Евреи – в Русском революционном движении… - Многое должен я рассказать – в определенной последовательности исторического развития. И тема эта емкая, много охватная, наполнена красочными эпизодами не только многовековых жертвенных страданий, но и подвижнической борьбы. Ничем не уступают геройству предков. В Торе подробно описаны. Остановимся на одной теме: место Евреев, их вклад в Российское рабочее и революционное движение. Продолжается борьба – сделаем этапные выводы.* История находится в постоянном, беспрерывном движении – истина известная. Только понять, объяснить нельзя: как, почему эта история начинает совершать выкрутасы, кульбиты, допускает абсурды, невероятно углубляются парадоксальные явления. До эмоциональной дрожи доводит.* Царская власть Российской Империи реконструировала прошлое в 60-70 XIX века – широкими внутренними реформами. Поднимала до уровня развития правовую структуру. В такой политический момент нет, казалось, экономических, да и социальных причин для протестов. Тем более, для революционного движения. Но уже при продолжительной жизни в условиях "реакционной спячки" времен Царя Николая II – даже немного сдвинутая от безголосья РИ при Царе Александре II начала проявлять свой особый Русский норов – уже в 1861 в Санкт-Петербурге произошли студенческие волнения. Не удивительно: молодые люди скорее, острее чувствуют политические веяния – не только ощущают запахи прелости в бытовом устройстве.* В 1866 прогремел выстрел Каракозова. В РИ начали осуществлять предсказанный Михаилом Бакуниным террор – в качестве эффективного средства в политической борьбе.* Во времена Царствования Александра II ввели частично ослабления для Евреев. Но это не помешало наиболее энергичным молодым Евреям с бунтарскими натурами примкнуть к Российскому протестному движению. Надо помнить: Евреи "почти поголовно" проживали только в пределах "черты Еврейской оседлости". Даже в пресловутой этой "черте" – Евреям запрещали жить в больших городах, да и селах. Им запретили владеть участками земли, да и заниматься сельским трудом. В больших городах и столицах разрешали селиться только купцам первой гильдии, закончившим университеты лицам,. отдельным ремесленникам, А таких – совсем мало… В студенческих волнениях 1861 в столице участвовали Евреи Михоэлас, Уткин и Ген.* В начале 70-х в Российском антимонархическом, революционном движении значимую роль сыграли события в Вильно (ныне Вильнус). Учащиеся местного раввинского училища осуществляли подпольно в группе самообразовательную подготовку и работу в Еврейском кружке. * Марк Натансон вместе с курсисткой Ольгой Шлейснер, позже его женой, организовали в разных городах кружки - участников их назвали «чайковцами». Марк не вошел в кружок Нечаева – поехал в Цюрих к П. Лаврову – носителю идей "мирной пропаганды" - не бунта. * Натансон побывал непродолжительное время в заключении. Создал первую организацию "Земля и Воля".* Натсон заметил, выдели способного молодого человека, помог в развитии Льву Дейчу. Известный народоволец "Александр Михайлов считал себя учеником «Марка Мудрого».* Натансон проявлял скромность. Он не обладал даром речи, себя не проявлял в смысле литературно-творческом. Проявил себя в качестве выдающегося организатора. Меньше всего его интересовали взгляды, политические пристрастия друзей, политических сообщников. Ни в какие споры он не вступал. Общался, дружил со всеми – избегал людей с крайними направлениями мыслей-желаний. Его не заинтересовали ткачёвцы.* Памятен период резких дискуссий между бакунистами и лавристами -Натансон не стал ни на одну сторону. Выступил с полезным советом:* "Друзья! Прекратите споры - займитесь реальными потребностями борьбы". Летом 1876 он устроил сенсационный побег Петра Кропоткина из военного госпиталя. А в декабре этого года, в день Николая Угодника, задумал и устроил первый массовый митинг у Казанского собора. Этот митинг памятен: с первой знаменитой речью Георгия Плеханова, первым развёрнутым Фелицией Шефтель красным знаменем - «Земля и Воля». * * "Реформенное правление" Царя Александра II разбудило Евреев. Не сразу Евреи начали оказывать помощь Русскому революционному движению и народникам. В начале 70-х Евреев-революционеров мало. Постепенно достаточно резко и быстро возросла численность и качественная составляющая Еврейского участия. Определенную роль сыграли молодые Евреи, воспитанники раввинского училища Вильно (Вильнуса). Вышли из этих стен В. Иохельсон, террорист А. Зунделевич, — оба считались раввинистами; А. Либерман,.. Кружковцы связаны с Евреями- контрабандистами – получали более информированную заграничную нелегальную литература. Нелегально переправляли людей.* Натансон первым высказал идею: просветителям и революционным пропагандистам следует поселяться среди народа: участвовать в жизни. Вызывать доверие – становиться народными руководителями. * Большинство Евреев-революционеров происходили из зажиточных, даже богатых семейств. Один П. Аксельрод из бедной семьи. * Молодых Евреев быстро захватывали идеалы всемирного братства. Они стремились освободить всё человечество - от рабства и бедности. Их не могла не захватить классическая Русская литература. * Многие Евреи-революционеры того периода, да и последующих – не скрывали своего презрения к ортодоксальному Еврейству.* Народническая Еврейская молодежь стремилась обрести "Русский национальный дух" – это вело к скорой ассимиляции.* У Евреев-бунтарей очень скоро возникает "классовое сознание. Они очень строги и резки в выводах: даже ремесленников категорически относили к эксплуататорам: по причине наличия у них подмастерьев, учеников….* Сохранилось свидетельство того времени: «Почему мы стремились работать среди Русского народа, а не Еврейского? Это объясняется нашим… отрицательным отношением к его ортодоксальным и буржуазным руководителям, из их среды... сами вышли... Мы полагали: освобождение Русского народа… приведёт к политическому и экономическому освобождению всех других народов России – и… Еврейского».* "В 70-е Еврейская интеллигентная молодёжь «пошла в народ», в расчёте подтолкнуть крестьянскую революцию в России". : Натансон, «подобно лермонтовскому Мцыри, "знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть": эта дума - счастье народа». * Дейч описал Аптекмана: «крайне физически истощённый, маленького роста… с резко выраженными национальными чертами лица». Он стал фельдшером в селе: "проповедовал крестьянам социализм - через Евангелие".Этот поворот к опоре на Христианство произошёл у первых Евреев-народников не без влияния кружка * "Долгушинцы писали на перекладинах распятия: «Во имя Христа. -Свобода, Равенство, Братство». * Аптекман сообщил: «Я… принял Христианство — по глубокому моему сердечному движению, по любви моей к Христу… по отношению к Русскому народу «покаянного чувства во мне нет и следа… Мне, одному из представителей угнетаемой народности, следовало предъявить вексель к уплате, чем самому по фантастическому займу платить! Не видал я этого покаянного чувства и у моих товарищей».* "Мысль о сближении социализма с историческим Христианством бродила у многих Русских революционеров, - В. Флеровский писал: -У меня постоянно в уме сравнение между готовящейся к действию молодёжью и первыми христианами… Непрерывно думал об этом, я пришёл к убеждению: успех можно обеспечить только одним путём — созданием новой религии... Надо научить народ посвящать свои силы только самому себе». * Долгушинец Гамов: «Нужно выдумать такую религию - против Царя и правительства... Надо составить катехизис и молитвы в этом духе».* «Существует точка зрения: могли в ходе реформ 1861-63 разрушить "черта оседлости", всё в нашей истории пошло по-другому... и не было бы Бунда или троцкизма!». * Возражают: если бы отмена черты оседлости для них действительно существенна, вся их борьба только на это и направлена. А они – мечтали свергнуть Царизм!* Русских Царей Романовых называли Императорами. Существовало некое отличие в иерархии и функциях Самодержавного управления.* Русские Евреи, как народ, с их многотысячной историей, к жестокому Самодержавному Династическому правлению Царей Романовых в РИ - относились с готовой меркой древних Иудеев. Не видели существенного отличия от гнета, системы древнего правления фараонов Мицраима (Египта).* С обретенной страстью облагодетельствовать Русские народные массы – Евреи-студенты покидали учебные заведения — и шли «в народ». Они отказывались от будущей карьеры. Некто рвал с родными.* «Чтобы пользоваться доверием народной массы — нужно проникнуть в неё в виде рабочего или мужика». Больше Еврейским революционерам удавалась внутрикружковая работа, конспирация, связь, типографии, перевозка через границу"..* "Евреи выдавали себя сразу, говором, наружностью, манерами,: Дейч вспоминает. - Нужно показать себя умелыми в сельских работах. Для этого Хотинский сперва работал на хуторе у своего брата. Левентали, братья, обучались сапожному и столярному мастерству. Бети Каменская поступила работницей на тряпичную фабрику на тяжёлый труд. * Кампания «хождения в народ» - имела цель - агитацию. Крестьянам хотели открыть глаза на эксплуатацию, втолковать: землю, орудия труда брать в общественную собственность. Крестьяне убедятся сразу в выгодах общего труда.* Интересно неожиданное: крестьяне спокойно, равнодушно узнают о виновниках своих бед. Иногда даже с интересом прослушают беседу. Они сразу доносят местному начальству о происходившем. Следуют за этим репрессии. Народники быстро разочаровываются не встречают даже признаков революционности, социалистических желаний среди крестьянства.* "Организовали в Минске подпольную типографию "пропагандисты мирные" И.Гецов, С.Левков и С.Гринфест" И.Гецов, С.Гринфест и С.Левков выпускали газету «Чёрный передел», листовки "Народной Воли".* Отношение к бомбистам в тюрьмах зависело от общественного настроения времени. * Аптекман: после убийства Александра II им «жилось в Красноярской тюрьме сравнительно свободно… начальник тюрьмы сделался ручным и предоставил нам всякие льготы…Нас встречали на этапах не как арестантов, а как знатных пленников… явился в камеру этапный начальник в сопровождении солдат с подносами, а на подносах чай, печения, варенье — да ещё по рюмке водки».* Аптекман: в одиночке «нервы... сильно расшатались, — он недалёк от помешательства».* Бети Каменская, после месяца одиночного заключения, лишилась рассудка - поместили в больницу… вскоре приняла яд, умерла.* Моисея Рабиновича в одиночке настигли галлюцинации. Притворился раскаявшимся - назвал известные следствию имена: хотел выйти из тюрьмы. Следовали выдавили из него все - сослали в Иркутскую губернию. В ссылке он сошел с ума, умер.* Нахману Левенталю политическая борьба обременительна - отбыл наказание, эмигрировал в Германию. Впал в нервное состояние. Не сложились его чувственные взаимопонимания. В тяжелом душевном состоянии – он в 19 лет выпил серной кислоты и утопился. * В терроре народовольцев участвовали 10-12 Евреев. Казнили А. Гобста, С. Виттенберга. А. Арончика осудили на бессрочные каторжные работы…* Геся Гельфман входила в основную группу первомартовцев.* М.Натансон: Эти юноши сперва уходили от Еврейства, после многие возвращались. До погромов 1881-82 никому… из нас, революционеров... не приходило на ум» объясниться о роли Евреев в революционном движении. Погромы вызвали «взрыв негодования». "Листовки «Народной Воли»…внезапно поддержали Еврейские погромы! * Лев Дейч написал Аксельроду: «Еврейский вопрос теперь, на практике почти неразрешим для революционера. Заступиться за Евреев… – значит вызвать ненависть против революционеров… они… убили Царя и жидов поддерживают».* Мнение П. Лаврова: «Признаю Еврейский вопрос крайне сложным для партии, имеющей в виду сблизиться с народом и поднять его против правительства».* Ю. Мартов, это предварительное обучение (Русскому языку и естествознанию) и привлекало многих в революционные кружки: Ловкие и смышлёные Евреи, способные выйти в самостоятельные хозяева «попадали в наши кружки и… приобретали культурное развитие… приучались владеть Русским языком… — существенным орудием в конкурентной борьбе», избавившись от положения наёмника, обещав торжественно не прибегать к наёмному труду, — прибегали к нему.* Ю.Мартов: "Подготовка к созданию Еврейской социалистической партии – Бунда потребовала десятилетие… больше полицейских преследований тормозила нашу работу начавшаяся эмиграция в Америку. Фактически мы подготовляли социалистических рабочих для Америки». * Г. Гольденберг убил Харьковского губернатора. У товарищей просил высшей чести - лично убить Царя. Ему отказали: Еврей. По принципам народовольцев: Русских назначают на главные покушения. * «Вредит Еврейская беднота экономическим интересам Русского… народа?» * Еврейская торговля - «не из любви… а по нужде: все пути закрыты им… с радостью бросим торговлю – пусть выпустят из тесной клетки». * «Еврейские рабочие начали борьбу за улучшение своего положения ещё… тогда во всей остальной России трудящийся народ покорен…. Десятки тысяч Евреев входят в Российские социалистические партии. Они разносили по всей стране ненависть к капиталистическому строю и Царскому правительству… сослужили «хорошую службу Русскому трудовому народу».* Правительство подготовило погромы: посылало на помощь громилам полицию и войско. По воле правительства Еврейским малюткам разбивали головы о стену... Еврейских женщин — от старух до маленьких девочек — насиловали… Нагло лгут: называют Евреев врагами Русского народа».* Российские революционеры всех политических толков, направлений использовали Евреев с большой выгодой. Это энергичный таран, зажигательная смесь – против экономического гнета, национальных издевательств. в любом политическом движении, особенно в революции.* В 1883 в Женеве возникла: Группа Освобождения Труда. Основали ее Г.Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч и П. Аксельрод. Эта Группа стала основой Российской социал-демократии.* В Группе «освобожденцев».много Еврейской молодёжи: И. Гельфанд (Парвус), Р. Соловейчик, Д. Гольдендах (Рязанов).* "За первое полугодие 1879 Евреи составили 4% обвиняемых по государственным преступлениям». В 1880 из судимых перед сенатом предстали 1.054 лица - Евреи составляли 6,5%».. «В Царских тюрьмах и ссылке Евреи составляли четверть всех арестованных и сосланных».* Марксистский историк М. Покровский оценил: «Евреи составляли от 1/4 до 1/3 организаторского слоя всех революционных партий».* В 1903 в Россию приехал Т.Херцл. При встрече с С.Витте он узнал: Евреи составляют менее 5% населения России, 6 миллионов из 136 - рекрутируют из себя 50% революционеров".* Командующий Сибирским Военным Округом генерал Н. Сухотин составил "на 1 января 1905 статистику политических поднадзорных во всей Сибири по национальностям. Русских — 1.898 (42 %), Евреев — 1.678 (37%), Поляков - 624 (14%), Кавказцев - 147, Прибалтийцев - 85, прочих - 94. (Эти данные по ссыльным - без тюрем и каторги).* Свидетельствовал В. Шульгин: в 1899 в Киеве получили известия о петербургских студенческих волнениях. «Коридоры университета заполнены жужжащей студенческой толпой. Меня поразило преобладание Евреев в этой толпе. Их более или менее, чем Русских, я не знаю, но несомненно они "преобладали", т. е. руководили этим мятущимся месивом». Стали выбрасывать из аудиторий профессоров и не бастующих студентов. Затем эта «"чистая, святая молодёжь" подделала фотографические карточки, на них изображено избиение студентов казаками», — фотографиями с рисунков. «Роль Евреев в революционировании университетов… совершенно не соответствовала их численности в стране».* Милюков, вождь кадетов:: «легенды о революционности Евреев». * А Федотов: «Еврейство... подобно Русской интеллигенции Петровской эпохи, максимально беспочвенно… и необычайно активно... сразу занимает в Русской революции руководящее место... На моральный облик Русского революционера оно наложило резкий и тёмный отпечаток».* Парвус взял себе задачей на всю жизнь тезис: освобождение Евреев в России может осуществиться только свержением Царской власти".* «Еврейская буржуазия (возлагала) чаяния и надежды… на развитие революционного движения».* Еврейский публицист Г. Ландау: «Много таких Еврейских буржуазных или мещанских семей: родители, мещане, буржуи смотрели с гордостью как их дети штамповались ходячим штампом одной из… революционно-социалистических идеологий… Постепенно установилась в Еврейском обществе гегемония социализма... — отрицание гражданского общества и современного государства, пренебрежение к буржуазной культуре и наследию веков; от этого последнего Евреям тем легче отказаться, от своего наследия они в значительной части уже раньше отрешились в процессе своей европеизации».* Это видим мы и по тому душевному заряду: вырос в молодом * Отец Богрова- богач-либерал: дал полную свободу сыну-террористу. * Террористы братья Гоцы. * А. Гучков в думской речи привел слова молодой эсерки: "всё революционное движение захвачено Еврейством, в торжестве революции Еврейство видит своё собственное торжество». – Продолжил - Эти элементы Еврейского народа утратили культурное содержание старого Еврейства… оставались чуждыми не только Русской культуре, но и вообще культуре. Эта духовная пустота скрывалась под поверхностно усвоенной европейской культурой - делала Евреев, уже в силу своего преимущественного занятия торговлей и промышленностью склонных к материализму, к материалистическим… учениям крайне восприимчивыми... Столь свойственное Евреям рационалистическое мышление... располагает их к усвоению дотрин вроде… марксизма».* B. Мандель: «Русский марксизм… не Русско-национальное движение.. революционно настроенная часть Русского еврейства… естественно приняло значительное участие при пересадке этого иностранного фрукта на Русскую почву». * Ф. Степун: "Еврейская молодёжь смело спорила, цитируя Маркса, в каких формах Русскому мужику надо владеть землёю. Марксистское движение в России и началось с Еврейской молодёжи в "черте оседлости".* В. Мандель: «Евреи усматривают в бреднях протоколов («Протоколы сионских мудрецов»):злой умысел антисемитов… устроить мир на новых началах сами не прочь … уже не в осуждение Еврейского народа, а в похвалу они приписывают ему роль вождя народных движений… не останавливается перед разрушением существующего государственного и социального строя». * Ф. Кан в книге «Евреи как раса и народ культуры»: «Моисей за 1250 лет до Христа первый в истории провозгласил права человека... Христос заплатил смертью за проповедь коммунистических манифестов в капиталистическом государстве… в 1848 вторично взошла вифлеемская звезда — и опять… над крышами Иудеи: Маркс».* Но с какой вальяжной солидностью входит в сознание интеллигентской России — марксизм! Наконец-то революция приобрела и научное основание и полную неизбежность предсказаний!* Молодой марксист Юлий Цедербаум (Мартов) с Лениным создали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В паре с Лениным, замышляют «Искру»* Мартов в Вильне в 1895 составил идеологические и организационные основы «Всеобщего Еврейского Рабочего Союза в Литве, Польше и России».* Идея Мартова: не пропаганда в кружках, а агитация в Еврейской массе; сделать агитацию «более Еврейской», перевести на идиш… мы всего ожидали от движения Русского рабочего класса и на самих себя смотрели только как на придаток к общерусскому рабочему движению… мы незаметно для себя подняли Еврейское движение на такую высоту, какой Русское движение ещё не достигло…. Пришло время создать специально Еврейскую рабочую организацию.. * * В 1896 Плеханов на конгрессе Социалистического Интернационала Еврейское с-д движение назвал авангардом рабочей армии в России». * Еврейскую социалистическую партию Бунд создали в Вильне, в 1897, на полгода опередили создания РСДРП.* Бунд заменяет космополитическую идеологию – национальной. * А. Амстердам согласовывает марксизм - с национализмом.* . — В 1901 на съезде Бунда Марк Либер (М.Гольдман) сказал: «До сих пор мы космополиты. Мы должны стать национальными. Не бояться этого слово. Национальное - не значит националистическое. * Резолюция съезда высказалась против «раздувания национального чувства– за национальную автономию Евреев, «независимо от обитаемой (ими) территории».* О какой автономии речь - без территории?.Есть у Еврея право говорить на своем Еврейском языке? Как его поймут в государственном учреждении?* Бунд чисто Еврейский:* Российские социал-демократические организации - Бунд называет «христианскими». Сильно оскорблял Ленина: записали в «христиане»!..* * Взаимоотношения Бунда с РСДРП не складывались легко.* Польская социалистическая партия (ППС) отнеслась не сочувственно к Бунду. * I съезд РСДРП прошел в Минске в 1898. «из восьми делегатов... пятеро Евреи: Б. Эйдельман, Н. Вигдорчик, А. Кремер, А. Мутник, Ш. Кац, Радченко, Петрусевич и Банковский.* РСДРП создали в ближайшем родстве с Бундом. * До «Искры» предложили Ленину редактировать газету Бунда.* При интернациональной идеологии, Бунд «стал национализирующим фактором Еврейской жизни». Получал денежную помощь от Еврейских кругов из-за границы* «Евреи считали позорным для себя - не быть самостоятельными хозяевами. Хоть самым скудным — да ремесленником". * Бунд объявил «еврейским пролетариатом» — ремесленников, мелких торговцев, купеческих приказчиков /* Объявил Бунд: Евреи — «лучшие пролетарии в мире».* Г.Слиозберг: выступления Бунда «приносили… вред Еврейской торговле и… промышленности». Бунд натравливал 14-15 летних ремесленных подмастерий на мастеров; бундовцы выбивали стёкла «в Еврейских домах… зажиточных». «В день Йом-Кипура бундистская молодёжь толпою ворвалась в большую синагогу (в Вильне)… устроила невероятный дебош». |