Серебром - смотри - оливы Отливают на закате, Тает солнце торопливо Тонким ломтиком цуката. Положив ладонь под щёку, Спит уставшая Мария, Луч заглядывает в щёлку. Носит сына, говорили... *** А выбора нет и не будет - носи, рожай. На листьях оливы - смотри ! - серебрится пыль, И снится камень, хищная плоть ножа, Нашедшая цель. Стотысячный вздох толпы, Всегда, ты слышишь? За веру, вождя и власть, ( Учить надеялась мальчика - алеф, бет), Зачем богам превращать эту землю в плац, Как будто мало для битвы им - всех небес? Молился город на тысяче языков, Швырял, смеясь, убогим свои гроши. И снилось - солнце над миром стоит высоко. Идешь босиком, на голове кувшин. Стихи Инги Сташевска — всегда история, всегда рассказ, всегда Сотворение мира, всегда драма бытия. Драма женщины в мире. Женщины, всегда страдающей, женщины, для которой уготована чаша испытаний, и чашу предстоит осушить до дна. Женщина Инги не умирает молодой, она проходит жизнь от первого до последнего слова... Но как красиво об этом умеет сказать автор! Стихотворение «Сотворение мира» написано тремя частями. Начало — живописный закат, и спит Мария... Носит сына, говорили... Вторая часть — другой размер и - энергичный упрек мирозданию! Незыблемому во веки веков и до скончания мира! Женщина в мире Инги родилась совсем не для счастья: А выбора нет и не будет - носи, рожай. На листьях оливы - смотри ! - серебрится пыль, И снится камень, хищная плоть ножа, Нашедшая цель. (Потрясающая аллюзия к тридцати серебренникам, которые — пыль..., к Гефсиманскому саду, к Иуде... к Ветхому Завету) Стотысячный вздох толпы, Всегда, ты слышишь? За веру, вождя и власть. Безоблачное счастье-сон — лишь в последнем двустишии... Солнце, Идешь босиком, на голове кувшин. Идет женщина, на которую смотрит весь мир, возможно, в этот момент, глядя на женщину, и происходит акт сотворения. Потому что женщина с кувшином на голове — абсолютная гармония! Идеальная осанка, плавная походка, завораживающая мужской взгляд — так ходят Богини! Лишь во сне женщине счастье. Ребенка все равно отберут. Во все времена — народ — это рекруты и налоги. Деньги отберут тоже. Почему же «Сотворение мира»? Кто творит этот мир? Женщина рожает, чтобы учить мальчика - алеф, бет. Богам (многобожие!) мало места в небесах, они и сотворенную ими землю превратили в плац: Зачем богам превращать эту землю в плац, Как будто мало для битвы им - всех небес? Заметила — в стихах Инги нет ничего абстрактного. Это ни хорошо, ни плохо, оно — так. Картина всегда нарисована четко, на пределе реалистично. Приемы олицетворений не требуются, фантастического тоже нет. Но нет в них и счастья... Нет, не того, что безудержное, безоблачное, нет счастья именно ее усилиям, судьбе нет счастья того, которое женщина так жаждет — счастья покоя. Нет и счастья любви. Любовь всегда наказуема... Сплошной фатализм. Хочется рыдать! Ведь именно женщина держит уже существующее непрерывным воспроизведением, нескончаемым усилием. Кто везет, на том и возят. Мужчины мир непрерывно раскачивают, а женщина на своих хрупких плечах держит кувшин-мир. Увы, женщина в мире мужчин на вторых ролях. Всегда страдает. Да и кто радуется в мире Инги? Тем не менее, правдоподобие безупречное, хочу того или не хочу — с Ингой я всегда согласна. В ее пластах иначе быть просто не может. С одной стороны, для всех чувственных эквивалентов поэт нашел опору в материальном мире и отобразил через конкретные образы, с другой — образы эти бесконечно открыты читательскому наполнению... Идешь босиком — потому что нет обуви, или она просто не нужна? На голове кувшин — пустой кувшин или наполненный... Понятно, это риторические вопросы. Потрясающее стихотворение! О технике говорить даже не хочется — только наслаждаться содержанием! Но — скажу! Ритм впечатляет. Рифмы — сумасшедше хороши!!! |