Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Виктор ГУРЬЕВ
Объем: 45828 [ символов ]
Жизни взывчивый путь
/ Николай Степанович Власов-Окский: судьба поэта /
 
...вправе ли мы забывать в истории края о... литераторах, негромко, но чётко прошедших дорогу жизни?
В суете давнего времени, безучастно смотревшего на любые проявления культурной жизни, эти люди пытались сохранить задуваемый ветром равнодушия огонёк творческой мысли, и без того чуть живой, едва различимый под порывами ветра...
Уроженец села Дуденево-на-Оке Н. Власов-Окский в стихах, написанных в марте 1912 года, спрашивал:
 
Скромный сердечный мой стих,
Тихо журчащий в тиши,
Слышат ли люди в твоих
Звуках журчанье души?
Нужно ль идти мне с тобой
От ароматных полей
В город, где толпы людей
Движутся шумной волной.
 
Кстати, творчество этого поэта, несомненно даровитого, до сих пор не нашло исследователя. А у него обширное наследие – более двадцати книг, изданных в Нижнем Новгороде, Твери, Москве .
 
Так нижегородский поэт Юрий Андреевич Адрианов в книге «Хождение за равнинные реки» обозначил бытие Николая Степановича Власова, который сво-им рождением, детством и ранней трудовой юностью был связан с рекой Окой. Память об этом запечатлелась в литературном псевдониме Н.С. Власов-Окский. К началу ХХI века Николая Степановича даже на родине почти забыли, ведь его поэтические сборники, равно как и книжки рассказов не переиздавались более восьми десятилетий. Возможно, ситуация отчасти сложилась так потому, что в последние семнадцать лет жизни, пришедшиеся на тридцатые-сороковые годы XX столетия, Н.С. Власов-Окский нигде не публиковался, хотя писать продолжал, всё больше склоняясь к прозе. Известно, что в 1941-м у Николая Степановича были готовы к печати сборник стихотворений «Золотой простор», автобиографическая повесть «В сказочную страну», над продолжением которой он работал до конца жизни, а также книга воспоминаний «Отошедшие», увидевшая свет через пятьдесят три года после кончины автора. В 2000 году Московское издательство гуманитарной литературы выпустило произведение за счет средств дочери поэта, Евгении Николаевны Зайцевой, тиражом в триста пятьдесят экземпляров.
«Отошедшие» – сборник очерков-воспоминаний о писателях, с которыми Николай Степанович встречался на своём литературном пути и которые ко времени создания книги уже ушли из жизни.
 
Из предисловия от издательства.
Эти воспоминания, на наш взгляд, интересны и сегодня, поскольку дают дополнительное представление о литературной жизни страны в конце ХIХ – первой трети ХХ в. и добавляют новые штрихи к биографиям таких известных поэтов и прозаиков, как С.Есенин, В.Гиляровский, Ф.Сологуб, С.Дрожжин, А.Ширяевец и др.
 
Однако автор поминает здесь и тех неизвестных, чьи способности к литературному творчеству в силу обстоятельств остались нереализованными. Так начинающего поэта Александра Петрухина слишком рано свела в могилу тяжелая работа на барже, а Ивана Ганюшкина, один из рассказов которого был напечатан в нижегородской газете «Судоходец», подмял тяжелый деревенский быт с постоянными податями, нехваткой керосина для чтения и письма, а то и просто диким невежеством окружающих.
Из «Отошедших» можно почерпнуть некоторые сведения и о самом Н.С. Власове-Окском. К сожалению, их очень мало, буквально крупицы, разбросанные по всей книге. Но и они ценны, ведь биография поэта не написана, а немногочисленные статьи о его жизни и творчестве крайне схематичны и обилием фактов не отличаются.
Николай Степанович Власов появился на свет 15 апреля 1888 года в бедной крестьянской семье. Его родина – село Дуденево Нижегородской губернии, раскинувшееся на высоком правом берегу Оки. С крутого, поросшего лесом откоса насколько хватит взгляда – речной простор, завораживающий своей былинной ширью... А ещё – выбеленная сельская церковь под вечным небом... Пейзажи знакомых с малолетства окрестностей часто будут появляться в стихах Николая Степановича. Вот одна из его поэтических картин наступления светлого утра на родной земле...
 
Добежал до запада и в прорубь
Златорунный падает баран.
А вверху печальный белый голубь
Бороздит лазурный океан.
 
Лес в тиши широко ставит мрежи,
Уловляя розовую пыль.
И река губами побережий
Стелет вдаль таинственную быль.
 
За рекой, чем дальше, тем раздольней
Луговая ширь. Ни бугорка.
Лишь село белёсой колокольней,
Как перстом, считает облака .
 
Село над Окой – колыбель поэта. Здесь корни его лирики, образной и непод-дельно искренней. Между тем утро жизни не сулило отрады…
Отец поэта, Степан Максимович, потомственный землепашец, занимался также извозом: скудное хозяйство не давало возможности кормиться только землёй. В 1896 году во время очередной перевозки грузов из дуденевского затона С.М. Власов сильно простыл и, проболев короткое время, умер. После него осталась небольшая, но хорошо подобранная библиотека русских классиков: самостоятельно выучившись грамоте, Степан Максимович любил читать, что впоследствии передалось и сыну. Через год Николай пошёл в школу. Так решила мать, Таисия Анфимовна, несмотря на бедность, тем более на руках у неё кроме сына остались ещё и две дочери – Анна и Александра. Сама Т.А. Власова (урождённая Дряхлова), «до глубокой старости хлеборобка», прожила неграмотной.
В конце XIX века небольшое село Дуденево могло похвастаться двумя начальными школами. Они появились благодаря состязанию в филантропии местных купцов Захарова и Власова. В школе богатого однофамильца и учился Николай. Уже во втором классе он всерьёз увлёкся литературой. Заметив это, учитель, Александр Александрович Рюриков, стал руководить чтением мальчика, специально подбирая для него книги.
После окончания школы нужда заставила Николая Власова определяться на работу. В 1901 году вместе с земляками из родного села он уехал на заработки в Астрахань, где поступил на рыбный промысел нижегородского купца И.С. Гордеева, расположенный на северном побережье Каспийского моря в посёлке Тишкове. Здесь будущий поэт исполнял обязанности писца, помощника кле-евщика, икряника: сначала – за еду и одежду, потом – за сто рублей в год. Когда выпадал редкий досуг – писал стихи, аккуратно занося их в тетрадь. После закрытия промысла около трёх лет был матросом на пароходах и баржах Захарова и Скрепинского, бурлачил.
 
