мужчины, неслышно ступавшие по мягкому илистому дну. Он отпустил Снежану, они вернулись назад и долго ещё плескались в тёплой прибрежной воде, будто специально для них нагретой ушедшим за горизонт божественным светилом. А потом была ночь любви – нечеловечески страстной, освящённой древними языческими богами – любви у ритуального костра, разведённого молодым чернобородым волхвом. Он сделал это, с трудом оторвавшись от своей прекрасной избранницы и изнывая от неистребимого желания обладать. А она, наречённая в родноверии Снежаной, этой ночью почитала его светлым ангелом, великим магом, волшебником, главным хранителем того, что называют иногда основным человеческим инстинктом… И только лесные да речные духи, наблюдая за влюблёнными сквозь невообразимую тьму веков, сквозь призму космического масштаба знаний, смогли бы, наверное, понять, как хорошо им было вдвоём – этим любящим неугасимым душам, по иронии судьбы вселившимся в молодые, нежные, но безнадёжно смертные человеческие тела. Продолжение следует. |