«…Насколько плох был мой замысел? Наверное, худшее из того, что может придумать художник в наши дни – это выставка сверхценных идей». …Я сидел в своей комнате перед ноутбуком, пытаясь, на пустоте несуществующего листа бумаги, увидеть свои будущие пять минут славы. Все-таки, мне пришло в голову создать выставку сверхценных идей. А куда идет творец идеи искажения реальности? Конечно, идет исследовать мир искаженной реальности. И мир выхолощенной реальности. И мир ускользающей реальности… …Идет исследовать мир современной художественной культуры. И сначала исследует ее корни, ее начало, ее болезненную привлекательность. …Вот это меня, в конце концов, и подвело. Не стоило искать в фальшивости и хулиганстве философии глубокой правды бытия. Тем более, правды бытия не стоило искать в философии модерна. Мне со времен университета нужно было это усвоить. Или с того дня и часа, когда я закончил читать «Дом в тысячу этажей». Или когда понял, что безумие гениального испанца – это есть его безумие, только его. (А другой испанец пытался ошибаться, рассказывая о «дегуманизации» искусства). …Когда люди стали игнорировать мою выставку, когда спущенные целлулоидные клоунские морды в осеннем парке (да и урна с окурками), стали предметом большего внимания, чем мой павильон с выставкой сверхценных идей…я попытался отвлечься, выпивая стаканчик за стаканчиком «Рэд Лэйбл» в обществе самого себя. Собственно, в лучшем обществе… …В окно моей каморки стучалась осень, переходящая в зиму. «А давай поразмыслим над тем, зачем вообще я все это придумал. И для кого». И только бодрящим днем ранней зимы я наконец-то понял, всю глупость своей затеи. Понял, что сверхценные идеи отдельно от разума вообще не существуют, у каждого они свои. Для меня сверхценной идеей стала выставка. Для другого – его работа. Для третьего – семья. А в целом, хорошо, что «человеческое, слишком человеческое» нельзя адекватно артикулировать. Смысл все равно будет бесконечно ускользать. Все, что ты сможешь выразить любыми средствами, – от жеста до инсталляции, - абсолютно не адекватно тому, что ты хотел выразить. И думал выразить. …Поэтому и нельзя измерить алгеброй гармонию. Поэтому я и потерпел неудачу. Но, быть может, именно поэтому и удалась выставка сверхценных идей. |