Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Ян Кауфман
Объем: 6116 [ символов ]
Яша музыкант
Недавно, просматривая газету «Los Angeles Times», я наткнулся на короткое сообщение: «В возрасте 77 лет в Израиле скончался известный скрипач Яков Фридман». И я с горечью подумал - сколько же ещё суждено мне вычёркивать из записной книжки своих друзей и знакомых!?
 
Однажды, на сцену Одесской филармонии вышел отец с сыном, пианист с десятилетним скрипачом. Курчавая голова ребёнка, подбородком прижимавшая свою скрипку, покачивалась в такт исполняемого «Грустного вальса» Яна Сибелиуса.
Слушатели, поначалу недоверчиво встретившие появление юного музыканта, после первых уверенных звуков скрипки, смолкли… Исполненные им «Мазурка», «Романс для скрипки», «Полонез Огинского» заворожили всех виртуозностью исполнения и чистыми глубокими звуками скрипки. Было ощущение, что музыка парит в воздухе и, оторвавшись от земли, переносит всех в иной неведомый мир. Когда в финале концерта смычок замер, люди, словно очнувшись, продолжительно зааплодировали.
 
Это был один единственный концерт маленького скрипача.
Спустя три месяца Одессу оккупировали румыны и немцы. А уже в конце октября на окраину города, в район Слободки, под охраной немецких солдат потянулись вереницы евреев, где по приказу военного коменданта было создано гетто. Взрослые несли с собой в узелках и корзинках самые необходимые вещи, дети – любимые игрушки.
Маленький Яша, шёл со своими родителями, держа в руке драгоценную ношу – скрипку в футляре.
 
- Ой, умора! Никак к нам еврейский Паганини пожаловал! – ржали немецкие солдаты у ворот
На ночь всех загнали в холодные бараки, бывшие раньше свинарниками, вдоль стен стояли деревянные, наспех сколоченные, двухэтажные нары. От непривычного холода, зловония, в предчувствии чего-то рокового, никто не спал. Ранним утром всем взрослым было приказано выйти на площадь и построиться в колонну. Брать с собой было разрешено только детей до пятилетнего возраста. Прощание было коротким, плач детей и матерей слился с гортанными окриками солдат и лаем собак. Колонна пешком отправилась на Пересыпь, а потом поездами в Беляево, откуда уже никто никогда не вернулся.
Так сотни детей разного возраста остались одни.
 
В последующие дни, как нарочно, похолодало и, особенно ночами, дети мёрзли. Начались массовые заболевания. Больных детей полицаи выводили из барака в неизвестном направлении, и они уже не возвращались. Начинался голод, потому, что немцы кормили детей жидкой гороховой похлёбкой один раз в день.
 
Однажды к Яше подошла девочка лет пятнадцати, с которой он раньше учился в школе.
- Яша! Сыграй что-нибудь для всех, - попросила она.
Яша вытащил скрипку, встал, словно на концерте в круг, уже обступившей его детворы и осторожно провёл по струнам смычком.
И вдруг, в полутёмном бараке робко зазвучала мелодия венгерского «Чардаша». Постепенно движения смычка становились всё увереннее, и музыка зазвучала громче, хлынув на маленьких слушателей рекой.
 
Неожиданно к столпившимся ребятам подошёл немецкий охранник и знаками приказал музыканту следовать за ним.
В большой комнате, за столом, уставленным едой, сидели несколько немецких офицеров.
- Мне сказал, ты кароший музика, - обратился к нему пожилой немец, по-видимому, комендант, с трудом подбирая русские слова, - Я люплю скрипку. Икрай нам тут.
У Яши от запаха и вида пищи кружилась голова и дрожали руки. Он
по-детски, не скрывая, глядел на стол.
- А, ты наферно хочешь кушат? - спросил немец.
Другой офицер усадил маленького музыканта в самый конец стола и подвинул ему хлеб, колбасу, сыр и стакан сока. Яша торопливо кусал и жевал, но проглотить никак не мог.
 
Поняв, что от него хотят, Яша выпил сок, достал из футляра скрипку, и зазвучала его любимая мазурка Венявского. Потом он сыграл ещё что-то жующим немцам.
- Ты малатец. Карашо икраеш. Не нато толко Феняского, этого ефрея.
 
