Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Ольга Валенская
Объем: 7812 [ символов ]
Возрожденная музыка души
Сергей Рахманинов спешил в Петербург на первое исполнение в
столице своего Второго фортепианного концерта до-минор. В вечерних
сумерках под стук вагонных колес в его памяти теснились отрывки
музыкальных фраз, фрагменты оркестрового звучания концерта,
мелодии, которые сплелись с мыслями о прожитой жизни. В
воображении композитора назойливо всплывал все тот же сумрачный
образ, периодично тревожащий его сознание. Ему казалось, что он
едет в санях по скрипучему снегу. Тройка лошадей рысцой бежала в
гору, фыркая и бряцая сбруей. Необъяснимая тревога щемила сердце.
Куда везет меня этот угрюмо-молчаливый мужик в овчинном
тулупе?. Почему-то его не покидало смутное чувство волнения,
неопределенности. Что его ждет там, в дали за пригорком, за темным
еловым лесом и полем, мерцающем снежной белизной?... Хотелось на
мгновение остановиться, оглянуться, подумать. Куда мчит меня тройка
судьбы?..
За своими размышлениями он не заметил, как поезд приблизился к
перрону петербургского вокзала. Для Рахманинова сейчас имело
важное значение, как воспримет петербургская публика его новое
сочинение. В Москве концерт прошел с огромным успехом, зал просто
взорвался от бури оваций.
В Петербурге под огромным циферблатом вокзальных часов
композитора всегда ожидала, по семейной традиции, маленькая
племянница Зоенька Прибыткова со своей няней. Девочка была очень
привязана к своему знаменитому дядюшке, проявляя внимание и
трогательную заботу о нем. Он в шутку называл ее своим
«Секретаришкой». Вот и сейчас по дороге в санях от Зои узнал все
домашние новости, о доме Прибытковых, где он постоянно
останавливался.
Слушая девочку, мысли Рахманинова все же были заняты
предстоящем концертом. Ни шумный успех в Москве, ни хвалебные
отзывы в печати о Втором концерте не смогли до конца убедить
композитора в том, что оковы душевного оцепенения сброшены и
теперь перед ним открылись необозримые, высокие дали его
композиторского дарования.
И снова ему вспомнился доверительный разговор с доктором Далем,
о том, что он совершенно не прав, и не смеет сомневаться в своем
могучем таланте композитора, если в него так страстно верят другие.
Он должен понять, что в жизни музыка для него - это все, без нее он не
сможет ни дышать, ни жить, ни быть счастливым.
Звуки аплодисментов следовали за Рахманиновым, пока он шел к
роялю, высокий, сдержанный. Он усаживается за инструмент и долго
ждет, пока успокоится переполненный зал. Лицо его выражало
замкнутость и непроницаемое спокойствие. Повернув, коротко
стриженую голову, посмотрел в зал и опустил большие сильные руки на
клавиатуру.
И вот медленно качнулся колокол новгородской звонницы, его
сумрачные удары, падая один за другим, отзывались в водах Волхова.
Неудержимый поток воспоминаний, словно могучая полноводная река,
-2-
уносила его. И душа дрогнула, очнувшись от глубокой задумчивости.
Теперь музыка и он были неразделимы: ничего не существовало, ни
зала, ни публики, ни оркестра, ни его самого…
Звучание многочисленных попевок, подголосков, которые
вырастали из ведущей темы концерта, преобразовывались в различные
музыкальные образы – воспоминания.
Вот и сейчас в звучащей льющийся мелодии, перед его
внутреннем взором всплывают впечатления детских лет: старый
онежский дом, где напротив колодца стояла вековая ель, грустно
покачивая, развесистыми ветвями, и лесная даль, и тихая озерная вода,
обрамленная кустами ивняка, и цветущие ковры льна на полях, и
березовые рощи, и холодные воды Волхова. Эти голубые дали, родного
новгородского края так любимы ним.
Утекло много воды, пока Сергей понял, что и в музыке и в жизни
радость и печаль неразлучны.
Дрогнуло сердце... Милый, старый рахманиновский дом разорен,
Онег продан с торгов! Вспомнились печальные, заплаканные глаза
матери и наигранно – спокойное лицо отца при сборах и отъезде в
холодный, далекий Петербург.
Болью в душе мальчика отозвались звуки упавшей со стоном и
треском на землю спилиной старой ели. В отчаянье он выскочил из
коляски, и, не разбирая дороги, побежал к его любимому дереву.
Это была первая утрата в жизни, а за ней как фатум, как знак
неотвратимости, последовал - развод родителей.
Сережу охватила невыразимая тоска, и нигде от нее он не мог
найти спасения.… А как же он? Что будет с ним дальше? Как теперь
жить, где и с кем? Он не мог и не хотел выбирать между матерью и
отцом. Расходятся! Какое жуткое слово! Они ему дороги и нужны оба…
Была перевернута еще одна страница его жизни.
Ему виделись родные просторы Ивановки с буйным цветением
сирени, необъятной степью и лугами, высоким небом, лесом и рекой.
Он благодарен этим местам за тишину и вдохновение, за нежную
память о Верочке Скалон…
Мелодия широкого дыхания, подобно весеннему половодью
чувств наполнялась, лилась и ширилась, отзываясь в его сердце
подголосками: светлыми, радостно-ликующими, трепетно-
взволнованными…. И весь этот возвышенный поэтический мир
постепенно сменяется другими отзвуками трагической
действительности его жизни.
Как хочется все забыть, но всплывает картина холодного
весеннего вечера, с крупными хлопьями пролетающего мокрого снега.
К подъезду филармонии подъезжают вереницы карет и саней. Зал
заполнен цветом петербуржской публики.
Невозможно вычеркнуть из жизни исполнение Первой симфонии,
на которую он возлагал такие надежды! Ему казалось, что он вложил в
нее все свои мысли, стремления, чувства и часть своей души.
-3-
Когда Глазунов взмахнул дирижерской палочкой и зал заполонила
вдруг не внятная, в замедленном темпе, терзающая слух какофония
оркестрового звучания, Сергей пожалел, что сам не стал за
дирижерский пульт…
Очевидно, поэтому новизну симфонии не восприняли, не поняли
искренности выраженных в ней чувств.
Сергей осознавал – это провал симфонии!..
Теперь для него наступили мучительные, гнетущие дни глубокого
одиночества. Он чувствовал себя призраком, блуждающим в чуждом
ему мире.
Среди гущи мелкой обыденности, он искал «великое томление,
ищущее выхода». Внутренняя музыка, которую он ощущал и слышал в
себе, больше не отзывалась внутри него - молчала.
Что это, душевная глухота? Эта мысль невыносима, преследовала и
мучила его. Разве мало горестей на его пути, почему печаль не
обходит его стороной?
Высокое, нежное счастье вместе с грезами о белокурой Верочки
Скалон прошло мимо него. Это несправедливо.…
В напряженном звучании мелодии слышится мятежный пафос,
неудовлетворенность, протест против того зловещего и непонятного,
томящего и довлеющего над судьбой. Но именно в эти горькие годы,
как не странно, он чувствовал первые ростки зарождения замысла
Второго фортепианного концерта. Это было преодоление себя.
В финале концерта последние аккорды прозвучали
торжественным гимном жизни.
Зал ликовал. Рахманинов встал, сдержанно поклонился, на его
лице не дрогнул ни один мускул. Только ему одному было известно, что
сейчас прозвучала правдивая исповедь жизни художника.
 
О. Валенская
08.02.- 21.02.14г.
Дата публикации: 05.07.2014 17:08
Предыдущее: Предчувствие

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта