Когда читаю рассказы Джона Маверика, охватывает ощущение, будто наблюдаю мастера тай-цзи, исполняющего завораживающие упражнения... Кажется, он не касается земли, и, вообще, сейчас исчезнет, растает... Но нет! Без единого лишнего движения он заканчивает свой танец, ритуально прощается, реально уходит, а вот я исчезаю... Во впечатлениях! Потому что они ...бесконечны!!! Видимо, это магия автора. Ведь не только содержание, но и музыкальность, поэтичность, живописность описаний в тексте выше всяких похвал! И не понять было, где звуки, а где краски, так все перемешалось, слилось в яркую мелодию. Но в первую очередь хотелось бы проанализировать композицию удивительного сна. Потому что сон Цедрика — это и пространство, в котором живет маленький музыкант, и он сам как отражение своей души (совести), и на этом взаимодействии построен сюжет рассказа. С девяти лет, ежедневно, за два часа до заката, маленький музыкант приходил на перекресток (...), с трудом волоча за собой огромную виолончель. Он играл не по нотам, а так, как учил его ветер. В этой игре, и еще в странном сне, который грезился ему каждую ночь, заключалась его жизнь. А начался сон с банального афоризма, случайно услышанного в церкви (...): «Спасись сам, и другие вокруг тебя спасутся». (...) Цедрик воспринял ее, как обращенную лично к нему, и даже побледнел от внезапно нахлынувшего чувства ответственности за тех неведомых «других», чьи жизни и спасение почему-то находились в его детских руках. И когда Цедрик почувствовал, что священник сказал правду, уже следующей ночью он увидел сон про Озеро жизни. Он, маленький уличный музыкант, был этим озером, а озеро было им, и в то же время оно было всем миром. Прекрасно по-детски непосредственное описание Озера Жизни, его обитателей, его берегов, но что-то похожее на далекий гул взлетающих самолетов врывается в безмятежное описание райского уголка. Прошло восемь лет и мы попадаем на День рождения Цедрика, где среди друзей присутствует девушка, которая ему немного нравилась. А через три недели после праздника в его жизнь начали врываться плохие новости. Кругом вандализм и убийства, банды из «Заводного апельсина». А в озере его сна завелись большие черные жуки. И если они выползут на камень, но перед этим обрушат деревянные мостки. Путь к отступлению будет отрезан, круг замкнется. Каждый вечер на перекрестке (...) совершалось маленькое чудо, когда красота побеждала жестокость и торжествовала над страхом. Но торжество это длилось лишь несколько закатных мгновений, потому что страх подобен зову, а значит, то, чего ты больше всего боишься, обязательно придет к тебе. Так и случилось. Цедрика жестоко избили, виолончель тоже. Он еще ни разу не был на Озере Жизни ночью. Солнце там светило всегда, и вот, оно ушло. Все стало другим, незнакомым, жутким. «Успокойся, идиот, это всего лишь сон, (...) Ты всерьез вообразил, что от тебя что-то зависит? Посмотри, тебя смешали с грязью, но ничего не изменилось... Ведь нет?» (…) С беспомощным изумлением маленький музыкант наблюдал, как рушится мир. Такова тема сна. Но начался сон с темы спасения. Почему же не спасся Маленький музыкант? Ведь он все делал правильно: когда пришло время, пригласил в мир музыку. Но беды начались, когда пришло время стать Большим музыкантом — в семнадцать лет. Когда человек становится взрослым? Когда в его жизнь приходит любовь. Казалось бы, Маленький музыкант так любил музыку, виолончель... Даже свою глухую кошку! Но когда в его жизнь постучалась конкретная девушка, постучалась любовь, он решил воздержаться от флирта. И был незамедлительно наказан — в его жизнь вошел страх, который и стал его хозяином, в Озере Жизни завелись зловещие жуки, в реальной жизни он впервые встретился с подонками. Финал открытый. Музыкант подавлен несправедливостью мироздания. Спасая других, Маленький музыкант забыл о себе. И мир стал гибнуть. Но в рассказе есть указания на то, что Маленький музыкант уже перенес не одну трагедию в своей жизни, к тому же, он нравится девушкам, так что я позволяю себе оптимистическое продолжение. Хотя автор четко стоит на позициях нейтральных - каждому читателю по его вере. Это, конечно, мастерство и вера в людей. Но я, как читатель, вижу, что руку в мир ему должна протянуть именно девушка, он сам пока довольно, таки, инфантилен. А теперь еще и подавлен. Но это будет уже другая история. |