John Maverick “Ржавый золотой ключик». Произведение №42 на страничке автора. Рецензировалось в Английском Клубе в Гостиной №3 Проза на заседании №33 от 30.01.2015. Нешуточное наслаждение испытываю я, читая очередной рассказ Джона Маверика - «Ржавый золотой ключик». Наслаждение от неторопливого и обстоятельного погружения в тайну чужой, совершенно непонятной жизни, тем более загадочной, что эта волнующая история и меня каким-то боком касается. Потому что Марта фон Лурен мне очень симпатична. Хотела бы я дружить с этой женщиной, простой и непостижимой одновременно. Она словно едва-едва живет, слегка проявляясь в реальном мире, будучи полностью погруженная в райское свое болотце, из которого она, как китайская лягушка счастья, накликает людям свою незлую, легкую, с тонким флером волшебства, порчу. Жизнь в одиночестве... Что это? Такие люди всегда притягивают меня словно магнитом. Конечно, имею ввиду «затворников», которые именно «притягивают», будучи окутанными завораживающей аурой. Для начала они самодостаточны, потому что внутренне богаты необыкновенно. Они умеют верить снам, говорить с письмами и вещами, погружаться в дозачаточные воспоминания. А еще они не боятся смерти. Она для них запросто дверь в конце коридора, который куда-нибудь, да ведет. Все для этой жизни у них уже есть, внутри. Но не всегда это «все» совпадает с тем, что видят они снаружи. Так и случилось с Мартой. Когда-то род фон Луренов был богат. Особняк, старинные портреты предков, легенды... О детстве Марты мы узнаем из последнего письма ее родного брата Фридерика. Они оба - последние зеленые веточки на мертвом стволе, и то скоро засохнут. Настоящие принцессы не стареют. Даже сейчас, восьмидесятилетняя, она не признавала старости. Первая встреча с тайной случилась в семь лет, когда прабабка Элиза впервые сошла с фамильного портрета и протянула девочке золотой ключик. Во второй свой приход ключиком была открыта таинственная дверь, из которой хлынул золотой водопад. Я самая богатая девочка на свете! Отныне и навсегда Марта оказалась сопричастна тайне, обещающей что-то радостное и важное. Осталось найти этот ключик, а затем и дверь. И ключик, завернутый в золотую фольгу, появился лет через пять. Осталось найти лишь дверь. Но дверь объявилась только в последнем письме Фридерика. А с ней и золотой водопад. А между этими двумя событиями — почти семьдесят лет! Чего? Эмбриона! Мир(а)-младенц(а), еще не познавш(его) взрослых разочарований! Все эти годы прошли, по словам повествователя, в горькой нужде, а по словам Марты - трудолюбие и честность — вот символы добротно прожитой жизни. Что ж, по-своему Марта была счастлива, иначе разве бы она могла на других насылать счастливый морок? Оказалось, все, что она, по большому счету, хотела, это выучиться на учительницу, выйти замуж и родить детей. Простые и ...доступные желания! Но — почему? Почему они не состоялись? Потому что она была нищей и полуграмотной? Нам это понять сложно. Иметь свой особняк и быть нищей... Читать книги и быть полуграмотной... Конечно, по тексту она книг не читала, но очки у нее были, письма она очень даже читать умела. Как-то так получилось, что Марта саму себя поставила перед тем, что жизнь откроется лишь вместе с заветной дверцей. Так что же символизирует ржавый золотой ключик? Учитывая, что золото, инертный металл, конечно, не ржавеет. А ключик был обычным, железным, поржавевшим от времени, просто обернутым в золотую фольгу... Казалось бы, открыть заветную дверь Марта могла бы и без ключа, всего-то ее взломав, ведь это был ее дом! Но Марта ходила лишь проверенными, привычными маршрутами. Марта умела ждать. Марта дождалась, стоя ногой в могиле. Но не так все просто в этом мире. И если войти в рассказанную сказку, забыв о житейской сметке, напрашивается совсем не обыденный вывод. В этом мире рождаются не только люди, которые «делают дело», но и люди-проводники. Они как бы не ведут активную внешнюю деятельность, не испытывают снаружи ту полноту жизни, что переливается бесконечным круговоротом у них внутри. Они призваны открывать двери другим, и еще — желать им счастья, которое сбывается! Им дается ключик, который их завораживает, а они уже с ним завораживают мир: люди-ворожеи. О их разнообразной природе рассказано в экспозиции. Проводники, которым ведомы сокровища. Но не всегда они сами ими пользуются. Обычно открывают для других. В этом их предназначение. Представим, что Марта была бы девушкой деятельной. Выучилась, вышла замуж, родила детей. Явно, ни в какие подвалы никогда бы не спустилась — просто некогда, да и незачем. Более того, никакого ключика братик «другой» бы сестричке и не подкинул под подушку. Лишь при сносе старого особняка, быть может, и отыскалось бы кем-то давно позабытое сокровище, а то и вовсе с землей бы сравнялось — до лучших времен и других сказок. Ведь рано или поздно земля выносит на поверхность свои тайны. И влюбленный Патрик, что вручил тайну ключика (добрый вестник в сказках всегда получает награду!), так и проскочил бы мимо неожиданного наследства. Что-то мне подсказывает, что у Патрика этого будет, не иначе, как пять или семь детей! А Марта, став «обычной» девушкой, тоже бы чуралась чудес, как и брат, прожив ничем не примечательную привычную жизнь. Так что не факт, что «дом, дерево, сын» - лучшая доля. Каждому - свое. А Марта фон Лурен, она прекрасна в этом «своем»! Вот о чем говорит мне рассказ! Ржавый золотой ключик... Да, проржавел, конечно... Но лишь потому, что по-настоящему золотым-то он был только во сне и в воображении Марты! Конечно, наша обыденная материальная жизнь есть железо, нередко ржавое, а золотая фольга вокруг него — жизнь души! Сказки сказками, но жанр — реализм чистой воды, поданный в мистической обертке-фольге. Марта выбрала свое. Ее жизнь была фольгой золотой, а внутри, как и у всех — железякой, потому что водопад золотой «опоздал». Но не всякому даже в самом конце жизни открывается дверца. И он может уже в реальности осыпать золотым водопадом чью-то судьбу и убедиться, что чудеса существуют!!! А еще мне кажется, что Марта свою дверцу открыла, еще когда ей было семь лет. Ведь она на самом деле чувствовала себя счастливой в том, в чем жила и лишь к восьмидесяти годам осознала, что чудесная сказка под названием жизнь подошла к концу. И Джон Маверик рассказал историю так, что верю: жизнь Марты на самом деле была чудесной сказкой. |