- Мой папа мне как-то сказал, что у музыки нет национальности. Мы с ним играли всякую музыку, - ответил малыш.
- Талантливый мальчишка. Его отца уже успели отправить? - спросил пожилой немец по-немецки.
- Так точно, гер полковник, ни одного взрослого еврея в лагере не осталось, - ответил ему другой.
- Ну, хорошо. Пусть пока еврейчик поиграет в нашем кафе. Пускай там и поживёт, отправить его к отцу всегда успеем, - решил полковник.
 
В барак Яша-музыкант уже не вернулся. Что стало с оставшимися там детьми – можно только догадываться…
 
С тех пор он, вместе с пожилым пианистом, Петром Григорьевичем, украинцем, веселили вечерами в кафе немецких и румынских солдат. И, хотя солдатам нравилась его, не по годам виртуозная игра, но это не мешало им издеваться в репликах над маленьким скрипачом.
Полковнику, с его утончённым слухом, нравилась спокойная музыка Сарасате. Она вызывала у него временами даже душевные переживания, напоминая о спокойной неторопливой жизни в уютном домике под Берлином с любимой женой.
 
Между Яшей и дядей Петей (как звал он Петра Григорьевича) сложились тёплые, почти родственные отношения. Старый пианист сразу оценил талант юного скрипача, а узнав откуда-то о судьбе его родителей, старался всячески облегчить его существование и отвлечь от грустных не по годам дум.
Пётр Григорьевич понимал, что дальнейшая жизнь мальчика находится под постоянной угрозой, и сумел переправить его в катакомбы к партизанам.
 
Война для Яши закончилась в марте 1944 года, когда советские войска освободили Одессу. Тогда, к сожалению, он узнал, что дядю Петю немцы расстреляли.
Потом была насыщенная, но не лёгкая жизнь - детский дом и постоянная учёба и работа над собой – желание добиться совершенства в игре на скрипке, глядя на мир через музыку.
 
Я брал у него интервью ещё в 1956 году, когда на «Конкурсе композиторов и скрипичных мастеров» в Польше, исполняя «Концерт для скрипки D Minor Op.22», Якову Фридману было присуждено 1 место.
Нет, не могу я вычеркнуть его из записной книжки. Пусть он так и останется в моей памяти живым Яшей-музыкантом.
 
Дата публикации: 10.01.2015 17:01
Предыдущее: Рыжий кобельСледующее: Смех сквозь слёзы...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Громов Игорь[ 06.11.2014 ]
   Очень понравился ваш рассказ, Ян. Удивительна судьба Якова. Спасибо за повествование о нём. Пусть он всегда живёт в вашей памяти.
   С уважением,Игорь
 
Ян Кауфман[ 07.11.2014 ]
   Благодарю Вас, Игорь!
Вячеслав Грант[ 11.11.2014 ]
   Хорошо написано, проникновенно. И своевременно - тоже. Сейчас миру
   заатлантическому и европейскому нужно вспомнить то, что уносит память
   прежних поколений.
   Спасибо!
 
Ян Кауфман[ 11.11.2014 ]
   Спасибо, уважаемый Вячеслав! Только что нужно миру, я уж и сам не могу понять.
   По-моему все очумели на этом свете...
Вячеслав Грант[ 12.11.2014 ]
   Весь мир помутился. Весь мир накренился.
   Зачем я сегодня так сильно напился?
   Ползет обреченно он в жижу болотную,
   Таща за собой мою душу бесплотную.
   А я не желаю. А я упираюсь.
   А я, безнадежный, в нем выжить стараюсь,
   Чтоб только не видеть, чтоб только не слышать,
   Хотя бы на взмах приподняться повыше;
   Чтоб, выйдя из мира, над миром подняться,
   Чтоб с плотью приросшей навеки расстаться,
   С которой родился, безвольно сроднился.
   Не видеть! Не слышать!
    Затем и напился.
   Наступит рассвет беспохмельной расплатой.
   Пускай же и мир отрезвеет когда-то!
Ян Кауфман[ 13.11.2014 ]
   Вячеслав! Вы молодец, оптимист! Упираетесь...
   :)))

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта