Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 6784 [ символов ]
Рецензия на рассказ Владислава Кураша «Посмотри смерти в глаза»
Владислав Кураш, «Посмотри смерти в глаза», произведение № 1 на авторской страничке. Рецензировалось в Английском Клубе в Гостиной №3 Проза на заседании № 27 от 05.12.2014
 
Небольшой пронзительный рассказ в жанре нон-фикшн - воспоминания, военные мемуары со слов деда. Загадочное название - «Посмотри смерти в глаза» - интригует и предвкушает.
Экспозиция рассказа, на первый взгляд, неоправданно затянута. Но только на первый. Потому что второй различает уже не одну краткую рекогносцировку театра военных действий 12-й Армии первых дней войны, но и тяжелейшее психологическое состояние бойцов, брошенных, по большому счету, на произвол судьбы.
Предложением Южный фронт продолжал отходить на новые оборонительные рубежи — заканчивается экспозиция и начинается завязка. Дух смерти витал в воздухе, подавляя и угнетая всех вокруг. Мы слышим скупые, но прочувствованные простые слова от рядового солдата, перечисляющего лишения, самоубийства, массовые сдачи в плен, отчаяние и желание людей выжить любой ценой. Рассказ построен на приеме противопоставления: жизнь — смерть, панический страх большинства и необыкновенный героизм некоторых офицеров и рядовых, которые личным бесстрашием показывали пример храбрости и мужества, укрепляя нас и вдохновляя на самопожертвование. Правда, таких были единицы(...). Историю одного из них - корреспондента газеты Южного фронта “Во славу Родины” Григория Смирнова мы и узнаем из рассказа. В его краткий портрет-описание органично вписаны револьвер() системы Наган калибра 7.62 на боку и фотокамер(а) “Репортёр”.
На первый взгляд, он был самым обыкновенным человеком, ничего выдающегося. Если бы вы встретили его до войны, где-нибудь на Крещатике, то, наверняка, прошли бы мимо, не обратив никакого внимания. Но на войне всё по-другому. Недаром ведь говорят, что человек полностью раскрывается только в экстремальных обстоятельствах.
Казалось, он наслаждался войной.
Действительно, перед нами — один из Богов Войны, о которых слагались легенды во все времена. Только на первый взгляд этот человек неотличим от остальных. Но камера у него необычная, он никогда не кланялся пулям и снарядам, и читает он книгу на английском языке с дарственной надписью самого автора — Эрнеста Хемингуэя. Оказывается, он был в Испании с самого начала Республики и до её падения (Хемингуэй спас ему жизнь на Арагонском фронте), прошел финскую войну (не финляндскую(!) - у нас ее называли финская война, у меня дед там погиб), был списан после ранения, и, чтобы вернуться на войну, стал фотокорреспондентом.
Далее начинается, впрочем, продолжается(!!!) чистая мистика! Бог Войны с простым именем Григорий Смирнов делает повествователю снимок на память. Раздался металлический щелчок шторного затвора, чем-то похожий на щелчок спускового крючка. Следом он рассказывает о личных отношениях со смертью: «врачи думали, что я не выживу. Тогда-то ко мне смерть и пришла. Наверное, хотела забрать меня. А я сразу понял, что это смерть, и так мне захотелось жить, и так я возненавидел её, и со всею ненавистью, на какую только был способен, посмотрел в её черные бездонные глаза. И она не выдержала моего взгляда, и взвизгнула, как сирена, и отвернулась, и исчезла, и больше не появлялась никогда. Так что запомните, если когда-нибудь встретите смерть, смело смотрите ей в глаза, и она отступит от вас. И не бойтесь её, она смелых сама боится.
То есть, Григорий Смирнов рассказал свою историю, сделал на память снимок и передал деду, прошедшему всю войну, «заклинание» смерти. А через три дня Григорий Смирнов подорвался на мине. Все, что от него осталось,- это несколько обгоревших страничек из книги, которую подарил ему Хемингуэй. Смерть переиграла, как на рулетке.
Не буди лихо, пока спит тихо... Название книги - «По ком звонит колокол» - так же символично. (А может, человек что-то чувствовал, и должен был сделать то, что сделал. Тогда, получается, он переиграл смерть!) Да, смерть переиграла его, но не победила. Я уверен, он не дрожал перед смертью от страха.
Завязка неожиданна. Казалось, победа. Нет, еще по доносу моего лучшего друга меня укатали на восемь лет в лагеря, а потом дали семнадцать лет поселений без права переписки. Словно дед не только подхватил заговор, но и судьбу его передавшего. Не исключено, что можно было бы в сцену госпиталя добавить что-то в эту тему (тоже передачу «дара», обмен судьбами). Буквально простое предложение или даже словосочетание.
Финал загадочен. Ясно одно: это послание деда внуку, послание автора читателям, послание нескольк(их) обгоревших страничек из книги, которую подарил ему Хемингуэй: «Не раз мне доводилось смотреть смерти в глаза. Не раз смерть играла со мной в рулетку. Не раз мне выпадало зеро, и я был на последней грани. Я ни о чём не жалею. Я научился сражаться за жизнь. Не потому, что так люблю её, а потому, что я сам хозяин своей жизни, я человек, а не безвольная пешка.
И ты тоже хозяин своей жизни. Не бойся. Посмотри смерти в глаза».
 
Несомненное достоинство рассказа — в жанре нон-фикш поведать о самом что ни на есть мистическом реализме, причем дать содержание художественной речью персонажа в нейтральной стилистике и простыми словами, простыми предложениями. Без истерического надрыва на малом объеме спокойно, сдержанно передать очень многое: историческую справку, атмосферу войны глазами рядового воина (звание повествователя не озвучено, но это и не требуется), послевоенные ужасы, а также мистику жизни и смерти. Воистину, начинаешь верить в бессмертие чего-то, что шире одной судьбы, и в то, что если человек хозяин своей жизни, то ему выпадает зеро. Этот маленький рассказ очень о многом.
Сцена встречи со смертью, с ее глазами любым читателем может быть понята индивидуально, и в этом мастерство автора: показать картинку там, где содержание толкованию не подлежит.
Замечания. Я бы как-то подработала два заключительных абзаца. Во-первых, смущает слово «зеро». Впрочем, может дедушка и имел его в повседневном лексиконе, но «последняя грань» звучит более органично, а лучше - «черта». Во-вторых, именно в этих абзацах несколько выпирает патетика.
Но здесь же необыкновенно замечательна фраза Не потому, что так люблю её, а потому, что я сам хозяин своей жизни. Лично я остановила бы повествование на ней.
И еще. Хотелось бы в тексте иметь описание взгляда Григория Смирнова. Даже если он ничем не поразил рассказчика. Но что-то мне подсказывает (из контекста названия), что тут должно бы быть «глаза в глаза».
Сцена госпиталя. Понятно, что Григорий Смирнов обморожения получил в финской кампании. Но конструкция абзаца такова, словно он лежал в госпитале после Гренады.
Заключение. Писать о войне дано немногим - хороший рассказ о войне.
Дата публикации: 11.12.2014 15:48
Предыдущее: Рецензия на стихотворение Елены Бородиной «Снежное»Следующее: Спешим на огород за «РЕПКОЙ»!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта