Русский террор – особый тип политической борьбы-деятельности. «Терроризм, - определение Д.. Хардмана в статье «Терроризм», – используют этот термин для описания метода (теории), обосновывает метод: с его помощью стремится достичь цели: преимущественно провозглашенные - через систематическое использование насилия - организованными группами людей, партии. Террористические акты направляют против личностей, людей, агентов, представителей власти: мешают достижению целей этой группы». Русский террор – это особый тип политической борьбы-деятельности. В основе его теории и практического применения стояли М.Бакунин, П. Кропотикин, Нечаев, В.Ленин (Ульянов), другие бомбисты. Превратили террор в составную часть государственной политики. Признаем: за довольно короткий исторический отрезок времени быстрый успех террористической борьбы Русских революционеров внутри страны, да и в "экспорте революции" сделали их образцами для террористов. За долгий период времени террористические группы и организации всех мастей и толков использовали Русский опыт террора. Русский террор служит чаще организационным и лагерно подготовительным фактором, плюс еще щедрое, от всего Русского сердца материально-техническое снабжение "антиколониальным, народно-освободительным движениям", часто для призрачной политическое выгоды – бесплатно, в количествах неумеренных. Для любящих хвастать, хвалиться Русских шовинистов террор служит "огромным достижением", "ведущим в мире фактором". А фактически "дурным, кровавым примером" "успешной террористической деятельности":- политическим, религиозным, прочим фанатикам идеи. Следует добавить элементы мистики: иначе невозможно понять этот феномен: молодые, энергичные, часто достаточно образованные люди – из разных слоев и классов населения, разных национальностей - шли в террор, страдали, рисковали, шли на каторги, отдавали свои жизни, ради свержения в Российской Империи - Самодержавного общественного и политического строя. "В революции 1905-07, как и в другие периоды политической истории Царствования Николая II - важную роль играли убийства, покушения, экспроприации, вымогательства, шантаж, разные виды терактов". «Террористы нового типа» - сторонники многоформенного насилия. Стояли на передовых позициях Европейского и мирового терроризма. Ф. Достоевский: «Зачем же я учился, зачем наукой во мне разбужена любознательность, если я не имею права сказать моего личного мнения или не согласиться с таким мнением, которое авторитетно само по себе». Неважно, что делать лишь бы изменить, сделать не так как было раньше, не понятно в какую сторону идти, только бы не стоять на месте, не быть консерватором и ретроградом. Шире шаг!.. Отсутствие мирных возможностей для самореализации". Будницкий считает: «превращение терроризма в систему невозможно ранее по чисто техническим обстоятельствам. Способствовал прогресс технический возникновению терроризма – изобретение динамита, а также развитие средств массовой информации и способов передачи информации, телеграфа. Это многократно увеличило пропагандистский эффект террористических актов …». «В конце века имена Софьи Перовской, Андрея Желябова, Степана Халтурина - у всех на устах. Мрачная романтика убийств давала пищу молодым умам, в условиях тогдашней гласности заседания суда присяжных устраивались открыто, в присутствии публики и иностранных корреспондентов, и адвокаты делали карьеру на защите террористов». В. Ленин: «Почти все в ранней юности преклонялись перед героями террора. Отказ от обаятельного впечатления этой геройской традиции стоил борьбы». «Первый судебный процесс по ее [«Народной воли»] делу (И.И. Розовского – И. В. Родионова) состоялся 27.2.1880, последний (А. А. Зороастровой и др.) – 28.09.1894. За 14 лет, с 1880 по 1894, царизм провел больше восьмидесяти народовольческих процессов… многие («16-ти», «20-ти», «17-ти», «23-х», «14-ти», «21-го», первомартовцев 1881 и 1887, жертв Якутской трагедии) вызвали международный резонанс. Готовились они властями с целью «посрамления крамолы», а на деле превратились в демонстрацию величия и притягательной силы революционного движения: колебали престиж царизма, возбуждали оппозиционный дух в Русском обществе, привлекали сочувствие и симпатии к революционерам в России и за границей». «Террор в руках «Народной воли» лишь один из многих средств борьбы… занимались им только члены и ближайшие агенты ИК несколько сменявших друг друга техников, метальщиков, наблюдателей.. Местные группы «Народной воли» вообще не занимались террором». : «Крамола, - В. Плеве, директор Департамента полиции, - во время студенческих беспорядков рекрутский - производит набор». «Наибольший, общероссийский размах приняла революционная деятельность «Народной воли» среди интеллигенции, главным образом, учащейся (в первую очередь, студенческой) молодежи… В Петербурге действовала Центральная университетская группа: :объединяла и направляла усилия народовольческих кружков во всех высших учебных заведениях столицы. 0Подобные центральные группы координировали деятельность многочисленных студенческих кружков в Москве, Киеве, Казани. Отдельные студенческие кружки функционировали при местных организациях «Народной воли» во всех городах с высшими учебными заведениями (Одесса, Харьков, Ярославль, Вильно, Дерпт)». «Я принадлежу к поколению, - А.И.Гучков об убийстве П.Столыпина, - родилось под выстрелы Каракозова; в 70-80-х годах кровавая и грозная волна террора прокатилась по России, унося за собой того монарха, - его мы еще в этом году славословили как царя-Освободителя… Террор тогда затормозил, тормозит с тех пор поступательный ход реформ. Террор дал оружие в руки революционерам. Террор своим кровавым туманом окутал зарю Русской свободы…». «Обуреваемые жаждой разрушительной общественной деятельности люди, А. Гейфман,- зачастую достаточно тонкокожи, уязвимы… ощущать грубость, грязь, пошлость, уродство и прочие несовершенства мира окружающего. И вот такой человек, не злодей и не проходимец вовсе, а наоборот, - личность с уязвленной душой, чутко реагирующей на соприкосновение с любым видом уродства, приходит к отчаянной мысли о возможности искоренить мировое зло за счет изменения внешних обстоятельств, вооружившись схемами, описывающими несовершенство миропорядка, равно как и пути к его исправлению, такой человек начинает бороться с социально-политическими, религиозными и прочими устоями, ломая их, чтобы изменить мир по своему вкусу …». «Террор– ужасная вещь, - - Кричевский, - есть только одна вещь хуже террора: это безропотно сносить насилие». «Бомба – вот ваше право! - Н.Суханов (глава Военной организации Исполнительного комитета «Народной воли»).:- Бомба – вот обязанность ваша!», - Этим в революционной среде обеспечил себе еще большую поддержку". Главная причина появления террора в России, - Р. Городницкий, - в углубившихся противоречиях «между идейными запросами общества и политикой государства, игнорировавшей объективные потребности в реформах, [противоречия] привели к ужесточению протеста со стороны революционеров, применить крайние формы противодействия побудили" - возникало искушение «одним ударом разрушить могущество этой власти, расчистить дорогу для осуществления идей, которые должны привести к всеобщему благоденствию». «… многие из тех… в разные времена так беспокоился о судьбе масс, страдал о народных тяготах, инстинктивно ощущали (а некоторые даже и осознавали): народу не нужна их забота, а сами они чужды и в лучшем случае безразличны ему… радетели за народное благо настойчиво и неудержимо продолжали стремиться вперед по избранному пути, дабы облагодетельствовать человечество… своих соотечественников в России … не то что ближний, но даже сам революционер уже себе не интересен, если он якобы нашел выход из жизненной безысходности – борьбу с внешними атрибутами самой жизни. Борьба с устоями здесь играет роль допинга или дешевого и поверхностного развлекательного действа - отвлекает человека от самого себя внешним блеском, мельканьем, громкими звуками …». «…Есть нечто высшее, чем самые законные чувства человека, - Исполнительный комитет «Народной воли» в послании Императору Александру III от 10.03.1881 утверждал: - это долг перед родной страной, долг… гражданин принужден жертвовать и собой, и своими чувствами, и даже чувствами других людей». «Путь людей 1-го марта привлекал. Он прост, понятен, казался более рациональным, даже гуманным… Террористическая идея надолго стала господствующей в умах и душах Русских народников … Даже после гибели «Народной воли» и постоянных неудач попыток ее возрождения, идея возобновления террористической борьбы продолжала активно отстаиваться и развиваться на страницах эмиграционной печати». «С 1860-х до приблизительно 1900-х на счету террористов не более 100 терактов. И хотя угроза террора, часто преувеличенная в полицейских донесениях, вселяла страх, политические убийства в эти годы… предвестник разгула террористической деятельности в первое десятилетие ХХ века». «К 1 января 1880… в стране насчитывалось 6790 политических поднадзорных…- свидетельствовала генеральша А. Богданович в 1880: «теперь во всей России находятся 400 тысяч человек под надзором полиции… Аресты (а в особенности, обыски… предшествовали арестам) в 80—90-е годы действительно наводнили Россию» «С 14 августа 1881 г. он [царизм] мог чинить расправу более уверенно и стабильно, поскольку теперь к его услугам всеобъемлющее руководство по репрессиям, своего рода карательная «конституция», - Н. Троицкий, назвал это положение - «…законодательным прикрытием для «белого террора»…». «Власть изначально придавала революционерам чрезмерное значение, возвышая их тем самым и в собственных газах и в глазах общества. Власть рассматривала террористов как по существу равную сторону, ей противостоящую … неадекватность представлений власти о реальной силе террористов и неадекватность мер, принимаемых в их отношении… Чрезмерно жестокая репрессивная политика – каторга Чернышевского и Николая Серно-Соловьевича, высылки без суда, жестокие приговоры фактически не опасных народников-пропагандистов … Власть не сумела стать выше народников. Можно предполагать: мог, Александр III прислушаться к совету Владимира Соловьева, помиловать убийц своего отца, он бы морально разоружил (пожалуй, даже морально уничтожил) революционеров, а не создал своей волей и руками палача мучеников революции и предмет подражания для тысяч неофитов». «Корпус жандармов делился на три части. Первая состояла из имевшихся в каждой губернии жандармских управлений. Жандармские управления следили за политическим порядком на территории своих губерний, вели дознания и расследования. Жандармские офицеры работали и в охранных отделениях… к концу XIX века существовали в трех городах: в Петербурге, в Москве, в Варшаве – занимались политическим сыском и подчинялись на местах губернаторам, а в центре – Департаменту полиции. Вторая часть корпуса сведена в жандармские управления и несла свою службу исключительно в полосе железных дорог, исполняя функции общей политической полиции. Третья часть – жандармские дивизионы существовали во всех губерниях». «Во главе этих [жандармских] управлений, - Л. Ратаев: стояли заслуженные полковники, генералы: воспитаны в старинных традициях корпуса жандармов, люди в большинстве своем почтенные, совершенно не знакомые с современными требованиями политического сыска. Секретной агентуры и вольнонаемного сыска не существовали нигде, наблюдение… осуществляли переодетые унтер-офицеры: одевались в штатское платье, иногда забывали снять шпоры … Она [политическая полиция] походила на армию: перевооружается и занимается обучением новобранцев под огнем неприятеля». С.Зубатов: «типичный интеллигент по своей внешности и поведению.. он - белая ворона среди коллег …монархист …Штатский человек, не офицер. «Писаревец, культурник-идеалист». Он сумел поставить на ноги политический розыск в России, беззаветно предан своему делу и самодержавию (после Февральской революции застрелился). «…несмотря на все усилия Зубатова и других руководителей политического сыска [Е. Медникова, А. Герасимова], полиция явно не в состоянии не только справиться с волной революционного движения, но даже гарантировать простую физическую безопасность руководителей России». «Все это показное соблюдение юридических норм, - Интеллигенция возмущалась реакцией. А. Тютчева, дочь поэта и жена И. Аксакова, негодовала:- и законного беспристрастия, проявленное по отношению к этим висельникам, имеет в себе что-то искусственное, фальшивое, карикатурное … ». «Святая («Священная») дружина». «Она сформировалась летом 1881 под впечатлением цареубийства 1 марта и действовала до начала 1883 . как тайное общество искоренения крамолы — с видимым расчетом клин вышибать клином. Составили 729 персон, преимущественно из высших сфер: два, даже четыре, брата Царя (великие князья Алексей и Владимир, еще Сергей и Павел), министр двора И. Воронцов-Дашков, начальник штаба Петербургского военного округа П. Шувалов, московский генерал-губернатор В. Долгоруков, будущие председатели Совета министров С.Витте, Б.Штюрмер, 54 генерала, адмирала, «короли» прессы, дипломаты, банкиры, «зубры» купечества, светские хлыщи. Приглашали и главную военную знаменитость эпохи, «белого генерала» М. Д. Скобелева, но он отказался, заявил: присягнул не вступать ни в какие тайные общества …». С мая 1881 начали проводить литургии, включающие молитвы против революционеров. «Крамола» проклиналась в них, как самая страшная ересь и наихудшее зло. Архиепископ херсонский Платон возглашал: террор «Народной воли» «гораздо хуже» и опаснее «нашествия галлов» 1812 «Земля и воля» в своей программе 1878, в дезорганизаторской части, ставила требование «систематического истребления наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок» «…в вопросе террористической борьбы, - Б.Савинков, - я склоняюсь к традициям «Народной воли»… надежды на всеобщее восстание преждевременны... только террор является той силой: правительство с посчитается - может вынудить его на значительные уступки». «В мае 1902 состоялось обсуждение планов на будущее. В. Чернов предложил искать приближения террора к массам. БО будет уничтожать представителей местной власти, «проявивших себя варварством расправ над рабочими, крестьянами, учащейся молодежью». «Азеф состоит членом партии с самого ее основания; он знал о покушении на харьковского губернатора князя Оболенского (1902) и принимал участие в приготовлениях к убийству уфимского губернатора Богдановича (6.5.1903) [15.3.1902 – убийство министра внутренних дел Д. Сипягина]. Он руководил с осени 1903 Боевой организацией и в разной степени участвовал в последующих террористических актах: в убийстве министра внутренних дел Плеве (15.7.1904), в убийстве великого князя Сергея Александровича (4.2.1905), в покушениях на великого князя Владимира Александровича, на петербургского генерал-губернатора генерала Трепова, на киевского генерал-губернатора Клейгельса, на нижегородского губернатора барона Унтерберга, на московского генерал-губернатора Дубасова (23.4.1906), на министра внутренних дел Дурново, на офицеров Семеновского полка генерала Мина и полковника Римана, на заведующего политическим розыском Рачковского, в убийстве Георгия Гапона, в покушении на командира Черноморского флота адмирала Чухнина (27.1.1906), на премьер-министра Столыпина и в трех покушениях на Царя. Он заранее знал об убийствах Татарова, петербургского градоначальника фон дер Лауница, главного военного прокурора генерала Павлова, о покушениях на великого князя Николая Николаевича и на московского генерал-губернатора Гершельмана и т. д.». «Бывшие на съезде эсеры [Швейцария] - 15.7.1904 А. Спиридович, - справили убийство Плеве такой попойкой: дело не обошлось без вмешательства полиции». «Зачем о нем пишут? - С.Витте злословил: - Отчего не пишут о его кучере?.. И погиб Плеве отвратительно. Сипягин ограниченный человек, но умер благородно…». «В Русском революционном движении, - Ф. Родичев:- правительство сыграло выдающуюся роль организатора… руками злобной власти вскормлен террор… Если добавить к террору красному еще и «столыпинское кровопускание»… «врачебные меры» по терминологии премьера… вполне законной самозащитой государства, а с другой вследствие введение военно-полевой скорострельной юстиции само понятие законности и государственности подрывали … сумма насилия в обществе достигла критического предела. Психология гражданской войны, когда думающего по-другому стремятся не убедить, а уничтожить, сложилась задолго до ее начала». «А там, где аргумент – бомба, - П. Столыпин сказал, после взрыва на своей даче, - :там, конечно, естественный ответ – беспощадность кары!». «…телеграммы об этом, -С. Минуилов.. об убийстве великого князя Сергея Александровича, - произвели большой и при этом радостный переполох в городе. «Кто будет №2?» - задают вопросы друг другу … Сергея ухлопали основательно: его разорвало на куски … Петербуржцы не только радуются, но и поздравляют друг друга с этим убийством». «Массовый террор появился в годы революции 1905-07… терроризм пошел в массы, санкционирован партийным руководством, объявившим ответственными за политику правительства не только «верхи», но и «мелких сошек». Идея революции попала на благодатную почву. На смену «разборчивым убийцам» пришли люди, стрелявшие без раздумий. «Живучесть» терроризма в России объяснялась: при ограниченности сил революционеров» оказался наиболее эффективным средством борьбы. «Это,- неспособность власти вести диалог с либеральным движением (с обществом) - привело… либерально настроенная часть общества по существу рассматривала террористов как выразителей его интересов… М.Катков: «Уступи, а не то они будут стрелять» … Для образованных многих людей врагом номер один самодержавие. Многие сторонники преобразований террористов рассматривали как естественных союзников …А. Тырнова: «Освобожденцы» террором не занимались, но и морального осуждения этому способу борьбы не выносили» … публично осудить терроризм, для либералов казалось невозможным не только по политическим, но и нравственным мотивам». «Террористическая борьба идейно воспитывала русское общество». - В.Бурцев. - Террор эффективен и эффектен, привлекал молодежь. Общество привыкло к насилию. Убийства становились «нормальным средством» политической борьбы». Во второй Государственной Думе на требование В.В. Шульгина вынести моральное осуждение террористам (1907) в лице ПСР последовал жесткий отказ. Шульгин спросил, обращаясь к эсерам (понимая за ними БО): «Ответьте мне, положа руку на сердце, вы — рыцари гуманности, милосердия и человеколюбия, нет ли у вас бомбы в кармане?», в ответ, кроме бешеного рева, получил исключение из зала заседания вопрошавший по 38-й статье за оскорбление Государственной Думы». Социалисты и террористы в то время – равнозначные понятия, никто не отрицал непосредственную причастность руководства ПСР к подготовке и исполнению терактов. А С. Зубатов признавался: именно террор душа ПСР, - по его словам «доморощенной партии неисправимых утопистов, органических беспорядочников и сентиментального зверья». «БО являлась авангардом многочисленных террористических групп, активно действовавших в России в 1901. Проводимые ею акты политического насилия сотрясали Российскую Империю, часто заставляя верховную власть лавировать, идти на уступки общественному мнению и вводить ряд гражданских свобод. Монархии, потерявшей многих своих лучших представителей из бюрократической верхушки, удалось отбить беспрецедентную и систематическую атаку, проводимую террористами, считавшими: кровью смогут остановить еще большее кровопролитие». «С одной стороны, индивидуальный политический террор как средство борьбы против всесилия властей, угнетающих свободу, жизнь и достоинство своих граждан, террор против воплощающей такую власть тиранической личности, против лжеконституционных представительств, по сути, вызов радикально настроенному обществу, - абстрактный принцип террор, исповедуемый БО ПСР можно рассматривать как героическое подвижничество, творящее справедливый суд над каким-либо из бесчисленных насилий «царствующего зла». С другой стороны, террористические принципы, осуществляемые БО ПСР, объективно нивелировали запрет на пролитие крови. Всякие нравственные устои размывали. Как у самих участников боевого движения, так и в социуме, способствовали появлению в террористических организациях людей, теоретически невежественных и не понимавших реальных социально-политических проблем … Террор стал и причиной огромного душевного надлома у многих боевиков и привел, наряду с другими причинами к революционному бандитизму, к самоистреблению людей, в терроре задействованных, к их моральному безрассудству и озлобленности. БО ПСР, другие организации террористической ориентации, потенциально способствовала появлению из стихии безбрежного революционизма личностей с опустошенными душами и выжженным мозгом». "Мы хотим дать колесу истории максимальный размах" - М.Соколов. «Вы читали мою статью «О худших и лучших»? - Рувим Эпштейн осуждает практику индивидуального террора, предлагает массовый: -Нет?.. Я писал: нужно сделать генеральную чистку… Понимаете, нужен террор массовый, универсальный, всеобъемлющий, беспощадный… Есть две расы людей. Раса эксплуататоров и раса эксплуатируемых. Эксплуататоры наследственно злы, хищны, жадны. Сожительство с ними немыслимо. Их надобно истребить… Всех до единого, до последнего… Если их сто тысяч, надо истребить сто тысяч… Если их миллион, надо истребить миллион. Если их сто миллионов, надо истребить сто миллионов! Стесняться нечего. Я, Рувим Эпштейн, знаю, как сделать». «Чем дальше от революции 1905, тем омерзительнее становился террор. - Д. Жуков говорит о вырождении идеи революционного террора в нечто, кровожадное, преступное, не отвечающее запросам времени. -Часто выслеживают не тех, убивают по ошибке. Аристократка Татьяна Леонтьева когда-то собиралась на балу убить Царя, теперь примкнула к максималистам и, приняв на курорте какого-то мирного старичка за Дурново, тут же пристрелила его. Это уже превращалось в дурную привычку, вырождалось в наркотическое средство для взбадривания организма, этим пользовались враги России, неустанно поставлявшие деньги и динамит, направляя ядовитое жало на лучшие умы России». «Постепенное слияние революционера и бандита потеряло свой исключительный, индивидуальный характер, оформляясь в тенденцию моральной деградации революционного движения в целом, достигшую своего апогея в начале ХХ века: практические действия постоянно растущего числа радикалов позволили квалифицировать их как «террористов нового типа», нередко не отличимых от обыкновенных убийц. Отделить идейного борца за свободу от закоренелого уголовника – задача порой неразрешимая … Анекдот: «Когда убийца становится революционером? Когда с браунингом он грабит банк. А когда революционер становится убийцей? В том же случае». «Измельчание» Русских террористов. «В результате движение становится постепенно массовым, исчезает изначальная элитарность его и открывается доступ в него людям с… отдаленным отношением к идеалам течения на раннем его этапе. Эти новые люди движимы своими личными целями, принципами (если таковые вообще имеются) и представлениями о допустимых методах… Многие из таких борцов за справедливость, равенство и братство совершенно чужды изначальному духу движения; они просто по-разному используют его для оправдания себя и своих поступков и для самоутверждения … Это – накипь движения, и она постепенно вытесняет… его суть… Жалкие единицы … когда-то являлись зачинателями течения, вынуждены подделываться под то, во что оно превратилось, либо уйти». Эсеры-максималисты также принадлежали к «революционерам нового типа». «Никакие теоретические разногласия не могли воспрепятствовать террористам нового типа действовать в боевых операциях единым фронтом с членами левых организаций. Подобные межпартийные связи и сотрудничество наблюдаются на протяжении ХХ века среди террористов различных идеологических направлений во всем мире, объединены лишь готовностью к насилию для достижения своих целей». «Трагедия русской политической жизни: нет сильного либерального движения. Имперское правительство, неспособное привлечь на свою сторону умеренных либералов, предоставить политическим страстям мирный выход - для встававших на путь терроризма, оказывалось вынужденным использовать грубую силу для разрешения ситуации». «Под счастливой звездой родился Дурново. - А. Богданович за 11.03.1906. - После всех произведенных им репрессий и арестов, ушел он целым и невредимым из Министерства внутренних дел». «Азеф типичный мелкий буржуа, деловойй человек, ловкий, жестокий, очень осторожный и сдержанный, умел рисковать при необходимости. Он никогда не ставил на карту все сразу: знал людей, проявлял умеренную инициативу и талант организатора… главны2й мотив Азефа, - заставлял его заниматься опасной работой … деньги, он их, любил и открыто демонстрировал привязанность ко всем материальным благам: их можно купить за деньги». . «Я не чувствую призвания убивать людей. - После беседы с Савинковым Борис Вноровский - матери: Но я сумею умереть, как честный солдат! Между моментом моего согласия вступить в Боевую организацию и моментом, когда меня поставили на подготовительную работу, прошло около месяца. Время это я употребил на переживание моего нового положения. Перед лицом своей совести, перед лицом смерти, ей навстречу я сейчас иду, я могу сказать — я совершенно победил страх смерти». «БО пользовалась в партии, построенной строго централизованно, необычайно широкой автономией. В первое время отношение БО с ЦК партии строились по принципу личной унии. Гершуни – глава БО, и член ЦК партии. Журнал «Революционная Россия» (№7 1902г.) напечатала программную партийную статью о терроре, определяющую отношения между ЦК и БО: «БО получает от партии через посредство ее центра директивы относительно выбора времени для начала и приостановке военных действий и относительно круга лиц, против которых эти действия направляются. Во всем остальном она наделена самыми широкими полномочиями и полной самостоятельностью … Она имеет вполне обособленную организацию, отдельный личный состав, отдельную кассу, отдельный источник средств». «… противостояние БО ПСР и ЦК ПСР, - Р. Городницкий,- постоянно присутствовавшее на всем протяжении сосуществования этих двух структур и обострявшееся на разных этапах их деятельности, привело: лидеры партии эсеров… в 1909 «отлетел» дух свободомыслия и интеллектуальной терпимости, начинают требовать от членов БО соблюдения всех своих авторитарных претензий, не обоснованных ни потребностями политическими, ни дисциплинарными… Стремление любое членов БО, идущее вразрез с интересами партийных боссов, всегда встречало решительное противодействие со стороны ЦК ПСР, а в 1911 партия фактически выбросила из своих рядов не успокаивающегося мятежника - Б.Савинкова и склонных к «ересям» его соратников по БО, жаждавших живого дела и протестовавших против будничной партийной рутины». «Несмотря на различные стили руководства БО, практикуемые тремя ее руководителями – Г. Гершуни, Е. Азефом, и Б.Савинковым… на несхожесть характеров, устремлений и политических идеалов этих лидеров, внутренняя жизнь организации складывалась и протекала по своим законам, естественно выработанным в ходе ее деятельности». «Между идейными запросами общества, - Р.Городницкий видел главную причину появления террора в России в углубившихся (они были и раньше) – противоречиях и политикой государства, игнорировавшей объективные потребности в реформах, [противоречия] привели к ужесточению протеста со стороны революционеров, побудили их применить крайние формы противодействия». «Государственный террор унес с 1917 миллионы жизней, имеет генетическую связь с террором дореволюционным». Большевики эсеровский опыт учтут и начнут смело применять массовый террор. «Мы будем употреблять террор не в розницу, а оптом - Г. Зиновьев». «Пример России подтверждает: террористические действия особенно распространены в таких обществах – для них одним из выходов из сложившейся ситуации являются реформы и мирные перемены. При режимах: прибегают к неограниченному давлению, контролируют СМИ, случаи терроризма редки, и это помогает понять пассивность опытных Российских террористов после 1917, не решившихся бороться с большевистской диктатурой. В демократиях, слабо авторитарных, относительно открытых обществах - терроризм процветает». |