Рассказ о горячо любимом, глубокоуважаемом папе, который обладает необъяснимым феноменом: деньги всё равно, как неразменный рубль, возвращаются (к нему). Потому что В то время, как мы выживаем, героически боремся с нами же созданными трудностями, папа просто живёт. Жизнь папы устойчиво делится на две разные части, которые можно метафорически-кодово определить как шахматы и папоротник. Шахматы — его социальная жизнь, рокировки в обществе, а папоротник — жизнь души, тема природы. И разделительная полоса двух сторон проходит по пятницам электричкой на 17.45. Жизнь папы размеренна: Цикличные и предсказуемые недели складываются в такие же года. Познакомив нас с папой, рассказчик непринужденно переносится в настоящее путешествие по долине горной бурятской реки Кынгырга. Весьма живописное описание: мы слышим речку, скачем горным козлом по скользким тропинкам, героически переправляемся вместе с отважным псом через ледяной поток. Удивительно, как четвероногий друг не исцарапал в воде лапами заботливого хозяина, пытаясь выжить! Слышим кавалькаду ночных звуков. Нас сопровождают запахи багульника, хвои и разогретых на солнце смолистых кедровых стволов. Тайга описана со знанием дела, в речевой манере рассказчика, весьма узнаваема, и неожиданная реминисценция десятилетней давности в последний поход за папой в Саяны закончится Запахом возвращения. Непосредственно папе в этой вставной истории про «себя», о своих ощущениях бурятской тайги, отведено ровно одно предложение: Папа уже дымил костром и варил кашу. А к середине рассказа мы, таки, откроем тему папоротника, о котором папа знает все! Где он растет, когда его собирать и как заготавливать, но, главное, как его распространить среди очень приятных и полезных друзей! И не только папоротник, но и разные целебно-ароматные травки и прочие дары природы, которые папа любовно заготавливает своими руками. Заканчивается рассказ о папе риторическим восклицанием: А напоследок хочу добавить: любите и изучайте край, в котором вы живёте, относитесь к природе бережно, учась у неё и восхищаясь ей, и тогда вы научитесь открывать в привычных вещах маленькие чудеса. Жалко, что автор забыл поставить восклицательный знак! Замечания. 1. Композиция рассказа свободная. Сначала идет тема шахмат, которыми в доме папы «пахнет», далее вставная новелла о повествователе (но в пространстве жизни папы), далее непосредственно про папу и папоротник (примерно треть объема текста). Почему бы нет? Автор — создатель своего мира. Рассказ читается проворно. Но если бы автор продумал более пристрастно идею рассказа, а не просто — напишу-ка я о любимом папе то, что мне сейчас в голову придет! - содержание от того только бы выиграло, как и форма. Чувствуется, что писал любитель или начинающий автор. 2. Название вызывает вопросы. Поскольку, кроме ассонанса, точность отсутствует. С тем же успехом можно было назвать рассказ «Папа и шахматы». Название рассказа имеет смысл продумать или придать папоротнику какое-то большее значение в судьбе папы. 3. Неубедительно, что в доме шахматами «пахнет». Скорее, «под слоем шахмат» весь дом! Вот как-то не удалось почувствовать запах шахмат. А это весьма интересная и трудноразрешимая задача! 4. Портретов отца и сына нет, хотя, учитывая описательность рассказа как стилистическую доминанту, они сюда просятся. Ну, не считать же портретом Я быстро скакал горным козлом по знакомой козлячей скользкой тропинке. Портрет Дарика тоже был бы интересен, хотя бы порода четвероногого друга. 5. Было бы неплохо избавиться от штампа: в тысяча девятьсот лохматом году. 6. Венерин башмачок пишется с маленькой буквы, это название растения, причем, народное, а не имя собственное. 7. Наречие «еще» употребляется очень часто. Понятно, много перечислений, они весьма интересны, но в приеме многосоюзия оно неблагозвучно. |