Из книги «Отошедшие».
Это было в 1904 году. Мне в то время исполнилось 16 лет. Я служил матросом на буксирном пароходе, рейсирующем между Астраханью и 12-футовым рейдом .
 
12-футовый рейд – огромный город в Каспийском море с плавучей церковью, канцелярией путевого ведомства, больницей, почтой, лавкой, сотнями пароходов и шхун. Тут же и баржи, которые приходилось буксировать не только морем, но и «чёрной» рекой, перенося каждодневную тяжесть судовых вахт.
 
Из автобиографического рассказа «Новичок».
Ты должен два раза в сутки отстоять шестичасовые вахты, по три часа из каждой уделяя на стояние у намётки; обязан мыть, протирать и красить судно, чистить рупора, поручни, фонари, капитанский самовар, кастрюли и прочее, должен заправлять лампы, делать шпаклёвку, разводить краски, тросить чалки, плесть маты из пакли, ставить самовар и готовить кушанье капитану, варить обед рулевым и своей братии, матросам. В остальные свободные 8 или 10 часов можешь спать, есть, пить и чинить своё бельё и проч.
 
Бледно-зеленоватые летом и свинцовые поздней осенью воды Каспия и вели-кая река, протянувшаяся сквозь огромные пространства с равнинами и взгорьями, городами и сёлами, торговым и рабочим людом... Память об этом прочно сплела поэтическую материю небольшой поэмы «Похвальба Волги». Приведу лишь зачин...
 
Кто же меня не знает,
Гордость русских веков?
Имя моё пленяет
Тысячи тыщ бурлаков!
 
Сколько людей кормилось
Волжским чёрным трудом!
Сколько стонов носилось,
Тяжких стонов кругом!
 
В конце 1905 года Н.С. Власов возвращается в Дуденево отчасти из-за фор-мальностей с воинской повинностью. Единственному сыну вдовы солдатчина не грозила, и, оказавшись на родине, Николай Степанович подрядился в затоне грузчиком. Тогда же в селе образовался кружок политически настроенной молодёжи, сыгравший не последнюю роль в забастовке затонских рабочих.
Акция неповиновения ни к чему не привела: с недовольными справились быстро, а предполагаемых организаторов, среди которых оказался и Н.С. Власов, арестовали. Сначала горбатовская тюрьма, затем Нижегородский тюремный замок, однако доказать участие в организации стачки не удалось, и арестанта через месяц отпускают на волю. Вновь определиться на работу в дуденевском затоне оказалось непросто, и Николай Степанович оседает в селе Богородском.
 
Из книги «Отошедшие».
В 1907 году я жил... на родине, в Нижегородской губернии, и служил приказчиком книжного магазина в большом богатом селе Богородском... мои стихи и мелкие рассказы уже печатались в нижегородских газетах...
... следует сказать, что за год перед этим я сидел в тюрьме за участие в экономической забастовке, имевшей место в Дуденевском затоне на Оке, и полиция в Богородском за мной подслеживала .
 
«Подслеживание» обернулось заочным обвинением в распространении неле-гальной литературы только за то, что Николай Степанович прямо в магазине дал почитать свою поэтическую тетрадку знакомому стихотворцу. Внезапно появившийся урядник отобрал тетрадь, пригласил понятых и составил протокол об изъятии рукописи.
В начале 1908-го Н.С. Власова вновь арестовали именно за хранение нелегальных книг, якобы найденных у него на квартире при обыске. После трёхмесячного заключения в Горбатовской тюрьме Николай Степанович вернулся в Дуденево и стал готовиться к экзамену на звание народного учителя, однако, имея репутацию политически неблагонадёжного, к экзамену допущен не был.
К тому времени литературные опыты Николая Степановича всё чаще появля-лись на страницах губернских изданий. Дебют же начинающего автора состоялся 28 февраля 1907 года, когда нижегородская газета «Народная мысль» опубликовала его стихотворение «Русь».
 
Посмотрю пойду
На поля, леса,
Может быть, найду,
Где царит краса,
Честь-свободушка,
Вольна-волюшка...
Обойду весь свет,
Ища правды той,
И увижу всё
На Руси родной...
 
Ах ты, Русь моя,
Русь ты, старая,
В свете нынешнем
Запоздалая!
Извелась совсем
Правда-матушка
На тебе, Руси...
Засекли нас, Русь,
Запрягли в хомут
Нас помытчики.
Мрём, родная Русь,
Мы от голода,
Нам без дров сидеть
Зиму холодно…
 
Обошёл тебя,
Русь, я всю давно
И нашёл в тебе
Всё одно-одно:
Зло с неправдою
Всюду царствует,
И над бедными
Знатный властвует...
И слезами, Русь,
Залита ты вся,
Людской скорбию
Переполнена...
Не нашёл нигде
На тебе я, Русь,
Правды-матушки...
Ах ты, Русь моя,
Русь ты, старая,
В свете нынешнем
Запоздалая!..
 
В жизни поэта 1908-й означен не только вторым арестом, но и выходом в Нижнем Новгороде первой книжки «Стихотворения крестьянина Николая Власо-ва», отпечатанной в типографии М.Л. Виленского. Один из поэтических опытов в ней, «Нищий», датирован 1901-м годом.
 
Частенько по улице нашей
Проходит оборванный нищий,
Стучит он под окнами палкой
И просит подать ему пищи.
 
