Владислав Кураш «Навеки с Парижем». Произведение №11 на страничке автора Рецензировалось в Английском Клубе в Гостиной №3 Поэзия на заседании №38 от 06.03.2015 Рассказ «Навеки с Парижем»... Сильно Денис Кораблев мечтал о Париже... Так сильно его любил, что навеки в нем и остался. У бога всего много: есть счастливчики, их единицы, есть те, с кем, считай, ничего не случается — их большинство. И всегда встречаются люди, которых собьет невесть откуда случайно появившийся самосвал. Герои Владислава Кураша из этой когорты. Рассказ ведется в одной из излюбленных автором манере, а именно, манере репортажа с места происшествия, которая активно работает на достоверность повествования. Мы буквально дышим в затылок герою, встретившись с ним однажды, идем до конца, не пропуская ни его душ, ни даже чашечку кофе (и туалет). Надо ли говорить, что мы запросто физически можем, ориентируясь по тексту, повторить чуть не минута в минуту топологию последних дней жизни героя. В чем-то это напоминает даже судебный протокол – одухотворенный. Безусловно, это авторский стиль. В первом же абзаце узнаем, что Денис Кораблев (не тот ли самый, теперь подросший Дениска Виктора Драгунского? Впрочем, имя и фамилия не столь редки в пространстве русского языка, хотя дата рождения более чем совпадает) нежно любит свою маму, но их разлучило трехлетнее пребывание сына на заграничных заработках. Все это время Денис периодически ей звонит и отправляет посылки, которые, впрочем, не всегда доходят. И эта деталь — первый тревожный звонок в сюжете. Вместе с Денисом мы наблюдаем с балкона, попивая пиво и закурива(я) настоящую кубинскую сигару, как в лучах заходящего солнца, мигая бортовыми огнями, медленно поднимался крохотный сверкающий авиалайнер. Он делал большую петлю и, слегка накренившись на левое крыло, уходил на восток, растворяясь в вечерней синеве неба. Автор еще пока позволяет своему герою наслаждаться этой жизнью. Но петля самолета в заходящем солнце — тоже не радостный знак. В автобусе «Лиссабон – Париж» Денис знакомится с Саней, который тоже очень любит маму. Они быстро сходятся, рассказывают о себе, и мы вновь слышим тревожное известие: оба дедушки Дениса умерли не своей смертью. Один сгорел в танке на Курской дуге (военная тема – сквозная в творчестве Владислава Кураша), другой в тридцать третьем году умер от голода. Денис хорошо знает историю и своей семьи, и своей родины. И этим становится нам все более симпатичен. В этом же автобусе через Саню в сюжет вступают два брата Вовки. А с ними появляется тема ночных клубов, Мулен-Руж, стоимость Луврской картинной галереи, бриллианты царских головных уборов, богема и «всякий сброд». Вот уже предлагаются девочки и советы человека искушенного, как и здесь «не пролететь». Далее в разговоре выясняется, что братья — воры. На первой крупной остановке автобуса Денис и Саня успешно избегают общества двух братьев. По приезду в долгожданный Париж, казалось бы, все пути расходятся. Денис отправляется осматривать архитектурные и исторические достопримечательности. Мы вместе с ним, как с гидом, идем по туристическому маршруту Парижа и, наконец, возвращаемся в начальную точку — площадь Звезды. Непонятно откуда вдруг появились Вовка с братом. Они оставляют ему «постеречь» коробку и тут же растворяются в толпе, чтобы через некоторое время появиться, «ведя» за собой полицейских и срывая Дениса окриком «Деня, беги!». Перестрелка... Пуля попала прямо в сердце. Денис даже не успел понять, что произошло. Последнее, что он увидел – чистое голубое небо, бездонное как океан. Скорее всего, мы оказались свидетелями жестко циничной работы воров-эмигрантов. Видимо, они на Дениса — подставную утку, своего земляка, отвлекли полицейских. В тот день, когда застрелили Дениса, по всем французским телеканалам в вечерних новостях сообщили об успешной спецоперации парижской полиции по задержанию преступной группировки украинских эмигрантов, долгое время занимавшихся вооружёнными грабежами и бандитизмом. По данному факту Парижской префектурой было возбуждено уголовное дело, о чём консульство Украины получило официальное уведомление. Мы наглядно увидели, как проходит «успешная спецоперация» - ведь два брата сбежали... А тетя Маша (в последнем абзаце мы узнаем имя мамы Дениса) так и не поверила, что ее сын мог стать бандитом. Спустя год она умерла. Её похоронили на лучанском кладбище, неподалёку от могилы Николая Чехова. Место ее захоронения указано автором, скорее всего, как дань памяти невинно погибшего и оклеветанного не предпринявшей попытки выяснить реальное положение вещей полицией Дениса Кораблева. В чем же идея рассказа... Она в том, что от негодяев, если ты понял, что это — негодяи, надо держаться как можно дальше. Лучше жестко продемонстрировать свое нежелание поддерживать с ними какие-либо контакты. Но, к сожалению, это практически нереально. Они наглы и знают, чего хотят, а люди доверчивы и вежливы. Мы не знаем, за что пострадал хороший человек Денис Кораблев. Конечно, он не должен был принимать из их рук никаких вещей, зная, что это профессиональные воры. Мы ему соболезнуем. Душа взволновалась... Быть может, на том свете ему от этого станет немного легче. Рассказ своеобразен по художественной речи. Можно критиковать манеру описаний, можно принимать ее как стилизацию туристических проспектов и брошюр. Однозначно следующее: название рассказа необыкновенно точное. Манера повествования выдержана от первого до последнего слова. Композиция жестко охватывает сюжет темой материнской любви, темой матери, которая не пережила трагического события. Конечно, автор призывает думать о матерях, об их безграничной любви и вере в своих детей. Мир жесток и не всегда матери удается любовью и верой уберечь свое дитя. Конечно, основная идея рассказа — показать отношение матери к оклеветанному и погибшему сыну. Как бы мир не сходил с ума, какими бы компетентными документами не прикрывался, мать ВСЕГДА слушает и верит своему сердцу. |