Олег Александрович ОХАПКИН родился 12 октября 1944 года в только что освобожденном от Блокады Ленинграде. Отец - Александр Васильевич Охапкин, офицер пожарной охраны, родом из Тверской губернии. Рано оставил семью. Мать - Анна Ивановна Соколова, ткачиха. Бабушка - Ольга Григорьевна Соколова, работала в детском саду вместе с Евдокией Ивановной Горшковой, занимавшейся воспитанием Олега (из-за болезни матери) с 12 лет. Е. И. Горшкова была в среде почитателей отца Иоанна Кронштадтского. Религиозное воспитание Олега было в духе свободного религиозного творчества отца Иоанна Кронштадтского (как известно, последнего не очень одобрял К. П. Победоносцев, который любил в Церкви «тихих тружеников»). В юношеские годы вместе со своей воспитательницей он часто посещал монастыри, где было живо старчество. В 1957-1958 пел в хоре Александро-Невской лавры. В 1961 году окончил Архитектурно-художественное ремесленное училище. Затем поступил в музыкальное училище им. Мусоргского (класс вокала). Параллельно работал маляром, осветителем и статистом в Малом оперном театре (1963—1965), певцом в хоре Ленинградского радио и телевидения под управлением Г. Сандлера (1965-66). Однако в 1966 году оставляет музыкальное училище, окончательно решив посвятить себя поэзии. В 1966 - год смерти А. Ахматовой, пришел в литобъединении «Голос юности» к Давиду Яковлевичу Дару. Служение поэзии требовало новой организации жизненного времени. Устраивается рабочим в Эрмитаж на зимнее время (1966-70), а летом - в археологические экспедиции по Средней Азии, Архангельской области, в геофизическую экспедицию в Якутию. Конец 60-х ознаменовался судьбоносными встречами с И. А. Бродским и Н. А. Козыревым. Художественное творчество первого и научное - второго существенно повлияли на формирование собственного стиля Олега Охапкина. В 1970 году становится литературным секретарем лауреата Сталинской премии писательницы Веры Пановой (жены Д. Дара), а через год по их рекомендации был принят в профком литераторов при Союзе писателей. С открытием в 1971 году литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, работал некоторое время и секретарём директора этого музея. С 1979 по 1986 - эпоха литературного подполья с непременной работой оператором газовой котельной. За этот период подготовлены поэтические книги: «Ночное дыхание» (1966-68), «Возвращение мест» (1969), «Душа города» (1968-69), «Моление о Чаше» (1970), «Времена года» (1970-71), «Посох» (1971-72), «Высокая цель» (1973-74). В 70-е несколько стихотворений и поэтических переводов были опубликованы в официальных изданиях, однако большинство рукописей расходилось в самиздате. Стихи печатались в машинописных журналах «Обводный канал», «Часы», «37», «Вече» (Москва) и других. После публикации в альманахе «Аполлон-77» стихи Охапкина начинают печататься за рубежом: в «Антологии Голубой Лагуны», в журналах «Грани», «Время и мы». «Эхо», «Вестник РХД». В этот период он один из самых активных участников самиздата двух столиц. В 1976 году у него на квартире состоялся первый семинар «Гумилёвские чтения» под руководством литературоведа И. Мартынова (сейчас живет в США). В 1978 стал соредактором религиозно-философского журнала «Община» (печатный орган междугородного христианского семинара). В 1980 было возбуждено политическое дело в отношении главного редактора этого журнала В.Пореша (ст.172 УК СССР) по которому О. Охапкин проходил свидетелем. Обстоятельства этого дела сильно подорвали его психофизическое состояние. В 1984 году он впервые оказывается в психиатрической больнице. С тех пор он периодически вынужден был находиться там не всегда по медицинским показаниям. В конце 1981 по инициативе И. Адамацкого, Б. Иванова и Ю. Новикова, по согласованию с управлением КГБ и Ленинградского отделением Союза писателей СССР создается «Клуб-81». Он становится членом этого Клуба в числе иных 70 представителей независимой культуры. Благодаря деятельности «Клуба-81» произошла легализация авторов самиздата. Это новое литературное образование выпускает в 1985 году в Ленинградском отделении Союза писателей сборник «Круг», в числе авторов и Охапкин. Это было его первой официальной публикацией. Первая книга стихов (написанных в период с 1968 по 1973) вышла в 1989 году по-прежнему усилиями друзей. Ее готовит в своем парижском издательстве «Беседа» философ Татьяна Горичева. Однако в период Перестройки его стали активно печатать толстые литературные журналы «Звезда», «Нева», «Аврора». В 1990 году вступает в Союз писателей России (разделившийся к тому времени), примкнув к его либерально-демократическому крылу под названием «Апрель» (ныне- Союз писателей СПб), что не удивило его друзей в другом православно-монархическом крыле. О. Охапкин всегда был чужд политических разборок и дружил со всеми «с кем приводил Бог дружить». Маленький сборник стихов «Пылающая купина» 1990 года, выпущенный под эгидой Союза писателей (блок книжек вновь вступивших авторов назывался «Октава») - вершина официальной карьеры Охапкина. Последующие две книги опять издали друзья. В 1994 году к 50-летию книга поэм «Возвращение Одиссея» и к 60-летию книга «Моление о Чаше» в издательстве Дмитрия Шагина «Mitkilibris». Усилиями его друзей-демократов была учреждена в 1995 году литературная Державинская премия, первым лауреатом которой был избран именно «православный поэт Олег Охапкин». Премия дана ему «за развитие российской оды». Умер Олег Охапкин утром 30 сентября 2008 года в психиатрической больнице № 5, не пробыв там и суток. По уникальному стечению обстоятельств в том месте, где и родился. Ранее старинная больница у Троицкого (Измайловского) собора была родильным домом, а семья Олега жила поблизости, на Фонтанке у Египетского моста. Отпевание состоялось в Петербурге 4 октября 2008 года в Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. Отпевание совершили о. Константин Константинов и друг поэта о. Борис Куприянов. В этом храме отпевали А. Пушкина, О. Григорьева. Похоронен на Волковском православном кладбище (Пещерская дорожка). Олег ОХАПКИН ТАЙНОЗРИМЫЙ МИР В тиши ночной какой-то звук, Он тянется звучаньем к небу Быть может, самолета лук Натянутый — стрелой к Эребу. Летит — звучит в ночной тиши, Как слово явленное тайно. Его тональность, запиши, Гудит над миром неслучайно. Там люди в темноту летят, Мотор в пространство их уносит. Заплачет в темноте дитя, Быть может, есть у мамы просит. И Ангел тихий в тишине Летит над сном живого мира. Двоих соитие во сне. Тиши тональность строит лира. Звук — это жизни сонный звон, Словесной ткани колебанье. А самолет — тревожный фон, Страницы шелест и сгибанье. Автомобиль прошелестит. И снова в мирозданье тихо. Душа тот звук в себя вместит, И тайно слышно в мире Лихо. Страдает тайнозримый мир. Горят огни, ночные окна. Звучит, как тетива, эфир. В болотине бочага мокнет. И от зеванья мокрых глаз Вперяется в ночную тайну, И постигает связь Того, что в мире неслучайно. Открытья. Там — А new born king. В соитии исходит семя. И слово вещее из книг. Идет полуночное время. 25.03.2008 * * * Опять ночная тишина. И сердце вновь наизготове. Ночная тишь опять слышна. Но сердцу жизнь как будто внове. Высоко Ангел пролетел, Мой быт ночной благословляя. Невидим Ангел в мире тел. Но тишь, всю тайну проявляя, Мне говорит, что рядом он Парит на крыльях распростертых. Его явление как сон — Благословить живых и мертвых Пришло. И чувствует душа Живое то благословенье. И Ангел, медленно кружа, Не улетает. На мгновенье Он замирает в вышине И молит Бога в тишине О всех живущих на земле. Его моление и мне Ночной покой потайно дарит, И мой чувствительный чувстварий Мне говорит о высоте, Где Небожитель в чистоте Мне чистой ночь творит молитвой, Как перед жизненною битвой Меня благословляя жить И подвиг жизни завершить Моей кончиной просветленно. Высоко Ангел неуклонно Меня хранит. Я благодарен, И мой чувствительный чувстварий Мне говорит, что Небожитель Моей молитвы совершитель И от беды меня хранит. Благословляю неба вид, Стихотворенье завершая, И духа к нам любовь большая Мне мир ночной покой дает И дуновенье чистой веры. Так Ангелов живых примеры Даруют нам ночной покой. Прислушайся, то дух поет, Хранитель Ангел дорогой. Он в мире с грешником, с тобой. 29.03.2008 * * * Весенний полдень. Птичка прилетела, Поет. И радостен напев. Машина на снегу прошелестела, Слегка тревожно прошипев. Весенний полдень. Рядом птичка Поет. И радостен мотив. И птичка вся-то невеличка, И ком к гортани подкатил. Поет и радуется полдню, Так начался весенний день. Певец мне настроенье поднял — Певец весны, певец Господень. Поет. И петь ему не лень. 29.03.2008 * * * Воспоминания встают, Вся жизнь живая, прожитая. И слышу: Ангелы поют Как при дверях открытых рая. И мне бы нынче умереть. Я слышал все. Чего же боле! Но рано. Не приходит смерть. Еще не все сыграл я роли. Вся жизнь встает передо мной. И плачу я, прощаясь с жизнью, Уже присущей мне иной... Знакомлюсь я... И дешевизны В ней нет. Падите прочь, профаны! Я плачу, ибо жизнь прошла. Я вспоминаю мамы Анны Сопрано. Как она могла! Уже ли встречусь с ней, однако? О, до чего же смерть темна! Я был бы с нею одинаков, Но смерть передо мной — стена. И что за ней? Уже ли знаю? Конечно, нет. И вот грущу. Быть может, арка там сквозная? О, как я это все вмещу? Я выпил пиво. Сигарету, Грустя, спокойно закурил. И сердце окунул я в Лету. И с горечью проговорил. Чего не знаю по-французски. Вся жизнь мне вспоминалась враз. И я сказал тогда по-русски, — Друзья, о, как любил я вас! Теперь прощаюсь. Что мне боле? Я выпью пиво. Закурю. Я не сыграл последней роли, При дверях вечности стою. И все французская попевка Грустит во мне. Прошла ведь жизнь. И с пивом протекает Невка Уже без лишних дешевизн. 12.04.2008 * * * Еще, быть может, доживу до мая И расцветет внезапно жизнь моя. Моя и зимняя, немая… Ужель услышу соловья? Быть может, доживу и до кукушки И накукует годы мне. Быть может, Александр Сергеич Пушкин Мне сам приснится при Луне? Быть может, доживу до лета, И будет Пушкина мне день. Жизнь без привета, без ответа, И я безжизнен будто пень. Но вот росток. Чего уж боле? Черемухи на завтра цвет. И нет ни грусти и ни боли, Да и отчаяния нет. Я выпью пиво. Сигарету Свою спокойно закурю. О, жизнь! О, грусть, и жизнь поэта! Тебя за все благодарю. И впереди, быть может, лето. И впереди еще плоды. Еще цветенье бересклета, Теченье радостной воды. И ни одна, быть может, сигарета, О, только, только б без беды! * * * * НА ПУТИ В ЭММАУС На пути в Эммаус не горело ли сердце? На пути в Эммаус не явился ли Бог? На пути в Эммаус надо нам осмотреться И избрать в Эммаус одну из дорог. На пути в Эммаус преломление хлеба. На пути в Эммаус повстречался Христос. На пути в Эммаус сомневаться нелепо. На пути в Эммаус встал о Боге вопрос. И когда я прочел то Евангелье жизни, Все сомненья рассеялись и отошли, И вся жизнь встала вдруг при ее дешевизне Воскрешеньем от смерти. Мы Бога нашли. И загадочный Бог объяснил все желанья, Объяснил мое сердце и кто я такой. И сомненье прошло, над бедой провисанье. И поверил я в Бога, и стало легко. Так наш путь до Воскресшего стал объясненным, Что воскресе Христос и явился как Бог. И запомнился мне дух благого веселья, И с тех пор я уже стал не столь одинок. Появилась в душе несказанная вера. Я спросил: — Не горело ли сердце