Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Фурсин Олег Павлович
Объем: 8549 [ символов ]
Инв. № 54...
Инв.№54...
 
Маялся я душой в нынешний день, да как маялся! Назначена у меня была
встреча с женщиной, которую…хотел написать «любил», да не выписалось
как-то. Было между нами что-то, было, да прошло. И прошло так, что не
нужно оно мне, не к месту, ни к чему совсем. Ни душе, ни телу. А вот поди
же ты: надо встретиться, и, словно назло, я в роли просителя. И, как ни
крути, не отложишь, вот никак не уйти…
Москва погодой не порадовала после южных голубых небес и
подснежников. Не май месяц, а вовсе февраль, и признаков весны нет.
Асфальт на небе, асфальт под ногами. Впрочем, под ногами асфальт лишь
местами, где чищено. А так — грязный, серый, местами черный уже снег.
Слежался, в лед сложился. Помечен собаками, кошками и прочей
живностью. Так что лучше уж тот серый «асфальт», который на небе, а
смотреть приходится именно на землю, чтоб не растянуться ненароком на
грязном снегу.
Выбирался из Подмосковья последней электричкой перед часовым
перерывом, а потому раньше, чем надо бы. На полчаса, а то и час раньше.
Электричка, потом подземка. Вылез, наконец, из городского чрева, которое
зовут москвичи «метро», оглянулся вокруг. Идти-то куда? На старое место
рабочее, где каждый меня знает и о чем-то спросит? А говорить-то как лень,
и все же надо и придется, но отложить бы эту минуту дальше, как можно
дальше!
В парк бы хорошо в иное время, но холодно сегодня, ветрено, и снег вот
сыплет. Отвык я от зимних пейзажей и одет не так добротно, как хотелось
бы.
В храме тепло, а нынче и скамьи расставлены, чтоб присесть можно было.
Пойду-ка туда, но не свечи жечь, не иконы целовать. Согреться, время
убить.
Я никогда не бегал от запаха церковных свечей. Активным атеистом не
был. Но вот уж и батюшкам рук не целовал, не причащался и не бился лбом
о камень. Дед, староста церковный, к быту церковному меня приобщал.
Давно это было, конечно, но помню, как читал я ему Евангелие, потому как
дед был неграмотным. Ветхий завет называл дед «порнографией», и в моем
исполнении он не звучал никогда, возможно, в целях воспитательных; с
Ветхим заветом я справился сам, и несколько позже. А вот Евангелия читал,
и часто, так часто, как доставал дед карманную библию, с которой не
расставался, и протягивал ее мне для прочтения…
Именно в те далекие годы, когда я и думать не думал, что буду писать и
публиковать написанное, впервые задал я себе вопрос: «Как люди
придумали Бога?». Именно так вопрос звучал раньше, теперь я иначе
формулирую, но до сих пор отвечаю!
Окинул храм взглядом издалека, поежился. Не родной он какой-то, не
православный. Шпиль над башней голландского какого-то типа; смотрится,
ну словно кирха лютеранская. Понятное дело, что вдохновлен
западноевропейскими формами, что петровское наследие. «По именному
царского величества указу и по данному ему величества рукою рисунку»[1].
Но в Москве петровское не смотрится, в Москве оно чужое. И мне оно тоже
не свое. Я и в Петербурге к Спасу- на- Крови приду скорее, чем в Исаакий
или Казанский. Мои предпочтения отсюда вывести не сложно; и заметьте,
что все три названные мной собора недействующие, это тоже знаковое
нечто, видимо…
Я вошел в храм. И впрямь тепло, не то, что на улице. Народу немного. Как
обычно, группа женщин неопределенного возраста там, где свечи и
ладанки. Мужчина впереди, ближе к иконостасу; на коленях и в трансе
каком-то, верно, молитвенном, головой к полу прикладывается не на шутку.
Болен? Потрясен душой? Дай ему бог, коли бог этот есть, а если нет, то
тоже дай, потому что нельзя не дать человеку, когда он вот так просит. Я бы
дал, если б мог.
Лики хотя бы свои, родные, со стен, и на том спасибо. Ах, Богоматерь, и
впрямь, утоли ты мои печали…
Обошел церковь по кругу, вгляделся в лики, поздоровался со всеми.
Присел на скамью и сидел долго. Спокойствие не приходило, было маетно,
как и прежде.
У каждой церкви своя история. Большая и малая. Про большую упомянул
уже, Петра творенье, считай. А малая…
Вот навскидку, попробуем порассуждать. Работал тут архитектор Мичурин.
Не тот ли это Мичурин, что андреевскую церковь в Киеве строил? И если тот
самый, то что за судьба у человека достраивать за всеми. Там Растрелли
задумал, строил Мичурин. Здесь Петр Первый задумал, а достраивал тот же
Мичурин. Видимо, придумывал он плохо, а строил хорошо. Попробовал я
представить себе человека, который жил при Петре, жил и после, и все
чужие «лебединые» песни допевал. Портрет не вышел, я мысленно махнул
рукою.
А, кажется, именно в этой церкви отпевали Чаадаева…
Господи ты, боже мой, вот уж, действительно, знаковость и совпадения, что
за день у меня сегодня. Друг-недруг давнишний, Чаадаев, «басманный»
философ! Тот самый, что поделил нас всех на западников и славянофилов
(тот, кто критиковал его, оформился в славянофила, кто славил, тот
становился западником!). Это Чаадаев негодовал по поводу «отлученности»
нашей от «всемирного воспитания человеческого рода». Эх, Петр
Яковлевич, как мало я с тобою в этом согласен! Как не хочу, чтоб
объединенная Европа была страны моей воспитателем. Не бывает так, чтоб
большое становилось частью малого; Россия пойдет своей дорогой, впрочем,
разве и этого ты не знал, не говорил? Только тот европейский горизонт, что
представлялся тебе седьмым небом, мне — московским помеченным снегом
нынче. Как нет правды на земле, так нет ее и выше. Как нет мира здесь, так
тем более нет его в Европах. Пусть учатся у нас тому, чего нет у них. Как
мы учимся тому, чего в нас самих нет, у них и у других тоже. Привилегий
на некое «мировое слово» для всех нет, и его не будет.
Правильно отпели Чаадаева здесь, и правильно я зашел сказать ему
прощальное слово…
Я встал, и прошел в часть церкви, которую не видел до сих пор, налево от
входа.
Шел, все еще думал о Чаадаеве. Бедняга, первый официально объявленный
сумасшедший. Никем иным, как правительством. Что за штука жизнь, и
смеяться вроде грешно, и смешно до колик.
Я чуть не задел его, большой крест, повернутый ко мне тыльной своей
стороной, и задержался возле него. Так бывает иногда: бросится в глаза
надпись и пройдет поначалу краем сознания. А потом вдруг огромными
знаками всплывет, пойдет молотом стучать в мозгу ее значение.
На обороте большого поминального креста была надпись: «Инв. № 54…». И
цифра дальше, не помню, а может и не было ее.
Инвентарный номер у креста. На знаке распятия, на спине у человека,
который говорил нам всем свое потрясающее СЛОВО. У автора «Нагорной
проповеди».
И ЕГО посчитали, инвентаризировали, значит…
Бренность всего сущего… дикое, сумасшедшее впечатление бренности и
тлена пронизало меня.
Бывают же дурацкие, совершенно чокнутые мысли, полные
экзистенциального бреда, когда «отдыхает» и сам Камю, сиротливо стоит в
сторонке, быть может, даже нервно покуривая.
Каков мой инвентарный номер в общем ряду существующих номеров?
Тот самый, что мама хранила в серванте, как большое сокровище свое,
укрепленный на кусочке бинта, выписанный чернильным пером на
квадрате клеенки? Или номер моего партийного билета, один из первой
сотни, чему я когда-то так смешно радовался? Или, может, ИНН, «знак
дьявола», «печать сатаны». А может, мой новый номер члена Российского
союза писателей, тоже какой-то каббалистически удачный,
четырехтысячный…
А вернее всего, окончательный и несменяемый номер, номер свидетельства
о смерти, если их нумеруют, конечно, а если нет, то пронумеровать можно и
могилу. И это уже окончательно, «мой порядковый номер на рукаве».
И скажите, пожалуйста, почему я, закоренелый атеист и насмешник, не
рискнул зайти с торца, и заглянуть в лицо Христу, распятому на кресте с
собственным инвентарным номером?
Я не знаю.
Я закрыл за собою двери храма и пошел на ненужную мне встречу. Я-то
знаю теперь, в моем странном возрасте, что не следует встречаться с
прошлым: в нем ничего не изменилось. И я же сам из него ушел?!
 
11.02.15 г.
Москва.
 
[1]… по именному царского величества указу и по данному ему величества
рукою рисунку, велѣно намъ нижеименованонымъ, старостѣ съ приходскими
людьми простить церковь за Мясницкими вороты, за Землянымъ городомъ,
что въ Капитанской и Ново-Басманной слободѣ, которая и прежде в том
мѣстѣ была жъ, во имя св. Ап. Петра и Павла; и оная церковь, по оному отъ
его величества рисунку, какъ исподняя, такъ и верхняя построены, а при
том несовершенно...
Из донесения Правительствующему Сенату, Москвитин Василий.
Дата публикации: 22.07.2015 11:52
Предыдущее: Апостол Павел. Ч.1. Возвращение в Иерусалим. Гл. 11.Следующее: Апостол Павел. Ч.1. Первая проповедь. Гл. 12.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лана Гайсина[ 15.02.2015 ]
   Как же это у вас хорошо написано. Молитве созвучно. Ни единой фальшивой нотки. Я тоже большая любительница бродить по церквям и кладбищам. Рассказ мне напомнил кладбище на Арском поле в Казани. Погоревала я там у полузабытой могилы Лобачевского, вспомнила историю рассказанную каким-то военным о конструкторе Петлякове, постояла у его могилы, обстрелянной лётчиками во время Отечественной.
   Столько знакомых имён...Но из прошлого не уйдёшь - в догонялки разве поиграешь...
 
Фурсин Олег Павлович[ 16.02.2015 ]
   Спасибо, Лана. Ваше мнение мне особенно ценно: Вы и сами умеете быть исповедально искренней...Трудно было отразить настроение, каковое преследовало меня в тот день, но я старался. Рад, если получилось в самом деле.
Глушенков Николай Георгиевич[ 20.07.2015 ]
   Уважаемый Олег Павлович,
   прочитал с большим удовольствием; мне, читателю, дали почувствовать
   Ваше настроение при написании рассказа, отношение к бытию. Да, Вы
   правы: у нас везде учет. При чтении делал беглые записи, которые вышлю
   Вам на почту. Думаю, что они пригодятся, если будет возможность, то
   поправьте.
   С уважением, ГНГ
 
Фурсин Олег Павлович[ 22.07.2015 ]
   Спасибо, Николай Георгиевич! И за "большое удовольствие", и за правку! Мне почему-то дорога эта
   миниатюра-размышлени­е,­ хотя, кажется, ничего в ней нет "сюжетного"­;,­ "действия особого нет. Но вот
   чувство, ряд переживаний, ассоциаций, которые приходили в голову, внутренний настрой, который в день
   тот был важен, все это - кажется, и впрямь удалось. Перечитываю - попадаю снова. Просто по нотам
   попадаю. Посему доволен страшно. А чему, казалось бы?
Михаил Бычков[ 07.01.2016 ]
   Инв.№54. Олег Фурсин.
   
    Сюжет как-то не формулируется. Брюзжание с первой строки до последней. Это и есть сюжет? Герою всё не нравится и вызывает местами меланхолию, местами агрессивное неприятие. Как герой маялся в первом предложении, так он промаялся до последнего абзаца.
   Главный герой инвентарный номер (ставший заголовком) казённого имущества церкви? Это он стал зацепкой для брюзжания. И уже было не остановиться
    Тема заявлена «Просто о жизни». Жизнь, изображённая в рассказе, «серая», сплошной «асфальт, помеченный собаками, кошками и прочей живностью». Понравилось герою лишь тепло в храме.
   И в рассуждениях о Чаадаеве герой, осуждая «беднягу, первого официально объявленного сумасшедшего», которому «европейский горизонт представлялся седьмым небом», а герою – «московским снегом, помеченным собаками», получилось не осуждение, а подтверждение правды «сумасшедшего». Кстати, размышления героя и, стало быть, автора о правде – это мировоззрение, кредо автора? «Как нет правды на земле, так нет её и выше»?
   Рассказ, как литературное произведение имеет право быть, но «серое» его существо не вдохновило. А если это и было замыслом автора – создать вот такое настроение неудовольствия всем и всея, то автор преуспел.
   
   Затруднительно отдать предпочтение и поставить один из предложенных рассказов вперёд. Рассказы в разных «весовых категориях». «Вероника» - бесшабашная трепня сексуально озабоченных юношей, «инв №54» - меланхолия от серой жизни. Есть несуразности и там, и там.тем не менее, ставлю на первое место «Инв№»

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта