Пронзительное стихотворение посвящено памяти друга и в свете этой памяти рефреном пробивается воспоминание о непутевой юности - Чудом не сменив диван на "шконку", а также раздумья о судьбе семьи, о своей роли отца и мужа, опять же, через рефлексию, но уже к детству. В первых восьмистишиях ЛГ рассуждает о простой мужской дружбе. Карты, пиво, пелядь, рыбалка, на которую так и не съездили. Вот так проморгал превращенье Религии в прозу: Кресты на церквях покосились, Не вынеся серость... Содержательно насыщен рефрен стихотворения. Не просто одиночество, а в квадрате. Но квадрат одиночества мы разгадаем лишь, дочитав вторую часть произведения. И тогда грусть усугубляется до тоски: ни друга задушевного, жена лишь ради сына, любви давно нет. Неудовлетворенность положением вопиющая, хотя и смиренная. Все так живут, подразумевается. Крепость брака лишь на опыте безотцовщины. Обычно эти чувства умалчиваются в социуме, более того, рекламируется мысль, что женщина может рожать детей «для себя», но мне всегда казалось странным не брать в расчет чувства самих детей, которые рассчитываются здоровьем, в том числе и психическим, за легкомыслие родителей. Конечно, ребенку нужны и мама, и папа, да и дедушки с бабушками тоже не были бы помехой. Какой ни есть, но отец — гласит мудрость народная. С другой стороны, это очень спорные материи, в которых никогда не будет единственно правильного решения. Но в данном стихотворении мы чувствуем, что страдания ребенка были столь глубоки, что, став взрослым, ЛГ буквально заложник детских своих впечатлений, хотя Теперь ничего не волнует, Никто не тревожит... Самое время простить своего отца, а может, ЛГ его уже и простил... Теперь он болеет за Россию. На самом деле — это хроническое, болеть хоть за что-то. Всегда найдется причина так и не начать жить. Потому что эта боль нескончаема, она с детства вошла в структуру личности. Тут нужна очень глубинная перестройка сознания — это сложно, почти невозможно. Тем не менее, есть надежда у нашего ЛГ. А всё же я рано на нулик Полжизни умножил: Кроссворд до конца не разгадан, Вопросы – по силам. Прекрасно передано внутреннее состояние человека в расцвете лет, когда уже половина пути пройдена и есть на что оглянуться. По большому счету, из содержания, кроме как на сына, и оглядываться не на что. Но могло быть и много хуже, видимо, спасло как раз то самое Всё стремится вверх, старается быть «над». Конечно же, над обыденностью, пытаясь ее, как минимум, осмыслить. Особенно теперь, когда друга нет, кухня пуста, и если он оставшееся время не изведет на болячки «за Россию», то, может, что и надумает. Потому как под лежачий (сидячий) камень вода не течет. По большому счету, особой затейливости в содержании нет — все на бытовом уровне. На кухне, как и заявлено в названии. Архитектоника стихотворения изысканна. Полагаю, объяснить это можно лишь смысловой значимостью для автора. После любви, проблема «кто я? где я?» является, пожалуй, наиболее насущной для личности. Стихотворение состоит из графически и по содержанию разделенных четырех восьмистиший и рефрена из двух триолетов — в середине и в конце. Рифмовка восьмистиший abcdabcd. Написано трех- и двухстопным амфибрахием. Триолеты — abcabc - трехстопным третьим пэоном. Рифмы ассонансные, неточные, но стихотворение читает легко, потому как стремительно достигает сердца и бьется в такт. |