(тезисы расширенного доклада) ______________ О, сколько нам открытий чудных ______________ Готовят просвещенья дух ______________ И опыт... ______________ (Александр П., «О...») Классик советовал «поверить алгеброй гармонию» [1]. Направление верное. Но «поверить» не только школьной алгеброй a + b, но и высшей алгеброй. А если потребуется, то следует, не стесняясь, применять аппараты интегрального и вариационного исчислений. Не должна быть забыта и геометрия — например, для исследования фигурных стихов и прочих изгибов поэтической мысли. Понятие «метризованный стих» [2] в поэзии [3] используется давно. Однако формальное определение его явно хромает, причем на обе стопы. В математике же давно уже строго введены понятия «норма» и «метрика» [4]. Человечество всегда привлекали рекорды [5]. И поэзия не должна лежать на обочине мировых интересов. В данной работе предпринята попытка (возможно, новаторская) соединить, образно говоря, трепетную лань поэзии и ученого осла ее критики. Далее вводятся: определение «губки» и понятие «поэтическая норма»; рассматривается группа «поэтических метрик» и приводятся модельные (стало быть, не подлежащие критике!) примеры и рекордные заявки. Определение. Если в любой строке стихотворения каждое слово начинается с одной и той же буквы и, кроме того, первые буквы каждой строки не повторяются, то такое свойство стихотворения назовем «губки» (с намеком на фамилию автора статьи). Теперь введем каноническую поэтическую норму «N-N-N» (N букв в слове, N слов в строке, N строк в строфе). Отметим, что N может принимать любое значение из множества натуральных чисел. Для простоты, будем полагать, что поэтическая метрика есть конкретизация поэтической нормы. Пример 1. Кратчайшее остроэмоциональное стихотворение в метрике 1-1-1. О!!! Пример 2. Еще одно недлинное стихотворение в той же метрике с пониженным накалом страстей. Э... Пример 3. Кратчайшее стихотворение-раздумье с неканонической нормой «N-M-N» в метрике 1-2-1. А?.. О!! Пример 4. Эротическое стихотворение «Ах, ох» в метрике 2-2-2 (без губок). Да, ты! Ну!!! Эх... Уж он — «Не то». Пример 5. Белый стих «Кроха сын к отцу пришел» (каноническое название «Да, уж...») в метрике 2-2-2 (с губками). — Па, «пи»... — Не ню? — Ба! Бу... — Ух, ум!! Пример 6. Стих неопределенного цвета, но с четкой гражданской позицией «Про наш мир» в метрике 3-3-3 (без губок). Кит без ног — Нёс его дог. Мал тот вес. «Мэр наш — вор!» «Вот оно что!..» «Мни ему бок!!» Пир без чаш. Шел три дня. Так жил хан. Пример 7. Лирическое стихотворение «Вот так сон» в метрике 3-3-3 (без губок). Лев пас коз, Кит нёс воз, Кот пил сок. Сом пел хит, Лис мёл дым. Бес был тих. Все три дня Сам пью чай. Вот так сон! Пример 8. Чуть усложненный акростих-диптих «Где жил кот?» в метрике 3-3-3 (с губками). Где гор газ? _______ Гад! Гни год. Дом дул дым! _______ Дуб для дел. Ещё его ест. _______ Еда ест ежа. Жил жох жук. _______ Жив жар жаб. Иду или ищу? _______ Иго игр ищу. Лыс лоб люб. _______ Люк лил лак. Кит как куб. _______ Кем? Как? Кто? Оба ока осы. _______ Оси обе — ого! Тыл тёр тор. _______ Там тёк ток. Пример 9. Требующий от читателя нешуточного интеллектуального усилия акростих «Ритм Букв Джаз Эпох» в метрике 4-4-4 (с губками). Руки раба — рана реки. Ирод икры ищет игру: Тело тащи, тают тюки. Мало! МолИ, муза, муру. Бурю бужу. Боли беда: Умер укол — убыл умнО. Кара коня. Кожу куда? Выше! Вода — веры вино. Деве дари дачи дубы. Живо жуёт жилу жюри. Алеф арго — арфа арбы. Зэки! Зеро — зона зари. Эпос эпох? Этот этюд. Пара пути — путы пяты. Опус орёт: одой обут. Хило! Хотя... Хора хиты. Докладчик надеется, что после этого, без ложной скромности, научного прорыва теория и практика поэзии побегут вдаль семимильными шагами, причем в одном направлении. |