Вот он – долгожданный повод познакомиться с историей и устройством астролябии! Тем более, что в XV—XVI столетиях, она наряду с армиллярной сферой была одним из основных инструментальных средств астрономического образования. Знание астрономии считалось основой образования, а умение пользоваться астролябией было делом престижа и знаком соответствующей образованности (Википедия). Приобщиться грамотности не поздно никому и никогда! Но если последнее звучит не столь увлекательно, то никакому сомнению не подлежит, что упоминаемая астролябия — чертовски вдохновительная вещь!!! И самым непосредственным образом способствует ЛГ в его воображаемых экстатических путешествиях!!! И кто отныне помешает нам последовать проторенному пути? «Вперед, в неизвестное!» Ироническое стихотворение состоит из шести графически разделенных четверостиший. Написано трехстопным анапестом, перекрестной рифмовкой АБАБ. Изысканную напевность стихотворению придает сочетание дактилической (нечетные строки) и женской рифм (четные строки). Рифмы точные, за исключением конечно – гейша. Самая выдающаяся рифма Алябьева – астролябия. Есть подозрение, что она и вызвала из небытия это необыкновенное стихотворение! Замечательна рифма (в) танце я – Франция. Интересны: на балконе я – Япония, хляби – астролябий, веера – Севера, света — Виолетта. Целое созвездие достойных рифм! Конечно, употребимая ЛГ астролябия — ни что иное, как аналог волшебного предмета, позволяющего заглянуть счастливому владельцу в любую точку мироздания. Вроде драгоценного зеркальца. А это значит, что все стихотворение пронизано неожиданностями! Как сказки Шехерезады, которая 1000 и 1 ночь отводила глаза султану от гибели своей, казалось бы, неминучей. Итак, содержание! В первом четверостишии ЛГ сибаритничает на балконе, в то время как небесные хляби не разверзлись, не отверзлись и даже не растворились, а — поливают! Масло масляное, но, видно, сказки таков зачин! Попиваю ситро на балконе я. Поливают небесные хляби. За Курилами дремлет Япония. Я в одну из своих астролябий Недолго нас томили, потому что уже во втором четверостишии представление началось: наблюдаю картину прелестную, пламенея при этом, конечно: к велорикше в кабинку двухместную забралась синеглазая гейша. И — началось! Гейша синеглазая — это ли не чудо для монголоидной расы! Осушает дыхание веера сладкий пот на фарфоровой шее… Стали хляби сурового Севера барабанить, как будто, нежнее, Фарфоровая шея, дыхание веера... пот льет с читателя!!! ЛГ из воды даже не выходил! Понятно, что и хляби (да и пусть с ними, с безднами этими!), мы же подразумеваем, что это ИХ продукт, стали нежнее барабанить! Рядом с ТАКОЙ гейшей что только не привидится, в том числе и и сверкать приглушеннее молнии, углядев мимолетную сказку: уроженку вишневой Японии, белолицую Джун-синеглазку. Не до молний теперь ЛГ, не до них, окаянных! Пусть хоть что вытворяют!!! Вишневая Япония — это по-нашему, по-северному! Никогда не встречала подобного сочетания, звучит феерически сладостно! А вот и след «1000 и 1 ночи» - Джун-синеглазка! Но дальше — забористей... увело ЛГ... Потому что первое, что приходит в голову при упоминании романсов Алябьева, это «Соловей» на слова Дельвига... Нет, не ситро он попивал! Напевая романсы Алябьева, вьется ветер в цветении сакур… Взбунтовалась моя астролябия - изменила настроенный ракурс. Несладкий конец романса, быть может, и во вкусе ЛГ, но не астролябии — она взбунтовалась! От восторга зайдусь в диком танце я: прикрываясь от яркого света, просыпается томная Франция. Надевает корсет Виолетта… На последнее завораживающее зрелище мало кто не прельстится, остается лишь пожалеть, что сказке пришел конец! Впрочем, что нам мешает вернуться в начало! |