РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА Русский консерватизм – комплексное, чисто национальное явление. В себя включает политическую идеологию, систему Православных социально-культурных ценностей. Сохраняет, поддерживает исторически сложившуюся национальную Самодержавную форму государственного управления. Строго контролируемую общественную жизнь. религиозные, правовые основания - проникли в национальную культуру, законы, брак, семью, собственность. Сей консерватизм чисто национальный: несет своеобразие, сохраняет самобытность. Отстранить его нельзя от мировой, всеевропейской истории. Русский консерватизм даже не стремится к самоизоляции: наполнен элементами ценностей Западной Европы - консервативных и либеральных направлений. Много зависит от исторических условий и политического момента - консерватизм обретает твердые и мягкие оболочки и манеры поведения. Политический консерватизм Русского помола позаимствовал, впитал в себя "индивидуализм, элементы классического либерализма: принципы свободной конкуренции". Для убежденного консерватора самое важное - интересы государства, нации, общества. Важное направление консерватизма развил Э.Берк в книге «Размышления о революции во Франции», Э.Берк считает: «Нельзя приступить к реформе с его (государства. — А. Г.) свержения. Реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с благочестивым благоговением и трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить старого родителя на куски и положить его в котел волшебников в надежде: своими ядовитыми сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь». Для него Английская революция – Славная. Французская революция себя проявила, «отвратительным, неестественным чудовищем»: изменила, извратила «естественный нравственный порядок вещей». Многие просветители того периода (Дж. Толанд, Шефтсбери, Болингброк, Д. Юм, У. Годвин). Берк отрицает идеи естественного права (в ее локковской интерпретации), общественного договора, Э.Берг верит в "бессознательную мудрость предков". Считал: "следует очень бережно сохранять богатые наследия: наследственное право собственности, мораль, религию, законы, семью. Использовать приоритет общественного над индивидуальным, консервацию прежних устоявшихся структур, старых порядков, предпочтение эволюционных форм изменения общественной жизни". Э. Берг писал: "Мы безопасно продвигаемся вперед. Медленно, основательно поддерживаем прогресс». Дальше: «разум составляет только часть человеческой природы и ни в коем случае не самую большую». . В «Рассуждениях о Франции» и «Санкт-Петербургских вечерах», воспринял некоторые руссоистские положения о «коллективной воле» суверена, он вместе с тем отверг идею верховной власти народного представительства. В противовес демократическим идеям Руссо де Местр де Местр развил просветительскую идеологию. "национальное государство -живой организм, с естественным чувством самосохранения своего единства: основано на незыблемости языка, духа и традиции. Государство — это аналог церкви, коллективная воля выражена разумной волей монарха, соединяется в единое целое — нацию. Монархия — сверхъестественный дух нации: выраженный в иррациональном патриотическом чувстве человека, чуждого всякого расчета, воплощение Отечества в одном человеке, священном в качестве выразителя национального суверенитета, носителя и представителя идеи Родины». «Национальная идея» у Французских консерваторов - альтернатива сторонников руссоизма. Усвоили их демократическую идею о верховной роли нации в политике, консерваторы наполняли ее религиозно-монархическим содержанием – противопоставили себя демократии". де Местр: «человек может в сфере своей деятельности все изменить, но он ничего не создает: таково его и физическое, и нравственное право». В.Водовозов: «Консерватизм — это стремление отстаивать существующее против всякого новшества, господствующие политические и социальные формы — против стремлений к глубоким и широким преобразованиям, в особенности, если они имеют революционный характер». Гегель: государство «не механизм, а разумная жизнь самосознающей свободы, система нравственного мира, а также и осознание его в принципах» Гегель: революция «как молния, сразу устанавливает образ нового мира», новый порядок. «Принцип… оковы могут быть сброшены с права и свободы без освобождения совести, революция возможна без реформации, |