мое? И запомнилась мне Пасхи той primavera. И о Боге великом дыханье поет. И запомнил я звон — Пасхи звон колокольный, Как я свечку поставил иконе Христа. На пути в Эммаус я стал безглагольный, И в объятья вбирала меня высота. И воскресшее сердце горело и билось. Бога слышало тайное сердце в груди. И воскресшему Богу сердце молилось. И пасхальный колокол, слышу, гудит. Он зовет отложить все свои попеченья И пойти за Христом на пути в Эммаус. И от веток дохнул дух зеленый, весенний. И меня посетила несказанная грусть На пути в Эммаус — это было под вечер. И с надеждой тонул я в объятья Христу. Это было при совести бедственном свете. И запомнил я праздник, его высоту. * * * * САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ Кто там скачет, хохочет и вьюгой гремит? Это Санктъ-Петербургъ. Бронза, хлябь и гранит. Не Орфей, не Евгений, но, ветром гоним, Со стихией — стихия — беседую с ним. Петербург — это больше чем город и миф. Слышу вой проводов. Это — лирный прилив. Город мой! Всероссийский, аттический бред! Сколько слышал ты диких и тихих бесед! Не твоей ли красы золотая тоска Нашей лирной грозы изломила каскад? Я люблю твой знобящий, завьюженный вид, Город жизни моей, жуткий сон Аонид! Нет, не Тибр и не море — студёная зыбь Петербургской Невы, инфлюэнца и грипп... И не стон Эвридики, но струнная медь Будет в сердце гранита нестройно греметь. За надрывную муку орфических струн, — Заклинаю тебя, Фальконетов бурун, — Вознеси мою душу превыше коня, Или призрачный всадник раздавит меня! Но за дивную мощь триумфальных громад Я готов и к погоне, и к визгу менад. Кто там скачет? Ужели незыблемый конь?.. Сколько русских певцов — столько грузных погонь. Сколько грустных провидцев, над каждым — Ликург. Кто там скачет? То — Кастор. Держись, Петербургъ! И за ним — Полидевк... Диоскуры в ночи. Это Пушкин и Лермонтов к вам, палачи! Это Клюев и Блок по пятам, по пятам... Ходасевич, Кузмин, Гумилев, Мандельштам... И Эриния с ними — Ахматова... Ах! Я еще там кого-то забыл впопыхах... Но довольно и этих. Стихия, стихай! Эх, Россия, Мессия... Кресты, вертухай. 1973 г. * * * * Как быстро тает жизнь. Как быстро тает Была весна. А нынче лист уж облетает. Вчера был май, а нынче дождь разводит сырость. И жизнь моя, наверно, мне уж отоснилась. А был полёт! Страстей полёт! И Высота! Теперь же лёд. Холодный лёд. И Пустота Далёкий бег. Мечтаний бег: к вершинам, славам... А нынче снег. Ложится снег почти как саван. * * * * Вот птичка малая, ночная Запела вдруг и продолжает петь. Душа печальная, я знаю, Тут встрепенулась — тоже ведь Когда-то певческой была и тоже пела. С тех пор молчит былая медь. А ведь счастливою умела Быть — не хотела умереть. Теперь хоть птичка взволновала Её и разбудила вдруг Всё, что на сердце разом пало, — И слух весенний, и испуг. А ну как птичка петь не будет, И снова залетейский мрак Войдёт мне в душу и разбудит Психиатрический гулаг, И снова стану я несчастным, Каким когда-то Иов был... Но птичка весело, с участьем, Передаёт весны мне быль. Весна — она разбудит птичкой. И встрепенётся вновь душа. А скоро — красное яичко, И жизнь, быть может, хороша Покажется хотя б на время — Пройдет убойная печаль, Невы владычественной стремя Качнет, как лодку о причал, Мое тяжёлое томленье — Все мысли Иова в ночи. Быть может, даже умиленье Меня коснётся. Но молчи! Спугнуть, пожалуй, радость можно, И птичку певчую тогда Уже пропустишь. Невозможно. Весна. Томленье и года. И усыпительная ночью, Как безучастье, — тишина. А ведь явилась мне воочью Весна. И стало не до сна. Вот птичка малая запела. Её я ждал и слышу, весь Как встрепенулся. Что за дело! Ещё я жив в природе здесь: А завтра запахом черёмух Разбужен буду. Я застал Цветенье радости у дома. Жизнь будет вечно — я читал. 2000 |