«Окно» Что такое окно? Это чёрный квадрат, без решеток и штор. Производное комнаты. Похудел, измохрился больничный халат, а прорехи на нем, словно черные омуты, затянули тебя. И - ни взад, ни вперёд. Недопитый кисель раскраснелся по-девичьи: «Будет все хорошо!» - отражение врёт. «Будет все хорошо», - гиппократы-малевичи подпоют в унисон. Благодарен и рад, только что они могут, палато-кочевники, обладая правами на черный квадрат, на полуденный чай и ошибки врачебные... Что такое окно? Полотно чьих-то рук - рукавом протираешь шершавую рамку ты. Постепенно квадрат превращается в круг, без конца и начала. Зияющий. Замкнутый. Философская поэзия... Неповторимый стиль Елены Бородиной прослеживается во всех ее произведениях, во всех жанрах, указанных неизменно точно. Черному квадрату решетки и шторы не нужны, он уже абсолютно непроницаем... Почему - Производное комнаты? Потому что беспросветность... И все убедительно. Вижу старика, сидящего на продавленной койке, облаченного в тряпье (казенный халат), по ночам он пишет стихи. Пишет в уме, про себя, молча, глядя на черный квадрат окна и ждет, когда же тот превратится в круг. Стихи как заклинание, как молитва о приближении конца. Какая жизнь была у этого человека?.. Он образован и благороден (Благодарен и рад), но волею судьбы остался без семьи, и дом его — палата больничная, и на судьбу он не ропчет. Потому что - «Окно» - смотрящего в окно слышит Бог, он говорит с Богом. Замечательно, точными мазками, образно выписаны состояние человека и среда - интерьер, вплоть до недопитого стакана с киселем. Восхитительна отсылка к Малевичу, отвергающему чувственность и образность в искусстве, стремящемуся к интеллектуальным композициям... Но душа, она не может жить в черном квадрате, и Постепенно квадрат превращается в круг, уверена — белый, светлый... Хотя эпитет Зияющий - Быть раскрытым, обнаруживая глубину, пустоту, провал. Зияет бездна. Зияющие отверстия (Толковый Словарь Русского Языка) — но слышится: сияющий... Впрочем, каждый слышит, как он дышит... Где философия, там и свет... Рифмы замечательные. Особенно хороши четные дактилические: комнаты - омуты, по-девичьи — малевичи, кочевники - врачебные, рамку ты — Замкнутый. Рифмовка перекрестная, нечетные — мужские. Авторская графическая разбивка строк, заключительный катрен отделен графически. Дополнительно стихотворение богато украшено риторическими анафорами Что такое окно? в первом и завершающем, четвертом катренах, во втором катрене — «Будет все хорошо!»; внутренней рифмой окно — Полотно;окказионализмами палато-кочевники, гиппократы-малевичи. Прием олицетворения киселя воспринимается восхитительно-двояко: не только по-девичьи, но и болезненная в нем краснота по умолчанию наглядна, потому что отражение врёт. Потрясающее стихотворение! «Зяблики» Кричали: «Митю видел?» зяблики, не досчитавшись малых деток. А по земле катились яблоки, упав с тяжелых влажных веток. Июль звенел. По ручке ковшика стекала тихая улитка. От кратковременного дождика разбухла старая калитка, и листья в лужах — словно ялики. Жара плыла. В закате красном кричали яблочные зяблики, искали Митю — да напрасно... «Просто зарисовка, без затей. Хотелось чего-то тягучего, летнего, беззаботного. Но зяблики, по-моему, внести какую-то тревогу. Или нет?» Не припомню у Елены стихотворений без внутренней вибрации, всегда они — струна виолончельная — так слышу. Но звук этот растворен в содержании, чудесная аура, создающая национальный русский фон... Тут и березы, и облетающие листья, и облака, и дождь, и пролетающие птицы... Это в целом о звучании поэзии Елены. Она у нее акварельная и музыкальная. Мокрая акварель... Это стиль. Так Поэт чувствует. Впрочем, помню «Астролябию», «Черепах», но там тоже было что-то тревожное — даже издалека оно мне долетает... Впрочем, к «Зябликам»! Стихотворение-таки, пропитано тревогой!!! Как же быть ему беззаботным?! Деток зяблики не досчитались, яблоки попадали, калитка разбухла, вокруг лужи, закат сам по себе печален, потому как умиротворен, да и Митя потерян навсегда... Но чудесную пейзажную зарисовку хочется читать и читать... Она восхитительна!!! Непревзойденный авторский эпитет яблочные зяблики! Все в этом стихотворении милое... Жара плыла — истома... По ручке ковшика стекала тихая улитка. Смотрю на улитку и рыдаю от умиления... Первые листья в лужах... Все здесь хочется обцеловать, а зябликам что-нибудь подарить, да только ведь все у них есть! А детки просто выросли и умчались водить хороводы! Четырехстопный ямб, с дактилическими (нечетные) и женскими (четные) рифмами, очень музыкален! Перекрестная рифмовка, рифмы просты и неизменно добротны. Стихотворение ...как яблочное варенье с чаем... на веранде сада... Три катрена неразделенных, с авторским строчным выделением состояний природы: Июль звенел, Жара плыла. Честное слово... Все гениальное — просто... |