Хоть отклик ему и знакомый,
Но... хлеба никто не подаст...
Отходит бедняга голодный...
И так, чуть не каждый ли раз!..
 
Ах, сжалиться, братья, бы надо,
Чужую беду понимать!
Вы видите, – что за отрада
Под окнами палкой стучать...
 
Тогда стихотворцу было всего лишь тринадцать лет.
 
Из авторского предисловия.
Я сын бедного крестьянина, кончивший курс учения только в сельской школе и начавший писать свои стишки и песенки с 9-10 лет. С двенадцати лет я был оторван от родного села, и пять или шесть лет жил на чужбине, то рыбопромысловым служащим, то баржевым и пароходским матросом.
Так-то, живя за тысячи вёрст от родной семьи, в кругу чужих незнакомых (часто грубых и невежественных, попирающих всё святое, высокое и прекрасное) людей, не имея под руками лучших книг, (и не только лучших, но и мало-мальски порядочных) я, тайно от других, писал свои незатейливые стихотворения .
 
Книжный магазин, в котором работал Николай Степанович, принадлежал Василию Павловичу Шеломаеву, известному в Богородском общественному деятелю, много занимавшемуся краеведением: его книги «Богородская волость Павловского уезда Нижегородской губернии» (1926) и «Богородский район. Прошлое и настоящее» (1941) до сих пор интересны читателям. В селе начинающий поэт познакомился также с главой местных молокан, промышленником и крестьянским писателем Фёдором Алексеевичем Желтовым, который послал несколько рассказов и стихотворений Н.С. Власова в московское, организованное Львом Николаевичем Толстым издательство «Посредник» в надежде, что их выпустят отдельной книжкой, однако из «Посредника» пришёл отказ.
В течение пяти лет после литературного дебюта Николай Степанович много печатается. В губернских изданиях публикуются не только его стихи, но и рассказы о жизни рыбаков Каспия, бурлаков и матросов Волги и Оки. Вероятно, прозаические опыты и стали причиной того, что в 1912-м Н.С. Власова-Окского пригласили на постоянную работу в водницкую газету «Судоходец». Двумя годами раньше вышла вторая книжка «Стихотворений крестьянина...» с подзаголовком «Песни народных нужд и горя», подготовленная ещё в 1908-м. Так Николай Степанович оказался в Нижнем Новгороде, где на всю жизнь определилась его профессия журналиста и писателя. Кроме уже названных изданий он печатался также в «Волгаре», «Нижегородском листке», «Каме», «Голосе Волги» и других газетах.
В 1913-м поэту предложили должность неофициального редактора журнала «Вестник». Скорее всего, благодаря помощи учредителей «Вестника» Н.С. Вла-сов-Окский сумел в том же году издать книгу стихов «Родное». Название сборника слишком говорящее... Читая его, понимаешь: всё, вошедшее к тому времени в жизнь поэта, для него – родное: место, где появился на свет, и пути, которыми пришлось скитаться, великие реки и море, самые близкие люди и первые встречные, горести и заботы простонародья и как надежда на лучшее – светлое воскресенье весной...
 
Льются звоны колокольные,
Оживляется земля,
И волнуются раздольные
Озимых хлебов поля.
 
Луговины шелковистые,
И зубчатоверхий лес,
И озёра серебристые
Шелестят-поют: воскрес!
 
Солнце весело и радостно
С неба на землю глядит.
И торжественно и сладостно
Колокольный звон звучит!..
 
Через два года в Нижнем Новгороде открылся вольный университет, созданный по типу знаменитого столичного университета Шанявского. Николай Степанович становится его слушателем, поступив на гуманитарное отделение. Постепенно он собирает книгу судоходных рассказов, но до издания дело не дошло: в октябре 1916-го Н.С. Власова-Окского как ратника второго разряда (нестроевика) призвали-таки на военную службу.
 
Из книги «Отошедшие.
Шли дни и месяцы. Я был мобилизован и отправлен в Тверь .
 
Здесь застали его февральская революция и октябрьский переворот 1917 го-да. Оказавшись вовлечённым в политику, поэт избирался в губернский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, был членом губисполкома, председателем Тверского уездного исполкома и редактором газеты «Вестник тверского губернского исполнительного комитета».
Однако литературная жизнь Твери занимала Николая Степановича не менее политической. Во второй половине 1917-го вокруг сатирического журнала «Тверской свисток» и альманаха «Факелы» сплотилась тесная группа литераторов. Наиболее инициативным среди них оказался именно Н.С. Власов-Окский. Это он, организовав собственное книгоиздательство, выпускал и редактировал альманах и сатирический журнал. Николай Степанович первым публично высказался относительно объединения губернских литераторов. В заметке «Союз пролетарских писателей», напечатанной 24 ноября 1918 года в газете «Известия тверского губисполкома» он заявлял, что в ближайшее время в Твери будет организован профессиональный союз, целью которого станет «объединение пролетарских писателей, защита их духовных и материальных интересов, создание местного пролетарского журнала, устройство лекций, литературных вечеров и бесед, а также помощь начинающим самоучкам вы-биться на торную дорогу» . Через год в Твери при деятельном участии поэта бы-ло создано литературно-художественное общество. Событию предшествовал съезд пролетарских писателей губернии.
 
Из книги «Отошедшие».
...в 1919... Я жил в Твери. Осенью названного года здесь возникла мысль о созыве губернского съезда писателей и устройстве литературного вечера... Спиридона Дмитриевича (Дрожжина). И вот губернский отдел народного образования попросил меня съездить в Низовку, пригласить поэта, подобрать материалы к вечеру...
Через полторы недели Дрожжин сам приехал в Тверь... Он присутствовал на губернском съезде рабоче-крестьянских писателей. Я был фактическим председателем съезда. Дрожжин – почётным. Съезд организовал литературное общество, в правлении коего мы со старым поэтом были в тех же ролях .
 
Первый съезд пролетарских писателей губернии состоялся в Твери 6 – 8 ноября 1919 года. Он оказался немногочисленным – всего 23 делегата. Идея объединения тверских писателей в одну организацию была на первых порах поддержана местной властью. Однако представители власти, а также ряд поэтов выступали сторонниками образования классовой пролетарской литературной организации. Другие участники во главе с Н.С. Власовым-Окским настаивали на создании внеклассового литературного общества по типу Московского Суриковского литературно-музыкального кружка, куда могли бы входить писатели различных эстетических взглядов. Оказавшись в меньшинстве, сторонники жёсткой классовой линии покинули съезд, так что на заседании 8 ноября, когда утверждался устав новой организации, присутствовало всего 14 человек. Оставшиеся участники съезда приняли решение о создании литературного общества писателей под широким определением «из народа», которое сразу же объявило себя вне политики, тем самым невольно заявив о своей оппозиции официальной классовой доктрине большевистской партии. По примеру суриковского кружка общество было названо именем воронежского стихотворца Ивана Саввича Никитина, выбившегося в поэзию из мещанского сословия. Организация просуществовала немногим более шести лет: в начале 1926-го её деятельность оказалась под запретом. Главной причиной закрытия общества явилось, по-видимому, негативное отношение властей ко всем самостоятельно мыслящим писателям.
Первые два года председателем литературно-художественного общества был Николай Степанович Власов-Окский, у которого в Твери вышло десять книг. Среди них – два сборника прозы: «Близкие-далёкие» (1922) и «Серая жизнь» (1922), составленные из рассказов, написанных с 1908 по 1917 годы в Дуденеве, Богородском, Нижнем Новгороде, Твери. Что же касается поэзии, то первые книжки представляли собой поэтические отклики на случившиеся в стране перемены. Так в сборнике «Песни свободы», изданном после февральской революции 1917-го, отразились знамения времени, запечатлённые даже в заголовках стихотворений: «Я люблю свободу», «Рухнули башни», «Призыв», «На смерть борца», «На митинге», «Объединяйтесь». Николай Степанович пытается определить своё место в происходящих событиях. Новое ассоциируется у него с пасхальным днём, где поэт – благовестник-звонарь, подобно древним пророкам, возвещает «торжество святых идей». Его религия – «служенье красоте» во имя просвещения народа. Предчувствие грядущих перемен вылилось в книжку «Красные зори» (1917). Противоречивые настроения между февралем и октябрём стали темой сборника «Песни безвременья» (1917). Большинство стихотворений книжки «Шутка дьявола» посвящены бойне на полях Первой мировой, однако, увидев свет в 1918 году, «Шутка дьявола» явила собой ме-тафору гражданской войны, когда «Под братскими ударами Не брат стал брату: волк!» Переломным оказался концептуальный сборник «Солнечный путь» (1919), состоящий из трёх частей: «Я», «Природа», «Устремления». Основная идея здесь как на ладони: утверждаясь в обновлённом мире и ставя перед собой цели, человек, тем более поэт, должен прислушиваться к природе, никогда не нарушая связи с ней. Связь эта хорошо прослеживается в поэтической книжке «Тишина» (1921), где собраны стихотворения, написанные Н.С. Власовым-Окским в 1916 – 1921 годах. Все они – о природе. Тишина – её извечное глубинное состояние, ощущая которое «хочется и плакать, и молиться». В благоговении перед тайнами Природы, бездонными и непостижимыми, – настроение сборника...
 
В полночный час мир веет тайной.
Поля, луга и тёмный бор
Ведут в тиши необычайный
Певучий вещий разговор.
 
Звучат таинственные речи
В густой холодной темноте.
И чьи-то очи, словно свечи,
Горят внизу и в высоте.
 
Какой-то дух во тьме незримый,
В тиши неслышный здесь царит;
Как страж природы нелюдимой
За нами зорко он следит.
 
Его присутствие повсюду
Мы ощущаем каждый час.
И то влечёт он властно к чуду,
То навевает жуть на нас .
 
Экспериментаторской можно назвать книжку «Рубиновое завтра» (1920), положительно отмеченную Валерием Брюсовым в литературно-критическом обзоре «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии» («Печать и революция», 1922, № 7). Вероятно, бывшему мэтру символизма показалась интересной попытка автора объединить густое фольклорное многоцветие с новыми революционными ритмами. Опираясь на устное народное творчество с его «червонными перьями Жар-Птицы», «древним мраком», «багряной опояской», «крутым Холмом», используя просторечные слова: «земь», «хмурь», «темь», «неуклонь», – поэт в то же время насыщает стихи типичными для революционных романтиков словосочетаниями: «чарующие дали», «радужные зори», «немеркнущее солнце», «расцвет жизни», «ликующие гулы», «светлая красота»... Более того, он буквально играет собственными оригинальными образами, необычными эпитетами и лексикой: «огневое цветенье», «яркокрылые зори», «рубинные возгласы», «ясноликий луч», «океанность», «овеснённый люд»... В яркой цветовой гамме преобладает красный цвет, причём не только явно, но и подразумеваясь, когда Николай Степанович пишет о цветущих маках или зорях. Символично название сборника. Рубин – камень огня и любви, правда, любви чувственной, плотской. Последнее переосмысливается автором: «рубиновое завтра» для него – новое, вышедшее из очистительного огня бытие, осенённое любовью к ближнему в её христианском понимании, мир «всебратской солнечной Свободы».
 
Царила в Подлунной суровая Тьма,
Рождая кругом суеверья.
И вот посветлело. С крутого Холма
Летят вниз червонные перья,
 
Червонные перья Жар-Птицы. Она
Зажгла яркокрылые Зори.
И там, где царила вчера Тишина,
Бурлит неуёмное Море.
 
Повсюду зарделся рубинами Мак.
Кругом огневое цветенье –
Грядущего светлого времени знак,
Рубинные возгласы. Пенье .
 
Этот сборник был дорог Николаю Степановичу, вероятно, как память о вдохновенной мечте, в явь которой так верилось. На экземпляре, подаренном 23 января 1924 года земляку, поэту и прозаику И.С. Рукавишникову, он написал: «Дорогому Ивану Сергеевичу Рукавишникову на память о наших встречах в Москве – мою маленькую, но самую любимую мною, книжицу». И все-таки Н.С. Власов-Окский не мог не чувствовать, что «небывало алый день», «бурнопламенные Зори», «огненные гривы красного шквала» отдают декорацией, потому как народная мудрость и плакатная установка – вещи взаимоисключающие. Отсюда вполне закономерно его возвращение от «мировой Луговины» к «напольной Руси».
В Твери Н.С. Власова-Окского не забывают. Так, в седьмом выпуске Тверского литературного альманаха за 2008 год, посвященного 160-летию Спиридона Дрожжина, можно найти поэтическую подборку Николая Степановича. Годом раньше городская газета «Караван + Я» (№ 4) опубликовала отрывок из «Отошедших», посетовав на малодоступность издания. Кроме того, ещё в 2002 году Тверское книжно-журнальное издательство выпустило книгу учёных-филологов И.Гончаровой и В.Редькина «Ревнители традиций», где впервые рассматривается историко-литературный процесс в Тверской губернии с 1917 по 1932 годы в связи с деятельностью литературно-художественного общества имени Ивана Никитина. Среди поэтов, чьё творчество анализируют авторы, – Николай Степанович Власов-Окский.
 
Из книги «Отошедшие».
Из Твери я переехал в 1922 году в Н. –Новгород... Но... в конце 1923... пере-брался в Москву…
 
На родину поэт вернулся с женой Марией Сергеевной Власовой (урождённой Зайцевой) и дочками Галиной и Евгенией. Некоторое время он возглавлял литературно-художественный отдел многотиражки волжского речного бассейна «Бурлак-коммунист». Затем последовало приглашение в недавно созданную столичную газету речников «На вахте», и в ноябре 1923 года Николай Степанович вместе с семьёй переехал в Москву. Он поселился на Пятницкой в доме № 47, где и прожил до конца своих дней, работая в различных изданиях, среди которых были и детские. В конце двадцатых сотрудничал с «Мурзилкой», написал книжку для «Библиотеки...» этого замечательного журнала, которая вышла в 1930 году стотысячным тиражом и буквально в один месяц разошлась без остатка. Его детские произведения удиви-тельно непосредственны. Например, стихотворение «Корабли» буквально излучает доброту, тепло и весенний свет.
 
Вешний день, – тепло и тишь.
Дали засинели.
Зазвенели бойко с крыш
Первые капели.
Вот с пригорков потекли
Ручеёчки в долы.
Дети строят корабли
С гомоном весёлым.
И несётся лёгкий флот
Бойко по теченью.
На пути водоворот.
– Ай-ай-ай! Крушенье!..
Мама целый час зовёт
Мальчика к обеду.
– Ладно, мама, – только вот
Море перееду...
 
В Москве судьба свела Н.С. Власова-Окского со многими замечательными авторами: В. Гиляровским, А. Новиковым-Прибоем, К. Фединым, С. Городецким, К. Паустовским, С. Есениным... Последнему Николай Степанович был представлен ещё в 1920 году, когда приезжал в столицу на Первый Всероссийский съезд пролетарских писателей.
 
Из книги «Отошедшие».
С Есениным я был знаком пять лет. Познакомил меня с ним давний приятель его, тверской поэт, живший раньше в Москве, Н.П. Рогожин. Первая встреча состоялась в книжном магазине имажинистов на Никитской. По переезде моём в Москву мы встречались с Сергеем Александровичем в Доме Герцена, в ОГИЗе и на литературных вечерах. Особенно часты и продолжительны наши встречи были в 1924 году .
 
Именно тогда Власов-Окский вместе с Есениным побывали в Твери. На эту поездку их несколько месяцев подбивал Александр Ширяевец, крестьянский поэт, волжанин. Ему очень хотелось увидеть верховья великой реки, а заодно и познакомиться с поэтами из Никитинского общества. Желание оказалось для него несбыточным: Ширяевец внезапно умер от менингита. После похорон Есенин предложил Власову-Окскому во исполнение мечты отошедшего поэта съездить-таки в Тверь и провести там вечер его памяти.
 
Из книги «Отошедшие».
Я написал никитинцам... Они немедленно отозвались на наше предложе-ние, и через несколько дней я, Есенин, Клычков и Орешин поехали в Тверь .
 
Вечер состоялся 9 июня 1924 года в здании Центрального рабочего клуба. Приехавшие из Москвы поделились воспоминаниями об ушедшем «волжском баяне», после чего вместе с тверскими поэтами читали свои стихи. Выступление Сергея Есенина, конечно же, произвело самое большое впечатление.
 
Хронологическая канва жизни и творчества Сергея Александровича Есенина.
1924
Июнь...
–– 9. Выезжает вместе с С.А. Клычковым, П.В. Орешиным, Н.С. Власовым-Окским в Тверь и принимает участие в литературном вечере, посвящённом памяти А.В. Ширяевца .
 
Сохранилась афиша вечера, на котором выступающие поэты перечислены в алфавитном порядке, благодаря чему фамилия Николая Степановича в этом списке заняла первую строчку.
Гибель Есенина буквально оглушила близких ему по духу людей. Последнее прощание казалось невыносимым…
 
Из книги «Отошедшие».
Ваганьковское кладбище. Громадная толпа провожающих. Выкрики уча-щейся молодежи над закапываемой могилой:
– Прощай, Серёжа!
Хотелось бежать и не слышать этого. Утрата была слишком велика .
 
Последовали многочисленные поэтические отклики. Среди них – и стихотворение Н.С. Власова-Окского «Над свежей могилой», датированное 6-м января 1926 года, десятым днём после трагедии.
 
Как случаен и как он недолог –
Нашей жизни взывчивый путь!
Вздремнул ты, а вьюга свой полог
На твою настилает грудь.
 
Сколько было меж нами юных,
Полных веры! Где же они?
Звучать не будут их струны,
Призывать золотые дни.
 
