В разгаре лётная смена. На флагштоке командно-диспетчерского пункта (КДП) вяло шевелится полотнище авиационного флага. Оно будет спущено с окончанием полётов. Только что под присмотром штурмана оружейники закончили подвеску на семёрку практических авиабомб. Вкручены взрыватели, кольца предохранителей их вертушек подсоединены к тросу балочного держателя замков подвески. Штурман проверил цепи сброса и расписался в журнале механиков. Смотрит на часы. Есть время расслабиться. Под плоскостью самолёта оживлённая группа лётчиков, штурманов, стрелков-радистов копошится над несколькими норками тарантулов, выуживая их прутиками сухой травы. Уже с десяток ядовитых пауков пытаются удрать от назойливых летунов. - Ну, хватит, Витя, давай сюда твоего ужаку, - командует пилот своему штурману, которому уже надоело удерживать рогульками длинную змею. Её бросают в кучу тарантулов. Пауки оживились и вмиг облепили извивающуюся от такой щекотки змею. Слышен хруст её роговой шкуры. Несколько минут, и змея затихает. Тарантулы продолжают своё дело, торопливо откусывая лакомые кусочки, растаскивая их по своим норкам. - Живодёры! - в сердцах бросает техник по фотоаппаратуре. - Не мешай, они ж все гады ядовитые, - отмахнулся техник девятки, коротая с лётчиками время, пока его самолёт в воздухе. Эксперимент закончен. - Штурман, радист, по местам! К борту самолёта подключаются жгуты аэродромного источника питания (АПА). Все надевают парашюты, штурман и пилот по стремянкам поднимаются в свои кабины, радист идёт к хвосту самолёта, его кабина там. Штурман, подключив, свой шлемофон к самолётному переговорному устройству, готовит оборудование своей кабины к проверке, настройке и к запуску двигателей. -Включаю АЗэСы, включаю ПСБН (бортовой радиолокационный прицел), прицел настроен, люки закрыты, кислородную маску подключил, к полёту готов. - Радист АЗэСы включил, люк закрыт, законтрен, дальние связи имею, к полёту готов. Командир: «Вас понял». И, переключившись на внешнюю связь: - Волкодав, я – 305–й, разрешите запуск». -305-й, запуск разрешаю. - 305-й, запускаю. Рутинная проверка двигателей на малых, крейсерских, взлётных оборотах, проба рулей. Техник помогает пилоту закрыть фонарь кабины, спускается вниз. Командир жестом показывает: «Убрать колодки». Механики убирают колодки из-под колёс шасси. Техник, отойдя на безопасное расстояние, поднимает большой палец вверх и прикладывает руку к козырьку: Готово, вперёд!» - Волкодав, я – 305-й, разрешите предварительный? - Я Волкодав, 305-му разрешаю предварительный. - 305-й понял, выруливаю. Самолёт трогается с места. Наземный экипаж будет следить за ним, пока он не наберёт высоту и станет недосягаем для глаз. Самолёт рулит к началу взлётно-посадочной полосы. Остановка. Здесь ещё один пункт осмотра дежурным техником снаружи. Рука к козырьку. Порядок. - Волкодав, я - 305-й, разрешите исполнительный? - 305-й, занять исполнительный. Самолёт выруливает на ВПП. - Волкодав, я - 305-й, осмотр по карте произвёл, разрешите взлёт? - 305-му взлёт разрешаю. Гремят двигатели, самолёт, удерживаемый тормозами, подрагивает. Пилот отпускает тормоза. Начинается разбег. - Волкодав, я - 305-й, взлетаю. - 305-й, понял, я - Волкодав. Штурман и радист, пристегнувшись к катапультным креслам, сейчас только фиксируют показания приборов. Штурман докладывает: «Скорость 180, скорость 200, скорость 220, отрыв» - Волкодав, я - 305-й, взлёт произвёл… Высота 200, убираю шасси… Высота 500, в наборе по коробочке. - 305-й, я – Волкодав, Разрешаю набор до 2000. Отход от дальнего привода… - Я – 305-й, Дальний, 2000. - 305-й, я – Волкодав, понял, разрешаю набор по курсу до 8000. До связи. - Понял, по курсу в наборе до 8000. И только теперь начинается собственно выполнение задачи полёта. Автопилот пока не включается: много работы с аэрофотосъёмкой по маршруту. Штурман, спустившись с катапульты на рабочий пятачок, припал к прицелу. Надо определить угол сноса. По времени прохождения опознанных ориентиров рассчитал путевую скорость. Карандаш проворно чертит на лимбе ветрочёта углы и векторы. Есть данные ветра на высоте полёта: направление и скорость. Они – основа всей дальнейшей навигации, аэрофотосъёмки и бомбометания. - Командир, заходим на фотографирование линейной цели. Горная дорога довольно извилиста, придётся попотеть, выдерживая перекрестие прицела в доворотах точно по центру дороги. - Открываю люки. Курс… Скорость. … Включаю АФА. Влево – 5, так держать.… Вправо - 10. Так держать. Вправо – 5 без крена. Командир ухмыльнулся: задача трудная, придётся ювелирно работать то штурвалом, то педалями, а то и одновременно тем и другим. Разворот без крена – та ещё задачка! - Влево – 10! Стой! Стой! Назад! Командир молчит. Он понимает, штурману тяжело. Радист хихикнул. Назад – это как? Есть сюжет для анекдота в курилке! -Выключаю АФА (фотоаппараты), закрываю люки, курс …. Таких заходов предстоит ещё несколько. - Командир держать скорость …. На контрольный ориентир надо выйти в заданное время, которое зафиксирует аэрофотосъёмка. На оценку «отлично» ошибка – не более 30 секунд. Вот где нужна точность в определении ветра. Самолёт входит в облака. Фотографировать контрольный ориентир придётся по экрану локатора. Задания по фотосъёмке выполнены. - Радист, связь с полигоном! Штурман – время выхода на полигон! Включаю автопилот. - Связь есть. Разрешён подход по плану. Выполняется маневр для выхода на исходный пункт. Штурман уточняет ветер, рассчитывает угол прицеливания. Цель – крест в центре полигона. На связь с полигоном выходит командир. - Паллада, я – 305й, разрешите заход по плану. - 305й, я – Паллада, работу по цели разрешаю. Начинается работа штурмана. - На боевом! Открываю люки! Беру управление на себя, включаю муфту прицела, отключаю муфту автопилота. С этого момента все довороты только от рукояток прицела из кабины штурмана. - Доворот, доворот, включаю мотор путевой скорости, поднимаю прицельную планку, доворот. Внимание! Сброс. … Вижу разрывы. Сфотографировал. Закрываю люки. Курс … Но что это?! Самолёт неожиданно и резко делает полубочку – переворот в положение вверх «ногами». Штурман, очутившись на входном люке кабины, пытаясь прекратить своё перемещение по кабине, хватается за красную рукоятку открытия люка. Люк сбрасывается, штурман вываливается наружу. Всё происходит в мгновение. На высоте 4000м, как и положено, срабатывает автомат открытия парашюта. Штурман с ужасом наблюдает падающий в штопоре самолёт. Долгие разбирательства разных комиссий. Допросы следователей. Отстранение от полётов. Косые взгляды товарищей. Почему спасся один? Не повезло? Мистика? Вывод комиссии: нештатное срабатывание рулевых машинок автопилота.   |