К 100-летию начала Первой мировой войны 1914-1918 г.г. Лето 1915 года подходило к концу. В Марфо-Мариинской обители, основанной в Москве Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, праздновали Преображение Господне. Покровский собор едва вместил всех желающих помолиться за торжественной литургией, которую отец Митрофан Сребрянский совершил в сослужении игумена Серафима, давнего друга и духовника Великой княгини. Прихожане в руках держали кузовки, корзины, узелки с яблоками, зная, что после службы отец Митрофан будет освящать плоды в честь Яблочного Спаса, пользующегося в народе особым почитанием, поскольку всегда приходится на день празднования Преображения Господня. …В трапезной обители был накрыт праздничный стол. Елизавета Фёдоровна, отец Митрофан и игумен Серафим, приехавший на несколько дней в Москву с фронта, вместе с крестовыми сёстрами с удовольствием отведали пирожков с яблочной начинкой, запивая их компотом, тоже яблочным. Неизменными в этот день были печёные яблоки. – А вот этого лакомства вы, отец Серафим, полагаю, ещё не пробовали, – улыбнулась Елизавета Фёдоровна и положила на тарелку игумена два кусочка воздушной яблочной пастилы, ловко подцепив их щипчиками из только что поставленного на стол большого овального блюда. – Белёвская пастила. Кушайте на здоровье! – Благодарствуйте, Ваше Высочество. Немало наслышан о сей диковинке, но пробовать и впрямь не приходилось. Благодарствуйте… Отец Серафим прожевал, щурясь от удовольствия, оба кусочка пастилы, запил компотом и вытер губы салфеткой. – Вкусно, весьма вкусно. Ещё раз – благодарствуйте. – Вот и слава Богу! Недаром даже и в Париже, и в Риме, и в Мадриде, не говоря уже о Москве и Петрограде, сей продукт идёт нарасхват. Молодец наш Амвросий Прохоров, – Елизавета Фёдоровна тоже положила в рот пластинку сладости. – И ведь какая забавная история приключилась с этим купцом… Идёмте в мой кабинет, я вам поведаю о том, – подождав, пока все крестовые сёстры закончили трапезу, Елизавета Фёдоровна с духовником и гостем встали из-за стола. В просторном, светлом кабинете настоятельницы было свежо и привольно. Великая княгиня попросила келейницу Варвару принести самовар, который исстари на Руси неизменно сопровождал всякую дружескую беседу. Да и после съеденных за обедом сладостей всем хотелось пить. – Ну и что же приключилось с купцом Прохоровым, Ваше Высочество? – напомнил игумен Серафим, усаживаясь на стул рядом с отцом Митрофаном. – Вы меня заинтриговали. Елизавета Фёдоровна опустилась в своё любимое деревянное, очень удобное кресло, придвинув его к столу, и слегка улыбнулась. – А история сия, отец Серафим, такова, – начала она, положив руки на подлокотники кресла. – В семье Прохоровых и по сей день бытует предание, что их дальний родственник возил из Белёва в строящийся Петербург лыко. За честность и усердие Пётр Первый наградил его весьма приличной суммой серебра. Сметливый мужик полученные деньги не пропил, не пустил по ветру, а удачно вложил в дело, купив на берегу Оки большой участок земли под яблоневый сад. И вот тысяча антоновок через несколько лет сделала семью Прохоровых зажиточными купцами. Они сушили яблоки и возами поставляли их на весьма выгодных для себя условиях в русскую Армию. А самим Прохоровым уж очень полюбились печёные яблоки. Однажды их напекли столько, что сразу и не съешь. Да и передержали в печи к тому же. Выбросить Божий дар рука не поднялась, стали думать, как можно использовать получившуюся от недостмотра яблочную кашу. И что же? Кому-то из домочадцев пришла в голову мысль засыпать её сахаром, сдобрить взбитыми сливками, а потом подсушить. Вот так четверть века назад и получилась знаменитая белёвская пастила, которая в девяносто втором году на выставке садоводства в Петербурге была отмечена своей первой медалью. И Прохоровы прославились на весь мир, и Россию-матушку с древним городом Белёвом прославили. Воистину, нет худа без добра! – К слову добавить, у нас в полку служил корнет Кудашенко из Белёва, – подал голос отец Митрофан. – Добрый был воин и к тому же истовый прихожанин нашей полевой церкви. Он не раз нам рассказывал про свою знаменитую пастилу, обещал прислать попробовать после войны. Жалко, погиб в бою под Мукденом. Молодой совсем. Жалко… – Однако я тоже близко знавал белёвцев, – со вздохом произнёс игумен Серафим. – Не ведаю только, остался ли в живых отец Григорий, коего прикомандировали к Покровской церкви в крепости Осовец. – В крепости Осовец? – переспросила Елизавета Фёдоровна. – Так там же почти никого в живых не осталось. Сие было великое стояние перед врагом… Я читала в газетах. Не так ли, отец Митрофан? – Да-да, матушка. Но нам ведь о героизме русских солдат в Осовце известно лишь из газет, а отец Серафим, верно, знает очевидные подробности обороны крепости. – Знаю! Как не знать? Тяжело только говорить об этом. – Расскажите, отец Серафим, будьте так добры… – Хорошо, Ваше Высочество, расскажу. Из фронтовых сводок, поступавших в штаб нашего корпуса, мне многое было известно о том великом подвиге. Только сначала речь о Государе Николае Александровиче. Больно слышать, когда обвиняют Императора нашего в трусости и нерешительности. Неправедная молва! Доподлинно всем известно, что в сентябре прошлого года, следуя с фронта в Царское Село, Государь изволил посетить крепость Осовец. А ведь в этот день всего лишь в двенадцати верстах от фортов крепости шёл бой. Защитники Осовца только что геройски отбили очередной штурм немцев. И тут – Император! Никого не предупредив, собственной персоной… В Покровской церкви, к коей и был прикомандирован мой знакомый батюшка из Белёва, Государь помолился перед образом святителя Николая Чудотворца, побеседовал с гарнизоном, спросил отца Григория, не страшно ли ему при бомбардировке крепости. Так тот и ответил, мол, нет, Ваше Императорское Величество, не страшно. Когда немцы начинают стрелять, я в храм ухожу молиться. Господь и ограждает нас от убиения. Вот, господа, что значит вера в волю Божию! – игумен Серафим на минуту задумался. – Это Осовец... А возьмите Сарыкамыш на Кавказе. Где Петроград, а где Сарыкамыш! Не всяк даже и слышал о сем граде, – поддержал разговор отец Митрофан. – Но ведь и там, на виду у врага, в канун боя появился Государь Император, воодушевив на праведный, неравный бой с турками наших солдатушек. И одолели неприятеля. Победили! – Да, наш Государь, действительно, нередко появляется на боевых позициях в тот момент, когда это особенно необходимо. Ведь не его ли посещение крепости Осовец сделало её неприступной для немцев? И с воздуха бомбили, и свои «Большие Берты» использовали, восьмисоткилограммовый снаряд коих оставлял воронку до пятнадцати метров в диаметре и до пяти метров глубиной. Представляете? – В газетах писали, что защитники крепости две этих «Берты» подбили. Это правда? – Правда, отец Митрофан. Истинная правда! – игумен Серафим воодушевлялся всё больше. – Наши пушки Канэ не только вывели из строя этих монстров, но и подорвали немецкий склад боеприпасов. То-то было у них переполоху! Но нужен, нужен был немцам Осовец, за которым лежала прямая дорога на Белосток, Гродно, Минск… Осовец не обойдёшь – кругом непроходимые болота. И они не жалели ни живой силы, ни огня. А когда выбились из сил, решили, окаянные, уморить защитников крепости газом. Отравить несчастных, у которых и противогазов-то не было! – Изверги! Просто изверги… Нелюди! – перекрестился отец Митрофан, а Елизавета Фёдоровна сокрушённо покачала головой. – Но Господь не без милости, – продолжал игумен Серафим. – Когда немцы после газовой атаки бросили на последний штурм развалин крепости почитай семь тысяч пехотинцев, навстречу им из руин поднялось до шести десятков оставшихся в живых наших солдатушек. С изуродованными, обожжёнными ядом лицами, харкая кровью, в лохмотьях – поддерживая друг друга, они двинулись на врага... Ожившие мертвецы! Так потом в газетах и писали: в Осовце была предпринята атака мертвецов. И горемычные так испугали врагов, что те с дикими криками бросились от них врассыпную, побросав оружие. Рвали себя о колючую проволоку, падали в канавы и рвы, ломали руки и ноги… И ведь не сдалась крепость! Нет! Вот всё, господа, что мне ведомо о великом стоянии Осовца, – игумен Серафим расправил бороду и скрестил на груди руки. Наступила тишина, которую через некоторое время нарушил тихий голос Елизаветы Фёдоровны: – Сей подвиг, полагаю, не будет забыт Россией, русским народом. Как права была Императрица Мария Фёдоровна, моя дражайшая Минни, когда назвала нынешнюю войну Великой. Воистину, Великая война, и велика она силой духа русского воинства. Нет, слава о нём переживёт века! Сие непременно должно свершиться. И никогда не померкнет в нашем народе память о Великой войне. Не так ли? – Должно быть так, Ваше Высочество, – живо ответил игумен Серафим. – Должно быть так! Русского солдата, в каком бы чине и звании он ни был представлен, сломить врагу невозможно. А посему и память о судьбах героев Великой войны должна жить в сердцах наших людей вечно. …Должна была, да померкла! Забыла Россия своих героев! Вымели большевистские идеологи из памяти народа имена героев тех далёких лет, их славные победы, бесчисленные примеры их мужества, неколебимого, впитанного с молоком матерей патриотизма. По мнению новых правителей и их приспешников места подвигу в Царской Армии быть не могло. И только сегодня, через сто лет, стало приходить к нам осознание неправедности забвения беспримерного подвига русского солдата в годы Первой мировой войны 1914–1918 годов. Только сегодня! Да, под действием вероломной большевистской пропаганды в последние годы войны русская Армия во многом сдала свои позиции. Она была частично деморализована, солдаты и офицеры оказались в растерянности, потеряв чёткий ориентир в своих действиях. Но Великая война не была для России бессмысленной, позорной и проигранной. Такой итог ей был предписан главарём большевиков Ульяновым-Лениным, настоявшем на подписании именно нравственно позорного и политически преступного Брест-Литовского мирного соглашения. Патриарх Тихон в марте 1918 года резко осудил принятый документ, категорически заявив, что «…отторгаются от нас целые области, населённые православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага… Мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения». Вот позиция истинного патриота России! Но, что свершилось, то свершилось. Вспять колесо истории не повернуть. Пусть прежние суждения о Великой войне останутся на совести тех, кому они принадлежат. Сегодня важно лишь восстановить историческую правду для нынешнего и будущих поколений нашего Отечества. Бог даст, придёт время её торжества! |