Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 5237 [ символов ]
Рецензия на стихотворение Елены Бородиной «Черепашье»
Ироническое стихотворение с глубоким философским смыслом. Для понимания требует обращения к словарям, либо адресовано ценителям философских ребусов. Ко мне, как к читателю, автор попал по адресу. Впрочем, не будь это заданием для рецензирования, я бы им заинтересовалась, пожалуй, лишь в серьезной подборке произведений автора, творчество которого очень нравится, совпадает в плане мировоззрения и хочется постичь смысл всякой строки, потому что это уже становится сотворчеством и наполняет жизнь смыслом.
Начну с замечаний по черепахе (биология — моя бесконечная любовь). «С экологической точки зрения виды черепах делятся на морские и наземные, а наземные, в свою очередь, подразделяются на сухопутные и пресноводные. Из 26 известных науке семейств черепах 12 существуют и сегодня. Морские черепахи (лат. Cheloniidae) — семейство черепах из надсемейства Chelonioidea.» (Википедия). «Подвид» - таксонометрически неточный термин.
Панцирь — это скелет, а не кожа. Толстокожей черепаха быть не может. Толстокожий носорог, так автоматически в голове всплывает. Переносное значение – Не способный к тонкому восприятию, грубый, неотзывчивый (разговорное) (Викисловарь). Не соглашусь, что морская черепаха подходит под переносное значение слова «толстокожий».
Если передумать строчку лексически – подвид рептилий толстокожих – то получится без вопросов.
 
Необходимый для понимания смысла глоссарий:
Аристарх Самосский (ок. 310 до н. э.) — древнегреческий астроном, математик и философ III века до н. э., впервые предложивший гелиоцентрическую систему мира и разработавший научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. Гелиоцентрическая система получила развитие лишь по прошествии почти 1800 лет в трудах Коперника и его последователей (Википедия).
Альдебаран — ярчайшая звезда в созвездии Тельца и во всём Зодиаке, одна из ярчайших звёзд на ночном небе. (…) Также известны названия Палилий и Лампарус (Википедия). По определению, могут быть лишь в единственном числе. Очень красивые, поэтичные названия.
По древней легенде, плоская Земля – это центр мира, она покоится на трех китах(слонах), которые уместились на черепахе, плывущей в безбрежном пространстве. Тоже красиво, очень мечтательно.
 
Стихотворение состоит из шести графически разделенных катренов, написано четырехстопным ямбом перекрестной рифмовкой АБАБ. Рифмы женские, очень интересные. Особенно хочется отметить Аристарха – черепаха, Альдебараны – меридианы, Самосский – плоский, как построенные на оригинальных собственных именах.
В первом катрене наша черепаха спасается от плутней Аристарха. Ведь он развенчал ее вековое величие!
 
Сбежав от плутней Аристарха,
плыла по морю днем погожим
трехвековая черепаха -
подвид рептилий толстокожих.
 
Во втором-пятом катренах описывается преобразование ветхого мира в стройную математическую теорию.
Преобразование шло метафорически-разнообразно. Олицетворенное,
 
Лизало солнце утомленно
шершавый панцирь цвета меда,
а мир катился по наклонной
 
очень метко, тем более, что мир только тем и занимается, что катится по наклонной,
 
сминая купол небосвода,
 
смывая лунные пожары:
неторопливо, не без лоска
приобретало форму шара
то, что собой являло плоскость.
 
Хочется отметить метафору лунных затмений – лунные пожары. Определяя расстояния до Солнца и Луны и их размеры, Аристарх использовал научный метод, основанный на наблюдении лунных фаз и солнечных и лунных затмений (Википедия). Приятно, что лунные затмения-пожары здесь присутствуют на законных основаниях.
Крушение «старого мира» происходит очень наглядно, изобретательно:
 
Лампарусы, Альдебараны
в недоумении алели:
ерошились меридианы,
перегибались параллели.
 
Но входит в противоречие с логикой сюжета. На плоскости меридианов и параллелей быть не могло, там – координатная сетка под прямыми углами. Если бы мир из шара преобразовывался в плоскость, тогда – да. Досадная неточность, хотя очень красиво. Впрочем, в этом месте я не уверена. Буду признательна точным разъяснениям.
В результате:
 
На шик парадного мундира
менялась ветхая рубаха -
вершилось возрожденье мира.
 
Замечательные метафоры старой и новой теорий мироздания.
Перипетии «преобразования мира» завершаются идиллическим «собака лает – караван идет»:
 
Плыла по морю черепаха…
 
Через отточия, в шестом катрене, приемом кольцевой композиции, мы возвращаемся к Аристарху и черепахе, но уже к черепахе в новом исполнении.
 
Бранился Аристарх Самосский,
от потрясений подуставший.
В кастрюльке - маленькой и плоской -
варился супчик черепаший.
 
Собственно, а почему Аристарх бранился? Древние Греки – не религиозные фанатики, они оценили по достоинству его открытия – его имя записано на скрижалях (События запечатлены на скрижалях истории (перен.;высок.) – толковый словарь русского языка). Впрочем, Аристарх просто устал, ведь он такой древний!!!
А потому сытный обед замечательно завершает иронию замечательного стихотворения!
Дата публикации: 19.08.2014 09:13
Предыдущее: Рецензия на стихотворение Елены Бородиной «Девочка»Следующее: Рецензия на цикл стихотворений Наталии Луневой "Комната для надорванной струнки души"

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта