Помню, мама всё качала сестру - "Будет принц тебе, красавица, спи..." Обещали снегопад поутру, станем завтра динозавра лепить. ЛГ вспоминает, как мама качала младшую сестру, обещая ей принца, называя красавицей... Какая девчушка сладко не уснет под такую песенку? Хоть малая, хоть постарше... "Будет принц тебе, красавица, спи..." - в этой строчке собраны все чаяния женщины любого возраста. Но уже завтрашний динозавр — древнее ископаемое, незнакомое, другое существо, неожиданно врывается в неторопливое повествование. Казалось бы на первый взгляд, какая нелепость! Но это — дракон! А с ним - угроза, вмиг и погружающая, и возвращающая нас из «жили-были» в жесткую современность, а с ней — в полную непредсказуемость судьбы. Но второй катрен пытается продолжать колыбельную. Резвая малышка просит сказку: - Сказку, мама! Где коза-дереза! -Помню бабушку, иконы в углу... Хорошо бы научиться вязать, Будем петли пересчитывать вслух. И мама, словно запнувшись на драконе-динозавре, вспоминает свою бабушку, иконы чудотворные. А у ЛГ бабушка вспоминается вязанием, и как это пригодилось бы в жизни, а особенно - вслух пересчитывать петли — надежное успокоительное средство. Все эти занятия, ЛГ это чувствует, были бы полезны в будущем. Сказку? Жил да поживал добрый царь... От сестры четвёртый год нет вестей. Перепутал наш Создатель сердца, Дал не тем! И пользы что в красоте? Лексическая анафора открывает третий катрен, возвращая маму в сказку, про доброго царя... Но сказка в семье уже кончилась: От сестры четвёртый год нет вестей. Не сбылась сказка для сестры, ворвавшийся дракон унес красавицу за далекие моря, за синие горы, наверное... Да и сердца создатель перепутал. Наверное, дал красавице доверчивое сердце, а делать это нельзя. И пользы что в красоте?- не родись красивой, - говорит народная мудрость, - А родись счастливой. Мать на кухне допивает вино, Скорбно смотрит (как всегда!) в потолок. За конфетами пойдём в гастроном, - Сказку? Жил когда-то Бог.. добрый Бог. Мать от горя пьет вино и возводит скорбно очи к небу. Неожиданно ЛГ вновь переносится во времена, когда мать еще качала сестру, а конфеты были в гастрономе. Третья анафора открывает сказку о добром Боге. Которая на этих словах и кончается. Судьба, постигшая многих, но от того не ставшая обычной. Горе всегда имеет свое лицо. Здесь оно — динозавр. Злой дракон. Он оказался хитрее доброго Бога. А может, зря женщины не научились вязать, ведь не спроста помянуто было... Содержательный строй для колыбельной довольно замысловатый. Здесь и рефлексия, и диалог, и описание настоящего времени. Композиция виртуозна. Стихотворение состоит из четырех графически разделенных катренов, перекрестной рифмовки АБАБ. Ритмический рисунок сложный, но выдержанный: 10 1000 100 1 — четырехстопный нечетный логаэд — хорей, первый пэон, дактиль, хорей. Рифмы, как всегда у Инги Сташевска, неожиданны в своей простоте. Можно, как оригинальную, отметить коза-дереза — вязать (имя собственное сказочного персонажа — глагол). |