Вот давно ли был с нами кудрявый,
Синеглазый сельский поэт!
Луга, поляны, дубравы,
Он был ваш. И его уже нет.
 
Вьюга злая свинцовый свой полог
Наложила ему на грудь.
Как странен и как недолог
Нашей жизни туманный путь .
 
В столице Николай Степанович присоединился к литературной группе «Неоклассики». Его избрали председателем Всероссийского союза поэтов. Здесь у Власова-Окского вышло девять книг. Наиболее значимые – поэтические сборники «Синева» (1924) и «Цветной шатёр» (1927), наполненные добрым светом малой родины, куда поэт уходил «от городских гробов бродяжить», как мысленно, так и взаправду, стараясь при первой возможности выбраться в родное село, где всё привычное кажется необыкновенным и чудесным.
 
Май будоражит мне кровь.
Грезятся рощи и пажить.
Кину постылый свой кров,
В поле пущусь я бродяжить.
 
– Здравствуй, напольная Русь!
Ныне ты прежняя ль, та ли?
Ропот ли гулкий иль грусть
Вьюги тебе нашептали? –
 
В поле стоит тишина.
Рощи примолкли сторожко.
И из-за тучек луна
Смотрит лукавою кошкой .
 
Впоследствии по инициативе поэта и при помощи Союза советских писателей был создан Кабинет рабочих – авторов технической литературы, который пользовался большой популярностью. Власов-Окский заведовал Кабинетом и читал лекции будущим авторам, выезжая на заводы.
Казалось бы – жизнь сложилась, и всё удалось. Однако в начале тридцатых годов Николай Степанович перестаёт печататься в периодике, книги его больше не издаются. А ведь в 1927-м был подготовлен к печати первый том стихотворений поэта, но в свет он так и не вышел. После сборника «Цветной шатёр» и поэмы «Ветлужанка», напечатанной отдельной книжкой в том же году, у Н.С. Власова-Окского оказались изданными лишь четыре книжечки объёмом от двенадцати до двадцати четырёх страниц: «Работнички» (Стихи для детей, 1928), «Песни» (1928. «Дешёвая библиотечка»), «Агроном» (Рассказ, 1930. «Дешёвая библиотечка»), "Волки" (Рассказ, 1930. «Библиотека «Мурзилки»).
Конечно, стихи Николая Степановича в большинстве своём не отвечали жёстким требованиям советской идеологии того времени. В его миросозерцании природа – храм, где Вседержитель не отрицает язычества, освящая патриархальный крестьянский уклад российской глубинки.
 
Яга – суровая гроза
Взмахнула длинною клюкою.
В чугунный стукнула заслон.
Сначала брызнула слеза,
Потом ручьи, а там – рекою
Через разорванный затон.
 
Вдруг искривлённая вожжа
Метнулась в дали и погасла
Над мутной дымкою полей.
И поредела сеть дождя.
Из-за разорванного прясла
Встаёт царевич Светолей .
 
Власов-Окский, как и Николай Клюев, не хотел «коммуны без лежанки». Революционные перемены связывались в его сознании с исчезновением социального неравенства и рабского труда. Крестьянский же уклад в своих основах оставался для поэта незыблемым. Но уклад рушился на глазах, а массовая коллективизация, свидетелем которой стал Николай Степанович, закрепила на селе новое рабство. Вряд ли подобные перемены могли стать темой для творчества, воспевать же старь становилось далеко не безопасно. Власть не оставляла в покое даже усопших. Так на С.А. Есенина ещё при жизни был навешен ярлык поэта «мелкобуржуазного» и «подкулачного», а после его гибели возникло уничижительное понятие «есенинщина» как явление «вредное, заслуживающее настоящего бичевания» , которое обозначил член Политбюро ЦК ВКП(б) Николай Иванович Бухарин. В своей статье «Злые заметки», опубликованной 12 января 1927 года на страницах газеты «Правда», он писал: «… есенинщина – это отвратительная, напудренная и нагло раскрашенная рос-сийская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами и оттого ещё более гнусная. Причудливая смесь из «кобелей», икон, «сисястых баб», «жарких свечей», берёзок, луны, сук, господа бога, некрофилии, обильных пьяных слёз и «трагической» пьяной икоты; религии и хулиганства, «любви» к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к женщине, бессильных потуг на «широкий размах» (в очень узких четырёх стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до «принципиальной» высоты, и т. д.: всё это под колпаком юродствующего quasi-народного национализма, – вот что такое есенинщина» . Вывод был поистине убийственным: «… по есенинщине надо дать хорошенький залп» .
Статья Н.И. Бухарина вскоре вышла отдельной брошюрой и в последующие четыре года ещё трижды переиздавалась. Слова одного из ведущих политических идеологов страны послужили руководством к действию на несколько десятилетий вперёд: залп действительно оказался «хорошеньким». Так, после четырёхтомного собрания сочинений С.А. Есенина, изданного в 1927-28 годах, следующее, двухтомное, вышло лишь через двадцать семь лет, в 1955-м. В этот период, правда, семь раз выпускались книжки «Избранного» Есенина: тираж их был ограничен, а содержание тенденциозно и одинаково. Ещё хуже пришлось поэтам из есенинского окружения: постепенно их перестали издавать и печатать.
В «зоне поражения» бухаринского залпа оказался и Н.С. Власов-Окский. Он лично знал Сергея Есенина, водил дружбу с группировавшимися вокруг него не-окрестьянскими стихотворцами, внёс свою лепту в литературу, посвящённую памяти погибшего поэта, которую Бухарин огульно заклеймил как «дряблую и покойницкую» . Кроме того, в своих стихах Власов-Окский порой поэтически перекликался с Сергеем Александровичем, становясь в оппозицию новой реальности. К примеру, образ жеребёнка-месяца встречается у обоих поэтов. Правда, в мировосприятии дореволюционного Есенина «Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани» , сам запрягался, дабы свободно, легко, весело, беззаботно, прокатить ездока по заповедным угодьям, где человек ощущает духовное родство с природой. В постреволюционном пространстве Власова-Окского жеребёнок-месяц насильно запряжён в хомут обезличенным хозяином новой жизни. Так подспудно возникает у Николая Степановича тема несвободы, связанности, пут, сковывающих и душу человека, и саму природу.
 
Томность средь перелесиц
После немолчных смут.
Кто-то впрягает месяц
В чёрный большой хомут.
Бьётся как жеребёнок
Месяц в своём ярме.
Чей-то беззвучно звонок
Слышится вздох во тьме .
 
«Месяц в хомуте» – не только название процитированного стихотворения, но и поэтического сборника, подготовленного к печати в 1922 году. Книжку так и не издали. Её пробный экземпляр хранится в Государственном архиве Тверской области. Несколько произведений из «Месяца...» автор впоследствии перенёс в сборник «Синева», другие – так и остались неопубликованными. Текст заглавного стихотворения впервые воспроизведён И. Гончаровой и В. Редькиным в монографии «Ревнители традиций».
Стоит заметить, что к событиям 1917 года и Есенин и Власов-Окский от-неслись с восторгом. Революционный период творчества обоих поэтов связан в первую очередь с утверждением самодостаточности, вылившимся в богоборчество. «Тело, Христово тело, Выплёвываю изо рта…» , – самонадеянно заявлял Есенин в 1918-м. «Я люблю того, кто может Ненавидеть нищих духом.., – возглашал чуть раньше Власов-Окский, прибавляя, – Тот со мной, кто отрицает О терпении ученье» . Однако и тот и другой, почувствовав, каким разрушительным силам, разворотившим быт и посеявшим смуту, они пытались служить своей лирой, вернулись к истокам. Вот только путь этот рязанскому поэту дался куда трудней, нежели стихотворцу с Нижегородчины.
В 1924 году С.А. Есенин пишет маленькую поэму «Возвращение на родину», а Н.С. Власов-Окский в свою очередь стихотворение «На родину». Названия схожи, но как разнится их настроение. У Сергея Александровича – боль из-за утраченного на селе, у Николая Степановича – тихая радость от того, что не вся еще старь ушла из русской глубинки. В есенинской поэме первый план занимают «колокольня без креста», молящийся осинам дед, кладбищенские «подгнившие кресты», которые «Как будто в рукопашной мертвецы Застыли с распростёртыми руками» . Иное у Власова-Окского, признающегося в любви «к раздольным нивам, И бархатным лугам, и скиниям лесов, К селу и мужикам, извечно терпеливым,.. к убогой старой хате, Где… увидел свет и незаметно рос…» . Каждый из поэтов приезжает к своей матери. Но если Есенину от этой встречи хочется разрыдаться, то Власову-Окскому, судя по тому, как торопит он приближающий к родному дому паровоз, – улыбнуться; может, и грустно, но тепло. Стихотворение «На родину» – лейтмотив поэтического сборника «Цветной шатёр», подпадающего по слову Н.И. Бухарина под «обожествление отсталых форм общественной жизни вообще» . Очевидно, что Николаю Степановичу было отнюдь не чуждо заявление С.А. Есенина: «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам» . Душу, как телесную единицу, за-носившуюся некогда в ревизские сказки. Лирой же помыкать невозможно, ведь она – дар свыше, потому и тяготеет к природе с её исконной, от Бога, гармонией и красотой. Всех, кто постиг эту истину, автор «Злых заметок», не колеблясь, записал в «блаженненькие «нищие духом», Христа ради юродивые» и вынес вердикт: «… подальше от них» .
Был у Н.С. Власова-Окского и ещё один «грех»: он остался верен литературно-художественному обществу им. И.С. Никитина даже в непростое для организации время, когда представители Тверской ассоциации пролетарских писателей, созданной на рубеже 1923-24 годов, развернули против никитинцев настоящую травлю. Не щадили и первого председателя общества. Так в «Тверской правде» от 1 октября 1924-го появилась заметка некоего Гамена «Безнадёжные». В ней утверждалось, что поэзия никитинцев не должна быть известна широкому читателю, так как по идеологическим соображениям их стихи перестали печатать в тверской периодике: «Не стоило бы, конечно, писать об очередном «выступлении» никитинцев, если бы не одно обстоятельство. В «Известиях ЦИК СССР и ВЦИК» я случайно наткнулся на одну фамилию – Власов-Окский, – бывшего главу никитинцев, их «вождя». О чём же пишет «вождь»? – О никитинцах! В отделе библиографии гр. Окский расхваливает своих друзей на все лады в надежде, что эти друзья не забудут и его. Последнее сомнительно, ибо «Тверская правда» никитинские стихи не печатает, да и отзывы о них тоже...» . В дальнейшем с идеологической точки зрения никитинское обще-ство рассматривалось не иначе как эсеровское. В справке-ориентировке из су-дебно-следственного дела, заведённого в 1951 году на бывшего никитинца Е.Е. Шарова, говорится: «Рассматривая литературное творчество общества им. поэта Никитина с политической точки зрения, следует отметить, что оно было чуждо пролетарской идеологии и отражало настроения кулацкой части деревни. Это подтверждается связями данного общества с Суриковским кружком в Москве, в котором преобладали в то время антисоветски настроенные «литераторы» Клюев и др... Можно предположить, что в рассматриваемый период обострённой классовой борьбы оно было прикрытием для антисоветской работы» .
Неудивительно, что произведения Н.С. Власова-Окского перестали печатать. Всё, что ему оставалось – литературная подёнщина. О положении Николая Степановича во второй половине 30-х прошлого века красноречиво свидетельствуют строчки из его письма известному в то время литератору Павлу Яковлевичу Заволокину от 14 января 1940 года: «Живу без больших перемен. Обслуживаю рабочих авторов, пишущих технические книжки. Вот уже 6 лет на сем поприще. Сам не печатаюсь: лирические стихи не в почёте, особенно о приро-де» .
Во время Великой Отечественной войны чувство единения перед лицом врага, казалось, примирило существующий политический режим с такими, как Власов-Окский. В 1943 году Николай Степанович был принят в Союз писателей СССР, однако издательства, газеты и журналы остались закрытыми для его произведений. В 1944-м Н.С. Власов-Окский попытался опубликовать сокращенный вариант литературных воспоминаний «Отошедшие», для чего пожертвовал не только пятью очерками, но и оригинальным заголовком: книга стала называться «Писатели Поволжья». Однако рукопись к печати не приняли.
В последние годы у поэта серьёзно болело сердце: сказывалась тяжёлая трудовая юность и полуголодная жизнь во время войны, окончательно подорвавшая здоровье.
8 ноября 1947 года сердце остановилось...
 
Даль покрылась синей дымкой.
Запад – нежно-ал.
Кто-то в поле невидимкой
Пробежал.
 
Озимые недожинки
Кое-где – как пни.
Серебристые снежинки –
Как огни.
 
Лес, покрывшийся парчою,
Дремлет в тишине.
Кто-то вышел со свечою
В вышине .
 
Николай Степанович Власов-Окский похоронен в Москве на Даниловском кладбище...
Память о поэте потихоньку уходит в небытие... Окликнуть бы...
 
1. Адрианов Ю.А. Хождение за равнинные реки. – Горький:Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. С. 60-61.
2. Власов-Окский Н.С. Отошедшие. Литературные воспоминания. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. С. 6.
3. Власов-Окский Н. Синева. – Москва: Неоклассики, 1924. С. 38.
4. Там же. С. 12.
5. Власов-Окский Н. Новичок. В кн.: Власов-Окский Н. Близкие-далёкие. – Тверь: Первопуток, 1922. С. 36.
6. Власов-Окский Н. Синева. – Москва: Неоклассики, 1924. С. 21.
7. Власов-Окский Н.С. Отошедшие. Литературные воспоминания. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. С. 15-16.
8. Народная мысль, 1907, № 3. С. 3.
9. Стихотворения крестьянина Николая Власова. 1901 – 08. – Н.-Новгород: типография М.Л. Виленского, 1908. С. 5-6.
10. Стихотворения крестьянина Николая Власова. 1901 – 08. – Н.-Новгород: типография М.Л. Виленского, 1908. С. 3.
11. Власов-Окский Н.С. Родное. Стихотворения. – Н.-Новгород: типография М.Л. Виленского, 1913. С. 8.
12. Власов-Окский Н.С.Отошедшие. Литературные воспоминания. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. С. 36.
13. Цитируется по монографии И.А. Гончаровой и В.А. Редькина «Ревнители традиций: Очерк о Тверском литературно-художественном обществе имени Ивана Савича Никитина». – Тверское областное книжно-журнальное издательство, 2002. С.55.
14. Власов-Окский Н.С. Отошедшие. Литературные воспоминания. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. С. 44, 52.
15. Власов-Окский Н. Тишина. Стихи. – Тверь: Госиздат, 1921. С.18.
16. Власов-Окский Н. Рубиновое завтра. Стихи. – Тверь: «Коллектив», 1920, С. 13.
17. Власов-Окский Н.С. Отошедшие. Литературные воспоминания. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. С. 55.
18. Мурзилка. – Москва, 1930, №4. С. 17.
19. Власов-Окский Н.С. Отошедшие. Литературные воспоминания. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. С.66.
20. Там же. С. 67.
21. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 7. Книга третья. – М.: «Наука», 2002. С. 339.
22. Власов-Окский Н.С. Отошедшие. Литературные воспоминания. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. С. 70-71.
23. Власов-Окский Н. Цветной шатёр. Стихи. – М.: Изд. Всеросс. Союза Поэтов, 1927. С. 47.
24. Там же. С. 53.
25. Власов-Окский Н. Синева. Стихи. – М.: «Неоклассики», 1924. С. 32.
26. Бухарин Н. Злые заметки. – Вопросы литературы. – Москва, 1988, №8. С. 222.
27. Там же. С. 222- 223.
28. Там же. С. 224.
29. Бухарин Н. Злые заметки. – Вопросы литературы. – Москва, 1988, №8. С. 224.
30. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 1. – М.:»Наука», 1995. С. 122.
31. Цитируется по монографии И.А. Гончаровой и В.А. Редькина «Ревнители традиций: Очерк о Тверском литературно-художественном обществе имени Ивана Савича Никитина». – Тверское областное книжно-журнальное издательство, 2002. С. 90.
32. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 2. – М.: «Наука», 1997. С. 61.
33. Власов-Окский Н. Красные зори. Стихи. – Тверь: Книгоиздательство Н.С. Власова, 1917. С. 10.
34. См.: Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 2. – М.: «Наука», 1997. С. 89-90.
35. Власов-Окский Н. Цветной шатёр. Стихи. – М.: Изд. Всеросс. Союза Поэтов, 1927. С. 11.
36. Бухарин Н. Злые заметки. – Вопросы литературы. – Москва, 1988, №8. С. 223.
37. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 2. – М.: «Наука», 1997. С. 97.
38. См.: Бухарин Н. Злые заметки, – Вопросы литературы. – Москва, 1988, №8. С. 227.
39. Цитируется по монографии И.А. Гончаровой и В.А. Редькина «Ревнители традиций: Очерк о Тверском литературно-художественном обществе имени Ивана Савича Никитина». – Тверское областное книжно-журнальное издательство, 2002. С. 156.
40. Цитируется по монографии И.А. Гончаровой и В.А. Редькина «Ревнители традиций: Очерк о Тверском литературно-художественном обществе имени Ивана Савича Никитина». – Тверское областное книжно-журнальное издательство, 2002. С. 71.
41. ОР РНБ. Ф. 290. Ед. хр. 81.
42. Власов-Окский Н. Синева. Стихи. – М.: «Неоклассики», 1924. С. 9.
Дата публикации: 30.07.2014 00:50
Предыдущее: Он сеял свет... (Федор Алексеевич Желтов)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта