6 мая 2015 года исполняется 135 лет со дня смерти замечательного русского поэта – классика Сурикова Ивана Захаровича (25 марта [6 апреля] 1841) — 24 апреля [6 мая] 1880) Родился И. Суриков в первой половине 19 века, прожил весьма недолгую жизнь (всего 39 лет) и умер от чахотки. Задача этой статьи не пересказ биографии поэта. Все материалы о нём можно найти в Интернете. Душе захотелось поведать о своём отношении к творчеству И.Сурикова, вспомнить вместе читателем о влиянии поэзии крестьянского самородка на нашу жизнь с детских лет и на то, о чём и как мы пишем теперь сами…. Мне кажется, что имя этого поэта незаслуженно, если не совсем - забыто, то отодвинуто нынешним поколением на второй план. Отчего-то звучнее и на слуху фамилии Кольцова, Некрасова, Никитина… Модно стало говорить и упоминать поэтов Серебряного века или имена эстетствующих современников, где что ни слово, то – словарь…Возможно причиной этого послужила некая «однобокость» поэтического творчества. В Большой поэтической энциклопедии, описывающей биографию поэта, о нём заявлено так: «Суриков, Иван Захарович — даровитый поэт-самоучка, один из самых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев (Разоренов, Дерунов,Тарусин и др.), выросшей из народной среды и развившейся на русской почве в первые десятилетия пореформенной эпохи». Стыдно признаться, но о троих, вышеупомянутых, я не знаю ничего…Очень скупо представлена информация об этих поэтах в Интернете. Да и, возвращаясь к фамилии И,Сурикова, я вдруг выяснила, что и поэта Сурикова я знаю плохо. Случайно или нет, готовясь к очередному заседанию нашего Английского клуба, прочитала стихотворение о зиме. Это одно из последних стихотворений для детей, написанное в год смерти Ивана Захаровича. Удивительно спокойное, внутренне выдержанное. Я бы даже сказала: созерцательное. Представить сложно, что написано оно неизлечимо больным человеком, угасающим от тяжёлой болезни, за несколько месяцев до его смерти… ««Белый снег, пушистый...» Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, - Вот пришли морозцы - И зима настала. Четыре безмятежных катрена всколыхнули память о детстве, школьных годах... Поколение 50-ых прошлого века, наверняка, помнит «Родную речь» (как же замечательно назывался учебник по литературе для начальных классов!) в которой было опубликовано это стихотворение. У него есть продолжение, состоящее ещё из 4-х катренов, но их теперь мало кто знает и помнит. Удивительно или нет, но моё первое, сохранившееся в памяти стихотворение, было тоже о зиме, о первом снеге. Может быть так глубинно - избирательно сработала память тогда, в момент сотворения, перекликаясь с мотивами, запавшими в душу? Интересно, входят ли сейчас стихи народного поэта в школьную программу? Четырнадцатью годами ранее было написано ещё одно выдающееся, на мой взгляд, стихотворение «Детство». Помню его ( правда, не до конца) из школьной программы. Проникновенные до глубины души, потрясающие в своей простоте строки – история жизни деревенского мальчика, так открыто впускающего читателя в свою ничем не примечательную жизнь, с горем и радостью (но радости, заметьте, куда больше) умеющего слушать и мечтать. «И начну у бабки Сказки я просить; И начнет мне бабка Сказку говорить: Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал. Слушаю я сказку - Сердце так и мрет; А в трубе сердито Ветер злой поет. Я прижмусь к старушке... Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит. И во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич - Это будто я. Вот передо мною Чудный сад цветет; В том саду большое Дерево растет. Золотая клетка На сучке висит; В этой клетке птица Точно жар горит;» И опять аналогии…Моя деревня, мой дом, моя бабушка, нараспев да в лицах рассказывающая сказку об украденном петушке, которую я готова слушать хоть каждый день… «Чудные края, чудный сад» - волшебные сказки - восторги золотого детства! Как это похоже, как отражается в современных детях… Пожалуй, только про прялку и лён, упомянутых в начале стихотворения, они могут ничего не знать. А мы ещё знали… Не все знают, что на стихи И. Сурикова наши выдающиеся русские композиторы, такие как П.И Чайковский, Ц. Кюи, А.Т. Гречанинов написали музыку. Эти песни стали классикой и исполняются до сих пор на больших сценах мастерами оперного искусства. Так вот, совершенно случайно, прочитала стихотворение из собрания сочинений Ивана Сурикова «Занялася заря - Скоро солнце взойдет. Слышишь... чу... соловей Щелкнул где-то, поет. И все ярче, светлей Переливы зари; Словно пар над рекой Поднялся, посмотри. От цветов, на полях, Льется запах кругом. И сияет роса На траве серебром. Над рекой, наклонясь, Что-то шепчет камыш; А кругом, на полях, Непробудная тишь. Как отрадно, легко, Широко дышит грудь! Ну, молись же скорей! Ну, молись, да и в путь. 1865 С удивлением обнаружила очень знакомые нотки старинного романса «Ночь светла», написанного примерно в том же временном отрезке. Автор текста некий, совсем неизвестный поэт М.Языков. «Ночь светла, над рекой тихо светит луна, И блестит серебром голубая волна. Темный лес… Там в тиши изумрудных ветвей Звонких песен своих не поёт соловей. Под луной расцвели голубые цветы, Они в сердце моем пробуждают мечты. К тебе в грезах лечу, твоё имя твержу, В эту ночь о тебе, милый друг, всё грущу» Как похоже… Даже размерность строк совпадает. Только более сдержанно в плане метафор и гипербол. А такие песни, как «Степь да степь кругом» ( авт. Вариант «В степи») и «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?» (авт. Вариант «Рябина») вот уже спустя почти полтора столетия считаются классикой застольных песен, ставшими поистине народными… Их пели ещё мои дед с бабушкой, потом уже третье поколение – мы. Иван Суриков много писал о страданиях народных, о муках своего сердца, связанных с переживаниями за нищенскую и обездоленную жизнь простого трудового народа. Какая-то таинственная необъяснимость своего состояния в этом мире, своего предназначения… Кажется, что сердце вынимает такими простыми словами… «Мне доставались не легко Моей души больные звуки. Страдал я сердцем глубоко, Когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, А жил скорбящею душою, И оттого мой стон больной Звучит тяжелою тоскою.» 1875 «ЖИЗНЬ» Жизнь, точно сказочная птица, Меня над бездною несет, Вверху мерцает звезд станица, Внизу шумит водоворот. И слышен в этой бездне темной Неясный рокот, рев глухой, Как будто зверь рычит огромный В железной клетке запертой. Порою звезды скроют тучи - И я, на трепетном хребте, С тоской и болью в сердце жгучей Мчусь в беспредельной пустоте. Тогда страшит меня молчанье Свинцовых туч, и ветра вой, И крыл холодных колыханье, И мрак, гудящий подо мной. Когда же тени ночи длинной Сменятся кротким блеском дня? Что будет там, в дали пустынной? Куда уносит жизнь меня? Чем кончит? - в бездну ли уронит, Иль в область света принесет, И дух мой в мирном сне потонет? - Иль ждет меня иной исход?.. Ответа нет - одни догадки. Предположений смутный рой. Кружатся мысли в беспорядке. Мечта сменяется мечтой.. Смерть, вечность, тайна мирозданья, - Какой хаос! - и сверх всего Всплывает страшное сознанье Бессилья духа своего. 