Тихо начинался - истребительный нацизм… Дувид Фрайнберг – уважаемый в городе раввин вынужден скрываться. Услышал от соседа: «Ваши паны-жиды часто выражают недовольство германской властью и войной. Они ставят под сомнение искреннюю радость нашего народа по случаю наступившего примирения с великим соседом. И поэтому они достойны своей участи – пусть живут в новом гетто, трудятся – во славу Великой Германии». Обычный обыватель – выразил ощущения таких же, как он сам, чрезмерно заносчивых и непомерно гордых поляков. Этот разговор оказался на свободе последним. Поэтому каждое слово врезалось в память. Поляки рады «освобождению». Последние новации собственного правительства им надоели. Многие без толку и умеренности выражали еще прежде недовольство политикой Пилсудского. С романтической ностальгией вспоминали дружбу народов времен Романовых. Обрели независимость: чего еще им надо? Баламутят. Даже себя не щадят: в эмоциональном самоедстве. Разбродный такой народ! Жертва демократической шизофрении. Евреи оказались в Речи Посполитой по приглашению их Короля. На правах его верных слух и доверенных особ. Это в свое время для евреев оказалось благом: спаслись от воевавших между собой по традиции ашкеназов. Те ашкеназы, особенно пруссаки, да и не они одни – наемники всех мировых армий. Средневековым рыцарям уподоблялись. В национальных армиях, под знаменами разноцветными воевали друг против друга в. Германцы – они и есть... ашкеназы. Даже могила их не исправит! Воинственный народ! Призваны все приводить в строжайший системный порядок. Не терпят никакой неоформализованной бессистемности свободы, бытового нагромождения фактов. Вводят «научную системную закономерность»... Вот и сейчас... Собрали тысячи людей: с какой конкретной целью? Для забав над живыми людьми устраивать не надо «цирковое» представление – в таких грандиозных размерах, в карикатурно-уродливой форме. Ну, зачем им все эти тюремного типа легкие бараки? Ведь вскоре нагрянет зима, ударят морозы: начнутся болезни, а то и эпидемии... Неминуемы простуды, смерти... Неужели их не заботит забота о человеческих жизнях и судьбах? Пусть они воюют – на фронтах! Не против мирных жителей: обычных, невоенноспособных мужчин непризывного возраста и явных стариков. Детей согнали... С какой целью? Для чего? Разве евреи когда-нибудь отказываются работать? Это поляки – часто лентяи. Заставляют на себя трудиться, словно рабочий скот, быдло, этих мене развитых Белоруссов, Украинцев, Словенцев... Поляки не могут обходиться без насмехательства, указаний, издевательства... Раввин Давид Фрайнберг лишился сна – в состоянии тягостного забытья, навязчивой безысходности – он может вспоминать только, рассуждать, изобретать... Его мозг слабо реагирует на обстоятельства бытия и лишения истощенной плоти. Мысли отвлекают... Привиделась умершая десять лет назад мама. Пожаловалась она: - Мне холодно! – Набросил пальто ей на плечи. - Еще услышал ее вопль: - Мне плохо... – Вызвал медицинскую сестру. Давид Фрайнберг регулярно читал газеты и составил себе довольно полное представление о происходящем в соседнем государстве – за довольно продолжительный период времени. Гитлер пришел к власти в Германии – путем демократических выборов и назначения его канцлером. Новый нацистский режим вскоре почувствовал реальную силу легальной оппозиции. Новые властители решили изолировать, затем по логике развития провели интернирование оппозиционеров и потенциально опасных в раскольничестве политических деятелей. Не остались без внимания непричастных к политике и общественной деятельности лица. Для их содержания под стражей разработали система концентрационных лагерей. В кичившейся демократическими своими традициями, совершенно мирной стране - в феврале 1933 установили чрезвычайное положение. Силы внутреннего порядка провели массовые аресты коммунистов. Обосновали действия свои «убедительно»: всех партийцев этого направления обвинили в причастности к подрывной деятельности. Живой пример последнего момента: коммунисты совершили поджог рейхстага. На этом репрессии не исчерпались. Не прекратились. По закону марта 1933 национал-социалистическое правительство получило расширение возможностей для применения чрезвычайных полномочий. Подозреваемых во враждебности к режиму арестовывают на неопределенный срок. Начали с превентивных арестов руководителей левых политических партий. Среди них - социал-демократы и профсоюзные деятели. Одновременно репрессии обрушились на Евреев. Первыми попали под жернова известные и популярные евреи: писатели, журналисты, юристы.... Многие евреи осуждены за «нарушение расовой чистоты». К июлю 1933 г. численность превентивно арестованных составляло в одной Пруссии – 14 906 лиц, а в стране — 26 789. Полиция и штурмовые отряды создали до 50 лагерей. Некоторые из них: Дахау, Ораниенбург, Эстервеген, Заксенбург... Самый страшный - берлинский лагерь Колумбия хаус. С апреля 1934 г. руководитель прусского гестапо Г. Гиммлера передал СС контроль над концентрационными лагерями. Судебные власти отстранили от вмешательства в эту сферу. Отныне гестапо обрели право расследовать любую антигосударственную деятельность и арестовывать. Ордер на арест показывали задержанным только после ареста. В тюрьме применяли пытки. Задержанных вынуждали подписать ордер на арест. Затем его препровождали в концлагерь. Через несколько лет Германия аннексировала Австрию и Судетскую область Чехословакии. «Подрывные элементы» заточили в концлагеря. Огромный «улов» принесла «Хрустальная ночь» - арестовали 35 тысяч евреев. Численность заключенных составляла 60 тысяч. В концентрационных лагерях практикуют программу эвтаназии. Душевнобольных и хронически