Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 8734 [ символов ]
Рецензия на рассказ Джона Маверика «На краю степи»
John Maverick. На краю степи. Рассказ рецензировался на встрече №6 в литературной мастерской «Облик» 09.07.2015
Краткое содержание рассказа в моем преломлении. Одинокий человек Эгон Райнерт однажды, вернувшись с работы, не пошел, как всегда, пить пиво с приятелями, а остался дома за нехитрым ужином бессмысленно переключать каналы телевизора. И вдруг испуганно застыл, не в силах отвести взгляд от экрана. Он видит прекрасную слепую девушку, читающую стихи в пламени платья. Плошку со свечой перед ней держали чужие руки.
Далее мы погружаемся в реминисценцию героя. Первое воспоминание из раннего детства связано с ощущением, что ему отчаянно чего-то не хватало, чего-то такого, чему он и названия подобрать не мог. Это «что-то» связано с исчезновением из семьи по непонятной причине отца. Он помнил его смутно, как нечто огромное, теплое, с сильными и ласковыми руками, в которых можно было уютно свернуться калачиком и задремать, забыв обо всем на свете. В этом месте, безусловно, корень всех дальнейших злоключений Эгона. Миллионы людей растут без родителя, даже сиротами, но у некоторых синдром отсутствия защиты и любви в детстве усугубляется до тяжких душевных и прочих недугов. Эгон — один из таких несчастных. Чуткий, чувственный, впечатлительный до крайности человек. То, что у других проходит без всякого следа, в данном случае обретает фатальные формы. Банальное удаление гланд привело, ни много ни мало, впоследствии к инвалидности. С этого места окружающий мир напал на Эгона в открытую. Изменилось восприятие пространства - знакомые предметы (стали) неузнаваемыми и чужими, неожиданно обступившие кошмары и чудовища поглотили свет, которым он пытался дышать... Появление рядом со знакомыми врачами неизвестного лица, пусть и самой ангельской наружности, окончательно подорвало слабый ум больного. В голове у Эгона внезапно взорвался голос – высокий, резкий, пронзительный: "Привет, Эгон! Я – доктор Энджел. Я ненавижу тебя, знаешь ли ты это? Я долго искал тебя и, наконец встретил, случайно, но больше ты от меня не скроешься. Нет, не скроешься!" Враг вышел из укрытия и в отрытую объявил войну. Даже не войну — облаву, вечный загон, потому что Эгон, судя по тексту, не был способен ни к какому сопротивлению агрессивной окружающей среде.
Отныне жизнь его превратилась в ад — бесконечное бегство от доктора Энджела. Эгон не понимал этой бешеной, нечеловеческой ненависти, но он и не нуждался в понимании. Потому что в том страшном, извращенном мире, в котором он теперь жил, не было места логике. Его невозможно было объяснить или постичь разумом. От него невозможно было ни спрятаться, ни убежать, как нельзя убежать или спрятаться от самого себя.
И лишь смерть матери — единственного близкого, но, судя по всему, такого же далекого человека, как и все остальные, неожиданно изменила текущее положение дел. На похоронах присутствовали родственники и сослуживцы покойной матери. Не Эгона родственники - у него в душе не было НИКАКИХ родственников. Нелепость смерти, специально подстроенная, как сообщил проклятый голос, всколыхнула неведомый ему доселе гнев. – Хватит, ты издевался достаточно. Я ухожу. - И он расправил безвольно поникшие плечи, и над могилой матери поклялся стать свободным... полностью свободным.
Конечно, ущербное состояние несчастной женщины необыкновенно сильно довлело над мальчиком, а смерть дала шанс, которым молодость, наконец, подстегнутая гневом, не замедлила воспользоваться. Он принял решение и больше ни о чем не хотел думать. И никакой доктор Энджел, будь он дьяволом или человеком, был ему не страшен.
Но как тяжело удержать завоеванное! Ведь само оно не держится и даже для простого воспроизводства требует значительных усилий. Впрочем, жизнь не просто дала Эгону шанс, но поднесла его на блюдечке со светящейся золотой каемочкой — одинокий хутор с доброй женщиной в домике на краю огромной, волшебной степи... Эгон из бездушных заводских корпусов приехал по железной дороге в настоящую сказку. Потому что он Отправи(л)ся в путь только ради и во имя пути. … Для тебя это поезд – в никуда. И только он может привезти тебя к счастью.
Впервые за эти мучительные пять лет уснул спокойно, без сновидений, без изнурительных кошмаров.
Описание таинственной ночной степи выполнено высокохудожественно. Ни слова ни добавить, ни выкинуть — словно читатель вселился в душу Эгона и благоговейно вошел вместе с ним в распахнувшийся светящийся мир — в мир своей души, свободный и прекрасный. Светилось все: земля, небо, цветы и травы. Широко раскрыв глаза, смотрел Эгон на это чудо, чувствуя, как сам растворяется в нем, становясь частицей вечной Жизни. Как облекается тонкой световой аурой его тело. В душе воцарилась тишина, ласковая, чуткая... Он был свободен, и его злой ангел, его извечный враг, доктор Энджел, больше не имел над ним власти.
До сих пор юноша чурался людей, а теперь Эгону, только что очарованному степью, вдруг отчаянно захотелось окунуться в уютное человеческое тепло. Он словно вспомнил, чего ему всю жизнь НЕ ХВАТАЛО!!! Человеческого тепла, понимания, нежности и любви. И он шагнул к женщине в домик. Он рассказал ей о том, как остался сиротой – один в целом свете, так же, как и она много лет назад. И как бежал куда глаза глядят... от кого? – он так и не смог ей этого объяснить. А она, доверчивая и не привыкшая ко лжи, приняла его таким, как есть, и не настаивала на правде.
Рядом с Ольгой, так звали хозяйку домика, он забыл о своей болезни и вспомнил, лишь когда она сообщила ему о беременности. Мгновенно Эгон вспомнил все, что так мечтал забыть и забыл то, что так мечтал обрести, забыл, что они с этой женщиной словно созданы друг для друга, как и их мир, в который он, наконец, обрел.
Эгон покидает домик в степи как преступник, бегущий от правосудия, сообщив о своей болезни и встречает Ольгу и свою изувеченную дочь лишь через восемнадцать лет.
Что же произошло? Почему так случилось? Вот какие ключи дает нам автор. Его томило неясное предчувствие, что очень скоро его размеренному, уютному существованию придет конец. Потому что нет на свете такого счастья, которое могло бы продолжаться вечно. Плата за неверие в чудо, в чудо своей души, в чудо окружающей жизни, в чудо любви — ад, и Эгон хлебнул полную чашу. Интересно, что он так и не принял на себя ответственность ни за свою жизнь, ни за женщину, ни за дочь. Но дело не во мне. Это сидит в генах, а значит, передается по наследству. Удобная позиция — принять, что от тебя совсем, совсем ничего не зависит... Хотя дочь родилась здоровой, но, увы, тягостный рок не миновал и ее.
Кто же такой доктор Энджел? Это - олицетворенный страх перед жизнью, жалость к себе, перемещенная на случайный образ и навсегда поселившаяся в душе теперь уже больного человека. И снова на глаза навернулись слезы, и снова в отчаянии он заслонился руками от того, что незваным вторгалось в его спокойный и благоустроенный мир, пусть и не слишком счастливый, но надежный. Чтобы опять швырнуть его, беззащитного, в темный и пугающий хаос безумия. Это нежелание нести риск, нежелание меняться, принимать жизнь во всей полноте, конечно, доктор Энджел - это бегство от самого себя. Хотя жизнь Эгону давала шанс, сказочный, нечаянный. Но и взятый шанс надо уметь удержать.
Впрочем, характер Эгона весь на поверхности. Первое, что бросилось в глаза после восемнадцатилетней разлуки, это то, как безобразно и отвратительно она постарела. Все должно приносить Эгону лишь удобство и безмятежность. Он брезгливо оглядывает когда-то любимую женщину, не делая даже скидку на горе, которое живет рядом с ней, неприкрыто злясь и истово себя жалея. Неужели с этой почти старухой он прожил почти целый год под одной крышей, спал на одной постели, и ...
Последняя встреча похожа на гротеск. Жизнь Эгона так ничему и не научила, он продолжает жалеть лишь себя. И только Леночка — луч света в темном царстве, луч, хотя и покалеченный. Но душа ее светла — она умеет любить и кто знает, быть может, жизнь и ей подарит шанс. Но при этом что-то говорит, что она, в отличие от родителей, шанс этот удержит. (О)т звука его голоса лицо слепой девушки вдруг расцвело удивительной радостью; и она жадно, всем существом, словно цветок к солнцу, потянулась к нему. Это был голос ее отца! Человека, которого она, даже не зная, любила всей душой, встречи с которым ждала всю свою недолгую жизнь.
Ненавязчивая дидактика в художественной форме всегда доходчива и приемлема, сколь бы она ни была жестока. Для человека, который не умеет и не хочет учиться любить, а готов лишь принимать любовь, счастье не может продолжаться вечно. Очень красивый и жизнеподобный рассказ.
Дата публикации: 09.07.2015 15:49
Предыдущее: Спокойно спиСледующее: Золотая Рыбка

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта