Инга Сташевска. Произведение № 8 на страничке автора. Рецензировалось 26.12.2014 в Английском Клубе в Гостиной №3 Поэзия на заседании №13. Таинственное стихотворение... Сказать - "уезжай" . Снова звуки вокзала застынут. В пространстве , в пустыне. Безводно,бесслёзно,бесснежно.. А небо - с овчинку покажется.. даже обидно. Подкинута к солнцу монетка - орёл или решка ? Много чувства, мало понятного смысла. А потому буду двигаться чувством. ЛГ прощается с любимым на вокзале. И на прощание она словно должна дать ему понять: возвращаться или нет. Уже из первого катрена ясно, что ЛГ в сомнениях: небо - с овчинку, пустыня, где нет ничего, ни воды, ни слез, ни снега. ЛГ не хочет расставаться с любимым, но есть неизвестная причина, которая мешает ей принять положительное решение. Почему-то решение принимают не оба, именно ЛГ, и судьба доверена монетке, кону. Как бы ЛГ снимает с себя ответственность за принятие решения — пусть сама судьба скажет свое слово через гадание. Из Гаммельна крыса выходит. Последняя крыса. И всё как всегда - есть работа, но плохо с деньгами, Состарилась Золушка, истосковавшись по принцу, Собор наполняют - божественно - стоны органа. Во втором катрене еще таинственнее. Мы попадаем в средневековый Гаммельн. Крысолов выполнил свою работу, но плохо с деньгами. Понятно, что это метафора. Такая же широкая и глубокая, как поэзия Цветаевой (аллюзия к Гаммельну) и может толковаться неоднозначно и многократно. Золушка так и не дождалась принца, успев состариться, орган стонет — молодость не вернется. Он же отсылает к догадке, что наша ЛГ не молода. И понимаем, что она уже не верит чудесам, сказкам, быть может, она не верит давно самой себе, своему сердцу. Скорее всего, она не верит в свою любовь. Потому что идет упоминание о деньгах, это — оправдание того, что чувство недоступно. Понятно — самообман. ЛГ устала от бедности, неожиданное чувство ее взволновало, взбудоражило, но в ней мало сил. Почему-то любовь силы не дала, она их, наоборот, отняла (и любовь ли это, если только отнимает?), видимо, ЛГ хочется просто покоя, да что там... Это — хроническая усталость и отчаяние. Неверие. Как странно - уже Рождество. И семейство в Париже Всё ждёт твоих писем, и как ни смешно - из Марокко. Глянь - в Гаммельне снег засыпает тропинки и крыши, А в Мельбурне - дождь заливает мосты и дороги. Третий катрен также ясности не добавляет. Мы лишь видим, что ЛГ в полусне. Как странно - уже Рождество. Увы, глубокая депрессия. Быть может, виной тому — разлука с семьей. Но, скорее, это просто отговорка. Более того, родным просто неинтересно — где ЛГ. Быть может, в Морокко?! Видимо, по юности она была незаурядной чудачкой. Но это давно в прошлом. А может, эти строки относятся к возлюбленному ЛГ... Но в любом случае, в мире зима, потому что зима в душе нашей ЛГ. Некуда идти, всюду снег засыпает тропинки и крыши, дождь заливает мосты и дороги. И вокзал, где она могла бы, бросив все, уехать вместе с любимым, потому что ей надо уехать из того места, где она оказалась - одна, без денег, без веры. Но это представляется невозможным. Всё пробует рыбка проплыть вертикально - напрасно ! Аквариум. Гомель. Твоё отраженье в овале Зеркальном.. И - " не приезжай ! ". Бессловесно, безгласно Одними глазами - пытаюсь сказать на вокзале.... Четвертый катрен завершает сомнения. ЛГ решила — не вырваться. Горизонтали залиты, засыпаны, но рыбка не может плыть вертикально, а идти в гору у ЛГ давно нет сил. Более того, она — в аквариуме! Куда их него уплывешь... Гомель. Полная безысходность — в душе ЛГ, не в географии, охват которой в произведении широк, врываясь в миры сказок, Марины Цветаевой... Твоё отраженье в овале Зеркальном. ЛГ видит себя в зеркале... Что она видит? Состарившуюся Золушку. Она не верит, что любить можно просто душу, в это, действительно, сложно верить в мире, где все продается и покупается. Но... ведь любовь купить невозможно! Последняя надежда, надежда на то, что любимый примет решение. Ведь она так и не сказала ничего на прощание. Она только пытается передать свое чувство глазами, свои сомнения в том, что она может быть объектом любви. Видимо, ЛГ чувствует, что происходящее — самообман, не более того. Перед ней — не принц, пусть уже и не на коне давно, а случайный человек, который тоже одинок, но не более того. Скорее всего, она не ощущает в нем того чувства, что ждала, когда была еще совсем Золушкой. Грустно, так и не встретила Принца. Быть может, вполне быть может. Любовь — это счастье, а счастье дано, увы, не многим. Оглушительно-грустное стихотворение. Честное, узнаваемое. Так часто случается. Стихотворение написано четырьмя графически разделенными катренами рифмовкой абаб. В первых двух катренах римфы неточные. В третьем зарифмованы имена существительные с именами собственными (географические названия). В четвертом катрене - ассонансные рифмы. Ритмический рисунок сложный. Стихотворения Инги Сташевска лучше воспринимать содержательно. В классическую схему стихосложения они не укладываются. Но от того чарующей прелести не теряют. |