больных умерщвляют с помощью инъекций отравляющих веществ. Нетрудоспособных заключенных врачи убивают. Для «гуманной смерти» внутривенно вводят фенол, эвипан-натрия и синильную кислоту. С расширения деятельности инструментов и методов уничтожения – те же методы используют против здоровых. Беременных евреек сразу отправляют в газовые камеры. Неевреек подвергают абортам. Узники обязаны прикрепить к одежде отличительный знак. Состоит из треугольник особого цвета и номера. Евреи носят дополнительно перевернутый желтый треугольник. Он пришит под первым - вместе образовывают разноцветный маген-Давид. С некоторых пор лагерный номер татуируют на руке. Заключенные вынуждены подчиняться командам и распоряжениям добровольных сотрудников из низшей вспомогательной администрации. Их назначают часто из немцев, уголовных преступников. Глава их назначен комендантом - это «лагерэльтестер» (староста лагеря). В каждом бараке или жилом блоке имеется «блокэльтестер» (староста блока). В «начальниках» самого низкого ранга ходят «штубендинсте» (комнатная обслуга). В их функции входит: соблюдение порядка и раздача пищи. Работоспособные заключенные поделены на бригады. Каждую из них них возглавляет бригодир, он же надсмотрщик, капо. Несет личную ответственность перед своим «коммандофюрером»-эсэсовцем. В обязанности капо входит наблюдение за каждым заключенным, передача информации. Многие, если не все капо питают надежду выжить. Они лебезят перед каждым своим «начальником» и хозяином. На станцию лагеря регулярно прибывают транспорты с заключенными. Из товарных вагонов вываливаются голодные, истощенные узники с землистого цвета лицами. Всех и каждого обязывают сразу сдавать скудные остатки личной собственности. Обязаны раздеться. Стригут наголо. Проходит санобработку. Переодеваются в полосатую каторжную одежду. Дополнительно выдают котелок, ложку и кружку. Лагерников лишают имени и всего прошлого. Каждому присваивают номер – это его настоящее лицо, паспорт и право на временное существование. Каждый день начинается с пробудки на рассвете. За утренней поверкой следует видимость завтрака. Колонны выводят на тяжелую физическую работу. Часто – под открытым небом. При любой погоде. Продолжительность работы 11–12 часов. Короткий перерыв на еду. После возвращения колонн – часто в ночное время, при свете мигающих прожекторов или слабом дворовом повторяют тщательную проверку. Пусть обнаружат отсутствие хоть одного человека – из всего множества: происходят лихорадочные действия охраны. Короткий «ужин» и очень непродолжительный сон. Постоянный голод, труд на износ. Болезни часто приобретают характер эпидемий. Вместо погибших от непосильных условий существования и труда – доставляют новые эшелоны смертников. Лагерного врача окружают заключенные: исполняют функции санитаров и добродеев. Их всех интерес и забота – выжить! Очиститься от остальных: слабых, больных, инвалидов и прочих недостаточно трудоспособных «иждивенцев». Небрежным лечением ускоряют смерть. «Помогают» ее наступление - смертельными инъекциями. Каждый день добавляет «мусульман» - этим именем называют крайне истощенных узников. В часто обновляющейся очереди - они всегда первые кандидаты в газовые камеры. Забирают их вместе с мертвецами. Нацисты добиваются беспрекословного исполнения своих распоряжений, неукоснительной дисциплины. Условия нахождения в лагере притупляет чувства – люди человеческий облик, звереют. Не все выдерживают лагерный режим: кончают жизнь самоубийством. Любое нарушение лагерных правил влечет наказание. Часто достаточно жестокое. Экзекуция может состоять из палочных ударов. Наказывают плеткой. Не менее 25 ударов. Могут бить по половым органам. Голову нарушителя погружают в воду. Иногда наступает удушье. За тяжкое нарушение или преступление случаются смертные казни через повешение. Данное «церемониальное действо» в качестве назидания совершают в присутствии всех узников лагеря. К счастью, этот вид «наказания» редко применяют. В 1941 поступил приказ Гиммлера подготовить Освенцим для массового приема и уничтожения Евреев Европы. Для этой важной цели решили использовать ядовитый газ циклон-Б (форма синильной кислоты). Производит его национальный концерн И. Г. Фарбениндустри. По имеющейся договоренности – концерн обязался произвести и доставить «нужное количество» газа. Осенью того года почти тысячу советских военнопленных большими партиями загоняли в подвал лагерной тюрьмы. На них испробовали действие газа. «Процедуру» посчитали успешной. Газовые камеры с этим типом действия сооружены в нескольких местах Польши. Созданы для «переработки» огромных масс людей. Газовые камеры «бань» внешне казались душевыми комнатами с кабинами. Жертв сопровождали музыкой. Группами по 500 и более человек принуждали раздеваться до нага – загоняли в общую камеру вместимостью в 25 квадратных метров. Дверь герметически закрывали. Через душевые выходы выпускали циклон-Б в виде парового облака. Смерть наступала примерно через пять минут. Удаляли отработанный газ. Появлялась зондеркоманда из евреев – в их обязанности входит вынос трупов. В отдельных случаях – среди мертвецов оказывались еще живые люди. Их добивали. Трупы проходили «вторичную обработку». Сюда входит стрижка волос, изъятие драгоценностей, украшений и удаление золотых зубов и коронок. Золото, драгоценности отправляли в рейхсбанк – на счет СС. При дальнейших торговых операциях – часть драгоценностей пересылали в нейтральную Швейцарию для обмена на валюту. Волосы применяли в местной промышленности. Трупы сжигали в специальных печах или в открытых рвах. Остававшийся пепел использовали в качестве удобрения. «Специальные лагеря» - Sonderlager - являлись важным звеном нацистской политики «окончательного решения» еврейского вопроса. Единственной целью ставили полное истребление евреев. Ванзейская конференция 1942 года подстегнула создание лагерей массового уничтожения. В данном случае нацисты название не маскировали– их называли Vernichtungslager: обозначает в переводе «лагеря уничтожения». Здесь использовали газовые камеры и крематории. Изобрели технологию и наладили почти промышленное уничтожение жертв. Первый и главный лагерь в этом ряду – Освенцим. В дополнении к ним введены лагеря в Хелмно. Затем на «газ» переоборудованы Белжец, Майданек, Треблинка и Собибур. Ежедневно уничтожали до 20 тысяч жертв. А. Эйхман учел настояния Г. Франка об «очищении» от евреев вверенного ему «генерал-губернаторства» (части Польши). Составил список «очередности приема и обработки». Учтен затратный фактор: уничтожение местных евреев обходится без дальней транспортировки. Депортация евреев Польши из гетто в лагеря смерти названа «переселением». В газовых камерах евреев истребляют до ноября 1944. Начались наступления советских войск с востока, а англо-американских — с запада. По приказу Гиммлера срочная эвакуация узников лагерей. Не предоставили транспортных средств. Более полумиллиона узников повели «маршем смерти». Вели в холоде, под дождем – без пищи. Местное жители не принимали беглецов. «Эвакуация» унесла половину узников-«туристов». В нечеловеческих условиях концентрационных лагерей случались добрые отношения. Проялялась взаимопомощь. Иногда узники помогали обессиленным, несли к месту работы больных товарищей. Их спасали от неминуемой расправы. Доставали больным - в бараки приносили пищу и лекарства. Этим нарушали запреты - грозили смертью всем участвовавшим. Женщины-Еврейки вместе молились. Добывали воск для свечей. Их зажигали в субботу. В Освенциме определенное время существовало подполье. Собирали сведения о времени и количестве транспортов. Наблюдали за «селекцией». По тайным каналам это и о массовых уничтожениях людей передавали из лагеря. Нацисты записали в своей партийной программе: осуществляли государственную политику уничтожения. В концентрационных лагерях они истребили от 17 до 26 миллионов человек: Евреев, цыган, гомолексуалистов, военнопленных, политических заключенных... Нюрнбергские законы 1935 лишили Евреев немецкого гражданства. Запрещен брак, даже сексуальный контакт между евреями и неевреями. Выделена "смешанная раса". Сюда входит каждый (каждая) с 1-2 Еврейскими бабушками и дедушками. При наличии в семье 3-4 бабушек и дедушек людей относят к Евреям. В ноябре 1938 случился кровавый погром: назван ночью битого стекла – Kristallnacht. В самосудах убили более ста евреев. На еврейскую общину наложили "штраф" более миллиарда рейхсмарок. Вскоре, 30 января 1939, Гитлер предупредил: «Если международный Иудаизм и вне Европы продолжит мировую войну между нациями - результатом будет не победа Евреев, а скорее уничтожение всей Еврейской расы в Европе!" В 1942 году он повторяет свою приверженность избранной политике: «Мы ясно видим: эта война могла только закончиться истреблением германских людей, или что евреи должны исчезнуть из Европы. Я уже говорил это 1 сентября 1939 в немецком Рейхстаге ... эта война не закончиться так, как евреи предвидят: что европейские арийские люди будут уничтожены; скорее результатом этой войны будет уничтожение евреев. На этот раз все другие не будут кровоточить до смерти; на этот раз древний еврейский закон войдет в игру: око за око; зуб за зуб». До начала войны нацисты предлагали варианты решения "еврейской проблемы". Это эмиграция и переселение на Мадагаскар. Евреям позволяли выехать в Палестину – при условии вывоза ограниченного количества их собственности. Британцы в 1939 году закрыли Палестину для еврейской иммиграции. И другие страны отказались принять к себе евреев. Они организовывали суда с эмигрантами. В 1939 году немецкий лайнер «С-. Луи» вез еврейских беженцев – не смог их высадить на Кубе: правительство выставило грабительские требования. Президент США Фрэнклин Д. Рузевельт приказал береговой охране предотвратить остановку судна в Соединенных Штатах. «С-. Луи» выгрузил пассажиров в Европе. Вскоре их большинство убили во время Холокоста. Нацисты убедились: не смогут отказаться от евреев даже при принудительной эмиграции. Дополнительно к плану Barbarossa, вторжению в Россию - созданы Einsatzgruppen и специальные полицейские части. Они лишали евреев собственности, убивали. Практиковали на Украине, Белоруссии и Балтийских государствах. При содействии местных украинских и латвийских сотрудников - расстреляны полтора миллиона евреев. Фриц с не очень симпатичной фамилией Юнгузиефер – в переводе обозначает паразит – в ведомстве СС заведует особым отделом статистики и планирования. Считает себя счастливчиком судьбы. Его везение состоит из нескольких составляющих. Родился и проживал в Мюнхене – родине, как он убежден, великого движения. Он еще учащимся околачивался возле пивных – в них обсуждали политические вопросы. Там разработали, направление, потом осуществили политическую программу. Шустрый мальчишка иногда исполнял функции посыльного. Карманные деньги никогда не мешали. Трудиться он начал клерком в частной конторе ревизора бухгалтерских отчетов господина Стеллунгвизора. Он был онемеченным евреем. Вел много дел по банкротствам. Постоянно имел заказы. По причине своего занудного характера не вылезал из тяжб. Свои гонорары постоянно но вышибал с использованием услуг судебного ведомства. По этой причине выплачивал зарплату крайне нерегулярно. Оправдательный приговор пусть ему выносит судебная коллегия – кормиться приходится каждый день, а платить за жилье и покупать продукты в кредит – надоедает обоим сторонам. Фриц дико невзлюбил этих жидов-кровопийц с тех первых лет самостоятельной трудовой деятельности. Не принимал всерьез веский аргумент: таковы времена, все живут-мучаются. Вскоре он примкнул к движению и прошел настоящую школу мужества и геройства. С появлением новых возможностей для вермахта на востоке – Фрицу тоже нашли ответственное задание. Учли его прошлые знания с основными принципами калькуляции и двойной бухгалтерии. Зачислили прежде в канцеляристы, а несколько позже поручили заведовать отделом оперативной информации. По мнению руководства - он старательно оправдал свое назначение. Теперь заведует всем отделом. Ровно в 16.оо к нему оперативно поступают все обработки за прошлый день. По каждому концлагерю отдельно и суммарные данные. Баланс выведен с учетом партий последнего «прибытия» «живого товара» и параллельного «убытия». С расшифровкой «мотивов убытия». Среди наличного трудоспособного – самого важного показателя - дана расшифровка по профессиям и специальностям. Детальные показатели по нетрудоспособным: больным, инвалидам, детей до десяти лет... Отдельной графой выделены численности (мужчин и женщин) - подлежат срочной ликвидации. Полные данные к 17.оо передают в столичную канцелярию СС. Общие селективные данные отправляют в специализированные ведомства по трудовой занятости, продовольствия, топлива, сельского хозяйства, здравоохранения и даже науки и культуры. Сведения учитывают все наличные концлагеря в двух вариациях: в строгом алфавитном порядке и по ниспадающей с указанием важности «объекта». Берген-Бельзен, Бухенвальд-2, Дахау, Дора-3 (Нордхаузен), Флоссенбюрг-5, Гросс-Розен-4 (Рогожница), Майданек, Маутхаузен, Натцвейлер-Штрутгоф, Нойенгамме, Освенцим-Бжезинка (Аушвиц-Биркенау), Равенсбрюк-5, Заксенхаузен-Ораниенбург, Штутгоф (Штутово), Эттерсберг, отделение Бухенвальда, отделение Заксенхаузена, Женский лагерь. Евреи в Кракове появились давно. Первый документ об Еврейской общине города датирован 1304 годом. Исследователи полагают: евреи жили и до указанной даты. В 2004 возник повод отметить юбилей среди Евреев, немногочисленных жителей этого города. Первые еврейские поселенцы появились за бастионами Кракова. Место и улица их проживания носили название Юденгассе. Здесь располагались многоквартирные дома. Сейчас весь район назван Коллегиум Маиус. Название улицы перевели на польско-католический лад – названа Светей Анни. Размещен университетский квартал. В районе бывшего еврейского кладбища проходит улица Кавиори. В Польше широко известна легенда. Король Речи Посполитой Казимир Великий полюбил Еврейку Эстер из Опошно. В ее честь – для христианских своих подданных он в 1335 заложил город Казимиерз. Он не хотел свою возлюбленную поселять в соседнем Кракове по простой причине: еще у его отца сложились неприязненные отношения с краковчанами. В новом городе поселились евреи. Подтверждением этого служат Еврейские ворота. А возле рынка построена купальня. В 1495 Евреев Кракова обвинили в поджоге города, разрушении университетского костела. Под действием этого навета – Король Ян Олбрачт изгнал евреев. Летописец того времени Мичал Миечовита сообщил о переселении евреев в квартал Казимиерз – «около стены, вблизи костела Святого Лаврентия, где Казимир Второй, Польский Король, построил небольшую обитель для колледжа и читальни». В Казимиерзе проживали католики и евреи. Город оставался с независимым управлением более трехсот лет – до 1800. В город часто приезжали Евреи из Германии и западных стран Европы. В районе Оппидум лудаеорум проходила улица Сзерока. В южной ее оконечности размещена Старая Синагога. Ее несколько раз перестраивали по причине пожаров – в 1557 и 1904 году. Сохранилась эта старейшая в Польше синагога. Всего в Казимиерзе находилось семь синагог. Основал город Kazimierz для своей возлюбленной-еврейки Esther из Opoczno. Тем не менее, тот правитель воздвиг город для христиан, помня о тех неприятностях, которые возникли у его отца с жителями соседнего Кракова. Еврейская община, должно быть, проживала там с самого начала, поскольку источники рассказывают нам о Еврейских воротах, купальне и рынке. Большинство Евреев поселилось там, тем не менее, после 1495 года. Король Jan Olbracht тогда по принуждению христиан изгнал евреев из Кракова, поскольку их обвинили в том, что именно они подожгли город, в результате чего была разрушена университетская церковь. Будучи изгнанными, они поселились в северном квартале Kazimierz; как писал Michał Miechowita, летописец тех времен: «около стены, вблизи церкви Св. Лаврентия, где Казимир Второй, Польский Король, построил небольшую обитель для колледжа и читальни» (NB: нет явных свидетельств того, что действительно предполагалось, что на этом месте должен был быть воздвигнут университет). Kazimierz, в котором жили как евреи, так и христиане, оставался отдельным независимым городом до 1800. Вскоре после этого в Kazimierz стали часто наведываться Евреи из европейских стран. Многие из них были ашкенази, хотя и сефарды также встречались среди иммигрирующих групп (включая тех, кто был изгнан из Испании в 1492). В Кракове перед войной создали Еврейский музей. Хранили синагогальное имущество и выставляли для обозрения ткани, серебряную утварь. Синагогу и музей нацисты превратили в склад слесарного имущества. Еврейское имущество нацисты разграбили. Увезли решетки ограды, балюстрады, даже двери синагоги... Власти Польши в 1951 году предложили в здании синагоги создать Музей Истории и Культуры Евреев. В 1958 году Старую Синагогу передали Историческому Музею Кракова. Позже в помещении синагоги открыли выставку Иудаизма. Король