1875 Особое место в творчестве Ивана Сурикова занимает эпический жанр баллад и былин. Им были написаны переложения былинных мотивов «Садко в Новгороде»(1871 г), «Садко у морского царя»(1872г), «Богатырская жена»(1875 г), поэмы и баллады на сюжеты русской истории ("Василько", 1876; "Казнь Степана Разина", 1877), «Удалой» (1862г.). Мне бы хотелось остановиться на былине «Богатырская жена». Она заинтересовала меня сначала неизвестностью сюжета, затем увлекла поэтическим изложением, в котором есть простота и доступность для любой категории читателя и, в то же время, написанная с высоким профессионализмом. Прежде всего, былина трогает своей жизненностью, я бы сказала отсутствием надуманной героики, которую так любят использовать и теперь в искусстве. Меня поразило, что давно знакомые образы русских богатырей: Алёши Поповича и Добрыни Никитича, безо всяких экивоков в этой былине играют почти отрицательные роли, как и князь Владимир, наравне со своим слугой Мишатой. Все они задействованы в одной интриге-самоубийстве богатыря Данилы, мужа красавицы – Василисы Микулишны, косвенно повинны и в самоубийстве последней. Как эта былина перекликается и с современными событиями, когда легкомысленность и бахвальство играют, порой, роковую роль в судьбе человека, невидимо толкая его на преступный путь, когда случается трагедия, и обратной дороги нет…А умереть «за други своя», путём ухода из жизни не допустить ещё большего грех - сделать друга Каином?.. Не здесь ли таится та беспредельная высота христианской души, что послана человеку небом, воспитана и завещана нашими предками? И герои- богатыри…Они - земные люди, а значит – грешны и ничто земное им не чуждо. А вот, как драматично автор описывает плач Василисы Микулишны и её смерть: «И, спрыгнув с коня ретивого, Точно первый снег бела, Без рыданий, к мужу мертвому Василиса подошла. И, упав на грудь Данилову, Горемычная вдова Громко вскрикнула: "Злодеями Ты убит, а я жива! Для чего ж мне жизнь оставлена. Если нет тебя со мной? Не грешно ли мне, не стыдно ли Быть Владимира женой! И не лучше ль злому половцу Мне отдать и жизнь и честь, Чем с убийцей мужа милого Целый век в слезах провесть? Нет, не лечь на ложе брачное Опозоренной вдове И не быть с дружиной княжеской И с Добрынею в родстве; Не носить уборы ценные, Жемчуги и янтари... Подойдите и послушайте Вы меня, богатыри! Вы скажите князю стольному, Чтоб валяться не дал нам В поле он без погребения, На съедение зверям. Прикажите, други, плотникам Сколотить нам гроб большой, Чтоб не тесно было милому Спать со мной в земле сырой." Так сказала им Микулишна - И пробила грудь ножом; Из глубокой раны хлынула Кровь горячая ручьем. На груди супруга милого Умерла его жена, Жизнь без слез она оставила, До конца ему верна Хотелось бы отметить, что именно в этой былине много моментов и ситуаций, заслуживающих внимания и связанных с воспитанием человеческой морали, начиная от обличения лицемерия и прелюбодеяния и заканчивая жестокостью человекоубийства, а также разговор о высокой любви и преданности к жене, мужу, другу… Как бы хотелось, чтобы строки этого произведения (былины, были) были известны и широкому современному читателю, чтоб смог он искупать ( а может и искупить?) свою душу в этих истоках русской поэзии, вспоминая имя крестьянского поэта, прославляющего настоящую любовь на земле. А я опять, как будто улетаю в светлое лето детских грёз, в которых вижу картины глазами поэта. «Солнце утомилось Ходя день денской; Тихо догорая, Гаснет за рекой. Край далекий неба Весь зарей облит, Заревом пожара Блещет и горит. Ходят огневые Полосы в реке; Грустно где-то песня Льется вдалеке». Закончился безвозвратно ещё один день, догорел и упал закатом в реку. И восторженно на душе, и слегка щемит сердце незримой слезой прощания, а впереди - новый, такой же светлый день…Он опять несёт счастливые минуты бытия… «Ярко солнце светит, В воздухе – тепло, И куда ни взглянешь, Все вокруг светло. По лугу пестреют Яркие цветы; Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: нет звука: Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит…» И я не прощаюсь с поэзией Ивана Сурикова… |