Сигизмунд II Август позволил построить синагогу Рему. Возведена в 1558 году. Деньги пожертвовал королевский банкир Иссерлес бен Йосеф. В Речь Посполитую этот внук Моисея Авербаха приехал из Ратишоне. Сын банкира стал раввином города. Изучил Маймонида и Аристотеля. Стал известным теологом и философом. Проводил практическую Каббалу. Написал обширный комментарий «Мапа» («Скатерть»). Его похоронили на старом еврейском кладбище. На памятнике могилы написали «Ни один более великий Моисей еще не был рожден с времен Моисея и до времен Моисея». Это не совсем так – при сравнении с Моисеем Робейну. С Моисеем Маймонидои сравнивать его можно. На том же кладбище похоронены и другие выдающиеся евреи Кракова. Синагога Айзика (или Исаака) построена с разрешения Короля Владислава IV Ваза. Мешали ее возведению руководители костела Тела Христова. По поводу этой синагоги бытует в народе легенда. Раввину Екелесу постоянно снился сон одного содержания. Под Карловым Мостом Праги видел спрятанные сокровища. Он из Кракова отправился пешком в Прагу. Первой же ночью начал искать сокровища. Один из евреев-пражчанж спросил: «Что ты тут делаешь?» Доверчивый Айзик пересказал свой сон. Пражский еврей рассмеялся. Он рассказал о своих снах: ему тоже каждую ночь снятся сокровища. Спрятаны в доме еврея из Казимиерз. Сон – это только сон. Голову он не теряет – не поехал в Казимиерз. Айзик вернулся домой. Начал искать в собственной печи. В ней он действительно обнаружил тайник, а в нем сокровища. На них построена синагога в городе. По причине богатого ее убранства – синагогу дважды грабили: шведы и нацисты. Синагога Темпел возникла на средства, благодаря стараниям спонсеров органазации Ассоциации «Религия-и-Цивилизация» в 1860-1862 годах. Она в архитектуре сочетает одновременно три стиля: неоготику, неоренессанс и мавританские мотивы. В этом духовном заведении совмещают несколько обязанностей: молятся, обсуждают дела и беседуют на всевозможные темы. Важную сплачивающую роль в синагоге играл раввин Тхон. Наряду с духовными обязанностями – являлся крупным общественным деятелем: входил в состав сионистского руководства Польши. Заседал в Сейме. Еврейское население Кракова составляло более шестидесяти тысяч человек. С начала декабря нацисты обязали всех Евреев носить на руке белую повязку с нанесенной или нашитой голубой Звездой Давида. Евреев без повязки – увозили, расстреливали. Евреев пожилых – лишили пенсии, инвалидов и больных – пособия. Все банковские счета евреев закрыты. Для обязательной регистрации евреев введены специальные карточки. Детям пресекли образование: закрыты еврейские школы. Евреям запретили всякие деловые отношения и контакты с неевреями. Еврейские врачи, адвокаты лишены клиентов и практики. Им запретили появляться в лечебницах и в суде. Всеми «Еврейскими делами» распоряжается созданный юденрат. Руководителем ведомства оккупантов назначен профессор Марек Бейберстейн. Остался честным евреем и большим дипломатом. Многие его попытки направлены на предотвращение или смягчение репрессивных действий нацистов. 12 апреля 1940 года нацистский губернатор Ханс Франк распорядился: «Наиболее очищенным от Евреев городом в генерал-губернаторстве должен быть город Краков». Выселения вынудили тридцать две тысячи Евреев уехали и ушли из Кракова. Оставшимся выдали специальные разрешения. Юденрат подкупал Немцев-чиновников – получили разрешение остаться в городе около пятнадцати тысяч евреев. В начале марта 1941 года вышло распоряжение о строительстве гетто в Кракове. В так называемом генерал-губернаторстве первое гетто возникло еще в октябре 1939 года. В Польше существовало всего 400 гетто. Краковское гетто возникло в Подгорзе, на правом берегу Вистулы. На территории примерно в двадцать гектаров площади расположены 320 домов. Многие в два этажа. Гетто окружили стеной. Фрагменты ее сохранились на улице Львовской и Лимановскиего. Через всю территорию гетто проложили трамвайные линии. В этой городской окраине размещалась Еврейская беднота до войны. Рядом расположена городская промышленная зона и залежи известняка. Вскоре в гетто голод и болезни косят людей. Возникло движение Сопротивления. Подпольная организация названа Снех. Активистом подполья стал Долек (Адольф) Лиебескинд. Его расстреляли в конце 1942 года. Еще Долек создал Еврейскую Боевую Организацию (ЖОБ). Летом в ее состав входило несколько десятков активных бойцов. С дополнительной помощью бойцов из Варшавы ЖОБ напал на немецкое кафе Сиганерия на улице Сзпитална. В марте 1942 года евреев Кракова начали отправлять в Белзек. Здесь истребили почти всех евреев Кракова. Прибывших встречал еврейский оркестр из Кракова. Игравли немецкие марши. Заключенных убивали инсектицидным газом. В малых дозах этот газ годен для дезинфекции и уничтожения вшей. В декабре 1943 года территория лагеря вошла немецкая полиция с украинскими военными силами. Гетто поделили на отсеки. Мужчин разлучили с семьями - выделили в отдельную группу. Собрали в отсеке «А». В отсек «В» перевели женщин с детьми, больных и пожилых. Нашли около сотни младенцев: все они завернуты в подушки. Младенцев вскоре расстреляли. Трудоспособных вскоре перевели в лагерь Пласзов. Место издевательств и пыток евреев устроили на площади Згода («Согласие»). Убили примерно две тысячи евреев. Тадеусз Панлиевсз владела аптекой в гетто «Под Ортем» («Орел») по адресу площадь Согласие 18. Обо всем увиденном – рассказала. За спасение еврея – она стала Праведницей Народов Мира. Первая община Кракова состоит из 150 евреев. Благодаря ее стараниям возрождена еврейская жизнь. Уже давно Янусз Макуч ежегодно проводит Фестиваль Еврейской Культуры. Раввин Саша Пецарик с госпожой Евой Гордон заняты переводом Торы на Польский язык. На углу улиц Гродзка и Страдон расположен кинотеатр «Варшава». В этом здании с начала обретения независимости Польши от России регулярно проводили политические собрания. На одном из них выступил известный писатель и политический деятель Влодзимиез Жаботински. Высказался по поводу недавнего приговора по делу Арлозорофа в подмандатной, оккупированной Великобританией Арец Исраэль. От Грзегозки – вверх до Вистула ведет широкая магистраль, это улица Диетла. Сразу попадаете в бывший еврейский квартал Казиимиерз. Некогда там располагался ресторан Тхорн. Вот он высотный и многоквартирный дом Сюзен. Это о нем Гомоликки сотворил поэму с описаниями типа: «на балконных галереях сушилось постельное белье, неприятный запах жарившейся рыбы доносился из кухни, а в углу там две акации умирали от чахотки». За этим домом размещался просторный двор. Обычно здесь собирались толпы всякого народп на митинги. Для протеста подходил любой предлог. Крыльцо использовали в качестве трибуны. Выступающие кричали из всех мощей своих глоток. Выдыхали наружу слова-крики. Протестовали против закона Пристора – за отмену «ритуальных убийств». Как будто евреи продолжают истязать и убивать христиан с целью получения крови для выпечки мацы. Возмущаются против ограниченичительных мер и самой эмиграции в Арец Исраэль. Возмущение до формы бешенства вызвал у митингующих погром в Пизитик... В этом районе множество улочек, переулков, тупиков... Имеется аллея. Названия взяты из Торы: Исаак, Яков, Йосеф, Эстер... На улице Широкой размещался огромный рынок старых вещей и предметов первой необходимости в домашнем обиходе. Вблизи расположена большая синагога Рему – названа в память великого раввина Кракова. Его звали Моисей Иссерлес. И еще здесь славится Старая синагога – Алтерсшул. На углу улиц Брзозова и Подбрзезие расположена пекарня господина Бейгеля. На большие пространства распространяются ароматы свежеиспеченного хлеба, булочек, сдобы, пирожков и, конечно же, бубликов. Эх, эти бублички! Горячие – из печи! Обычные, с маком, ванилью и прочими присыпками. Вблизи расположены начальная школа и Еврейская средняяя школа. Сняты и выброшены старые памятные доски – на польском и иврите. Еврейские школы – светского типа. Проходили обычную программу. Дополнительно можно было учить иудейские предметы. Для группы отдельных учащихся их проводили. Часто в школу съежались студенты – бывшие выпускники. Учащихся и их родителей привлекает довольно низкая плата за обучение. Обучают даже детей из полностью несостоятельных семей. Приезжпли в школу из разных пригородных мест: из Дебники, Прадник, Кроводрза, Веилижка... И после окончании школы – сюда приезжают бывшие учащиеся для обговоренной встрече с соучениками или короткой беседы со своими, вечно занятыми педагогами. Красотой Кракова восторгаются в Польше. О нем знают в Европе. Чаще посещают бывшие жители: приезжают из США, разных европейских стран. Поляки ищут материальное благополучие и счастье повсюду: где-то ведь они должны существовать и проявляться. Рьяно служат Господу граждане независимой страны, гордые и свободные католики-поляки. Должны получить полную компенсацию-удовлетворение их нужд и требований - по Законам Б-жьим, государственным и по требованиям общественной морали. Архитектура Кракова почти не изменена с древних времен. В одном центре города размещено более трех сотен памятников старины. Это костелы, привлекающие красотой и величием дворцы, здания из камня. Есть и другие достопримечательности - хорошо сохранились. Примечательно внутреннее убранство жилых зданий. Нет полной уверенности: проживают ли в собственных квартирах – не хоромах - прямые потомки прежних беспечных аристократов и трудолюбивых мастеровых? Современные люди свой быт устроили в средневековых хоромах: сохраняют меры красоты, прочности. Чувствуют себя достаточно уютно. Краков славен историей, культурой. Одновременно гордятся своим городом и славными гражданами. В свои времена здесь жили выдающиеся люди: астроном Николай Коперник, скульптор В. Ствош, художник Я. Матейко, драмматург, поэт и художник С. Выспяньский. Выходцем из этого города был папа римскому Иоанну Павлу II. Здесь живет и творит музыку композитор Кшиштоф Пендерецкий. Поляки любят и умеют шутить. Вот только они не терпят шуток над собой. Попробуй назвать поляка – полуяком! Учетные книги ведут ежедневные «прибытия поступлений ликвидированных». Дают одновременно «вал поступлений». В лагере Auschwitz II Oswiecim – Brzezinka – перевалило через миллион. Belzec – более полумиллиона. Chelmno – более двухсот тысяч. Jasenovak (Югославия) – более полумиллиона. Majdanek (Lublin) 78,000 до 360,000 Sobibor – более двухсот тысяч, Treblinka – восемьсот тысяч... Отдельно ведут учет по MalyTrostenets (Белоруссия) – более шестидесяти тысяч... Евреев транспортировали в семь Todeslager – концлагерей. Их относили к vernichtungslagers смертным лагерям. Их устройство и «технология» предусматривала быстрое истребление. Для этих целей используют газовые камеры, смертоносные аппараты и крематории. Ведь ликвидация предусматривает лишение жизни с послеющим избавлением от трупов. Дополнительно к «активной ликвидации» - в концлагерях заключенные постоянно умирают от истощения, от непомерных нагрузок при работе. Велика смертность от болезней, голоданий и «медицинских экспериментов». Несколько концлагерей созданы по плану операции Райнхард. Другие размещены в приспособленных помещениях. Служили в качестве трудовых лагерей. В «перевалочных трудовых лагерях» существовали не менее жестокие режимы. Учет смертности в них происходил отдельно. Bergen-Belsen – "пункт сбора" (в Германии): убиты семьдесят тысяч человек. В Buchenwald - Трудовом лагере (в Германии) – умерли свыше пятьдесят тысяч человек. Dachau – (в Германии). Истребили и умерли сто тридцать тысяч евреев и политических заключенных. Flossenbürg - трудовой лагерь (в Германии) – убиты тридцать тысяч человек. Mauthausen – трудовой лагерь (в Австрии): убитых сто тысяч человек. Ravensbrück - трудовой лагерь (в Германии): убиты сто тысяч человек. Theresienstadt - перевалочный пункт, отсюда предприятия снабжают рабочей силой. Здесь умерли тридцать пять тысяч человек. В комплесный план «окончательного решения Еврейского вопроса» нацистов входило глумление, пытки и на последней стадии – ликвидация. Дэвид занимался обычной своей работой – убирал барак. Решил позабавиться эсесовец из младших офицеров. Одному мальчишке он приказал подвесить зонт к верхней потолочной балке. С риском для жизни – тот взобрался вверх по угловому косяку. Исполнил прихоть арийского начальника. Эсесевец подозвал второго мальчишку и приказал «снять этого Еврейского парашютиста». Этот второй оказался не менее проворным, но совершил неловкое действие и сорвался с потолка. Расшибленного, немощного ребенка он подверг еще дополнительно порке ремнем. Снять «Еврейского парашютиста» отправляет одного за другим – детей и взрослых. Падавших даже с поломанными ногами – радостный эсесовец жестоко избивал. Посмотреть развлечение собрались и другие полицейские. Всех завораживал почти охотничий азарт травли «загнанного зверя». Они орали от испытываемого удовольствия. Млели в ощущениях безнаказанности садистского глумления. Настало время обеда – эсесовцы и нацисты быстро собрались – отправились съесть свои питательные калории. Не сразу стих их бурных смех. Вскоре после обеда они вернулись с новой идеей показательного представления. На этот раз они вычудили нечто другое. Барак просто кишел мышами. Они приказали каждому из присутствовавших заключенных выловить по две мыши. Выловленных мышей поместили в два ящичка. Через некоторое время мышей для их развлечения оказалось достаточно. Они приказали всем выстроиться двумя шеренгами вдоль прохода. Прошли вдоль шеренг – выбрали нескольких жертв предстоящей «игры». Отдали команду «смирно». Всем жертвам они приказали приспустить штаны. Проверили, кто из них обрезан. Позволили вернуться в строй необрезанным. Нашли им замену – вновь проверили состояние полового члена. С этого момента началась забава. Им в брюки начали высыпать мышей. Смотрят и – регочут до очумения. Затем они своих жертв захлестали ремнями. Один скончался на глазах. Приказали уложить его на доску. Несущих «гроб» заставили торжественным маршем пройти, петь похоронную песню. А через несколько минут устроили «танцевальный вечер». Идеология и политика Ватикана консервативна по своей сути – учитывает веяния времени и меняющиеся обстоятельства. Многие факты церковники предпочитают не замечать. Преступностью особой отличается позиция Ватикана в период Второй мировой войны. Иудейско-христианские отношения – тема болезненная. Никогда не имела однозначного решения и полного ответа. Католики заняли привлекательную позицию – красиво звучит их утверждение «собственной точки зрения»: Иисус Христос символизирует единство иудеев и христиан. Это только на словах. Сущность действий этого мирового религиозно-идеологического центра исходит из соблюдения позиции и выгод. Обе религии имеют единую основу. Христианство со времен Павла (Савла) старается отдалиться – постоянно подчеркивает отличия, особенности. Прибегает к «критике» - вплоть до поругания и натравливания. Признаваемый Христианами Сыном Б-жиим Иисус из маленького городка Назарета – несет в себе противоречивых оба направления. Объединяет – самим фактом своего рождения иудеем. Его проповеди и мученническая кончина вольно, своеобразно интерпретированы. Подробно дополнены учениками и последователями. Превращены в Учение. Монотеистического Учения Иудаизма им показалось недостаточного. Христианство обрядами преобразило монотеизм. Дополнило его языческими суевериями. Самого Единого Б-га расчленили на «составляющие». Христианство в процессе своего исторического становления и эволюции совершило множество подлостей и преступных действий по отношению к Иудаизму и евреям. И по сей день оно утверждает свою вечную правоту. Доказывает нежелание диалога. В России Православная церковь сохраняет непреклонную позицию антииудаизма и презрения к Еврейскому народу с еще большим рвением. Пастыри Церкви – по характеристике просветленного исследователя: «лижет зад власти», иногда произносят лицемерные заявления о «миролюбии», «всепрощении», «любви». Одновременно в своих ежедневных проповедях натравливают паству, пропагандируют антисемитизм по всей программе. Они радикально отлично трактуют даже «объединяющий» фактор. Между Христианством и Иудаизмом, между Церковью и Синагогой постоянно возникает Личность и Учение Распятого Иисуса Христа. Еще более важную разладную роль играют последователи этого Учения. Изначально возникло оно как бы из мелких отличий, даже из ничего. Христиане не могут понять и принять позицию «непризнания» Иудаизмом для него сомнительного Мессии и Сына Б-жия. Данную позицию они воспринимают не иначе: оскорбительное глумление над их Святыми Истинами и Христианским самосознанием. Одно существование Иудаизма они видят постоянно сохраняемой для себя угрозой. Предстают перед паствой вроде проповедниками ложной веры, сомнительных ценностей и нереальных обещаний. Карл Барт писал на полном серьезе: «существование Синагоги наряду с Церковью – онтологическая невозможность, зияющая рана в теле Христа, нечто совершенно недопустимое». Иудаизм к данному явлению никакого отношения не имеет. Христиане не скрывают свое неумеренное, провинциального типа тщеславие – рвутся на командные места. Даже пытаются это обосновать. В проповеди кардинал Михаэль фон Фаульгабер утверждал: смерть Христа отлучила Израиль от служения Господу. «Он [Израиль] не опознал времени своего призвания. Он отверг Помазанника Божьего и повел Его на Крест. ... Дщери Сиона получили разводную, и с тех пор иудеи осуждены вечно скитаться по всей земле». Другие «теоретики», проповедники утверждают: Церковь по праву заняла место Израиля. Христиане несут Новый Завет - стали Б-гоизбранным народом. С этой целью подправляют христианскую литургию и катехизис. Утверждения постоянно слышны: смерть и последовавшее вскоре воскресение Христа отменили «старый» Завет Господа с Иудеями. Это вовсе не новое изобретение. Еще Тертуллиан во II веке сообщил эту важную для мировой истории новость об «отмене иудейского завета и иудейской избранности в пользу христиан». В проповедях продолжают выставлять иудеев врагами Христа, а с ними всех евреев Его убийцами. Для большей убедительности добавляют наблюдаемые явления особого свойства. Люди этой нации и религии – жестоковыйны, жестокосердны - без меры и предела. Продолжают отвергать Его Мессианство и Б-жественную сущность. Утверждают: со Времени Христа, с Великой, Страстной Пятницы утвердился Новый Звет. Евангелия отвергли, заменили Старый или Ветхий Завет. Эти уродливые термины вошли в обиход. По мнению христианских теологов Христос – Единственный Сын Б-жий, Мессия. Его Новое Учение наследовало иудаизм. В Нем воплотились надежды Старого Иудаизма и Пророчества. Утверждение Христианства стало воплощением Нового Израиля. Постоянные проповеди Учения Христа нужны верующим. Еще больше они нужны потомкам древнего иудейского народа: вынудить признать Христа, принять Его Единственно Спасительное Учение. Иначе останутся без искупления, под давлением возмездия. Не обретут спасения. Отвергающие Христа Евреи доказывают: не способны разобраться в дарованном им Учении Древнего Завета. Там имеются ясные указания на Миссию-Христа. Невежество их и бездумие побуждает противиться, упорствовать в заблуждениях. Древний Иудаизм считают подготовительным этапом в процессе Спасения. Без Учения Христа Иудаизм не имеет никакой самостоятельной ценности. Иудеев отождествляют с Каином – убийцей младшего брата Авеля (Христа). Иудеи повторили путь Каина – стали «вечными жидами» рассеяния. Господь специально выделил Каина – его пометил позорным клеймом – подобным обрезанию. Нацистская практика Холокоста – с испльзованием концентрационных лагерей типа Освенцима – показала полное банкротство христианской теории Спасения. Нацисты «потеряли терпение» - стали ВАРВАРАМИ ХХ ВЕКА. Христианские теологи оставляют понятие Чуда – с этой целью приуменьшают размеры преступлений, ужас и значение Холокоста. В соборной декларации об отношении Ватикана к нехристианским религиям «Nostra Aetate» (1965) новое заключено смелое заявление: «иудеи не должны быть представлены ни отверженными Богом, ни проклятыми, как будто бы это вытекало из Священного Писания». Постепенно открывается дверь к диалогу между Католицизмом и Иудейством. Православие в этом смысле не делает никаких движений. Часть прогрессивных теологов уже указывают: с момента Пришествия Христа и принятия Его Учения не все Избранничество снято и не вся любовь Бога к Израилю потеряна. Господь питает Надежды на исправление грешного Иудаизма. Иудейский народ не мог полностью отказаться от Господа, оказаться лишенным Б-га. В Христианстве утверждается Завет Единства между Религиями. Крест напоминает иудеям-евреям о страшных страданиях предков – от носителей этой страшно жестокой и коварной веры. Христиане искупают свои грехи – страданиями других людей и народов. Умерщвленные в газовых камерах трупы укладывают штабелями на тележки. При их транспортировке по территории лагеря - закрывают верхнюю кришку контейнера. Тележки вывозят и доставляют к одной из печей крематория. В бараках смерть узников наступает в процессе «естественной причины». Привозят этих мертвецов сюда же - другими тележками. В длинном коридоре крематория почти постоянно выстроены в последовательной очереди эти тележки. В «обработку» идут постепенно. Якоби Блиндер на гражданке служил механиком автомобильного парка. Опреденные его знания потребовались в этом страшном заведении. Он следит за подачей топлива, температурой и давлением. Постоянно начеку! Авигдор Кирман попал в рабочую команду – ее иронически называют «погребной». В их обязанности входит трупы снимать с тележки и бросать в печи крематория. Через определенный период печи охлаждают – в целях профилактики. В этот период печи очищают от пепла. Иногда приходится влазить внутрь печи для устранения неполадок. В последние дни Кирман находится в страшном нервном напряжении. На осуждаемой людьми этой нечистой работе он уже пять недель. Блиндер шепнул: «Тебе поскорее нужно смотаться отсюда: иначе сам окажешься в печи». Что делать? Прикинуться больным – попасть в лапы к врачам? Это выход не из стопроцентно выигрышных. Да, он и сам уже догадывался: не по случайной и простой причине так часто, почти постоянно меняют состав «погребных команд». Эти нацики – оказываются обычными трусами, перестраховщиками: не хотят оставлять в живых свидетелей своих незаконных действий. Мертвый свидетель – самый надежный. С целью совращения - на Йом-Кипур приготовили довольно сносный обед. С иезуитским издевательским, со злорадством и почти детским ехидством, с садистской жестокостью испытывают выдержку узников. Ломают волю – у обреченных на безмолвие, беспрекословный непосильный труд и даже на смерть. |