Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Вадим Соколов
Объем: 15381 [ символов ]
Почти забытые поэты. Охапкин О.А.
Олег Александрович ОХАПКИН родился 12 октября 1944 года в только что освобожденном от Блокады Ленинграде.
Отец - Александр Васильевич Охапкин, офицер пожарной охраны, родом из Тверской губернии. Рано оставил семью. Мать - Анна Ивановна Соколова, ткачиха. Бабушка - Ольга Григорьевна Соколова, работала в детском саду вместе с Евдокией Ивановной Горшковой, занимавшейся воспитанием Олега (из-за болезни матери) с 12 лет.
Е. И. Горшкова была в среде почитателей отца Иоанна Кронштадтского. Религиозное воспитание Олега было в духе свободного религиозного творчества отца Иоанна Кронштадтского (как известно, последнего не очень одобрял К. П. Победоносцев, который любил в Церкви «тихих тружеников»). В юношеские годы вместе со своей воспитательницей он часто посещал монастыри, где было живо старчество.
В 1957-1958 пел в хоре Александро-Невской лавры. В 1961 году окончил Архитектурно-художественное ремесленное училище. Затем поступил в музыкальное училище им. Мусоргского (класс вокала). Параллельно работал маляром, осветителем и статистом в Малом оперном театре (1963—1965), певцом в хоре Ленинградского радио и телевидения под управлением Г. Сандлера (1965-66). Однако в 1966 году оставляет музыкальное училище, окончательно решив посвятить себя поэзии. В 1966 - год смерти А. Ахматовой, пришел в литобъединении «Голос юности» к Давиду Яковлевичу Дару.
Служение поэзии требовало новой организации жизненного времени. Устраивается рабочим в Эрмитаж на зимнее время (1966-70), а летом - в археологические экспедиции по Средней Азии, Архангельской области, в геофизическую экспедицию в Якутию. Конец 60-х ознаменовался судьбоносными встречами с И. А. Бродским и Н. А. Козыревым. Художественное творчество первого и научное - второго существенно повлияли на формирование собственного стиля Олега Охапкина. В 1970 году становится литературным секретарем лауреата Сталинской премии писательницы Веры Пановой (жены Д. Дара), а через год по их рекомендации был принят в профком литераторов при Союзе писателей. С открытием в 1971 году литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, работал некоторое время и секретарём директора этого музея. С 1979 по 1986 - эпоха литературного подполья с непременной работой оператором газовой котельной.
За этот период подготовлены поэтические книги: «Ночное дыхание» (1966-68), «Возвращение мест» (1969), «Душа города» (1968-69), «Моление о Чаше» (1970), «Времена года» (1970-71), «Посох» (1971-72), «Высокая цель» (1973-74). В 70-е несколько стихотворений и поэтических переводов были опубликованы в официальных изданиях, однако большинство рукописей расходилось в самиздате. Стихи печатались в машинописных журналах «Обводный канал», «Часы», «37», «Вече» (Москва) и других. После публикации в альманахе «Аполлон-77» стихи Охапкина начинают печататься за рубежом: в «Антологии Голубой Лагуны», в журналах «Грани», «Время и мы». «Эхо», «Вестник РХД».
В этот период он один из самых активных участников самиздата двух столиц. В 1976 году у него на квартире состоялся первый семинар «Гумилёвские чтения» под руководством литературоведа И. Мартынова (сейчас живет в США). В 1978 стал соредактором религиозно-философского журнала «Община» (печатный орган междугородного христианского семинара). В 1980 было возбуждено политическое дело в отношении главного редактора этого журнала В.Пореша (ст.172 УК СССР) по которому О. Охапкин проходил свидетелем. Обстоятельства этого дела сильно подорвали его психофизическое состояние. В 1984 году он впервые оказывается в психиатрической больнице. С тех пор он периодически вынужден был находиться там не всегда по медицинским показаниям.
В конце 1981 по инициативе И. Адамацкого, Б. Иванова и Ю. Новикова, по согласованию с управлением КГБ и Ленинградского отделением Союза писателей СССР создается «Клуб-81». Он становится членом этого Клуба в числе иных 70 представителей независимой культуры. Благодаря деятельности «Клуба-81» произошла легализация авторов самиздата. Это новое литературное образование выпускает в 1985 году в Ленинградском отделении Союза писателей сборник «Круг», в числе авторов и Охапкин. Это было его первой официальной публикацией.
Первая книга стихов (написанных в период с 1968 по 1973) вышла в 1989 году по-прежнему усилиями друзей. Ее готовит в своем парижском издательстве «Беседа» философ Татьяна Горичева. Однако в период Перестройки его стали активно печатать толстые литературные журналы «Звезда», «Нева», «Аврора».
В 1990 году вступает в Союз писателей России (разделившийся к тому времени), примкнув к его либерально-демократическому крылу под названием «Апрель» (ныне- Союз писателей СПб), что не удивило его друзей в другом православно-монархическом крыле. О. Охапкин всегда был чужд политических разборок и дружил со всеми «с кем приводил Бог дружить».
Маленький сборник стихов «Пылающая купина» 1990 года, выпущенный под эгидой Союза писателей (блок книжек вновь вступивших авторов назывался «Октава») - вершина официальной карьеры Охапкина. Последующие две книги опять издали друзья. В 1994 году к 50-летию книга поэм «Возвращение Одиссея» и к 60-летию книга «Моление о Чаше» в издательстве Дмитрия Шагина «Mitkilibris».
Усилиями его друзей-демократов была учреждена в 1995 году литературная Державинская премия, первым лауреатом которой был избран именно «православный поэт Олег Охапкин». Премия дана ему «за развитие российской оды».
Умер Олег Охапкин утром 30 сентября 2008 года в психиатрической больнице № 5, не пробыв там и суток. По уникальному стечению обстоятельств в том месте, где и родился. Ранее старинная больница у Троицкого (Измайловского) собора была родильным домом, а семья Олега жила поблизости, на Фонтанке у Египетского моста.
Отпевание состоялось в Петербурге 4 октября 2008 года в Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. Отпевание совершили о. Константин Константинов и друг поэта о. Борис Куприянов. В этом храме отпевали А. Пушкина, О. Григорьева. Похоронен на Волковском православном кладбище (Пещерская дорожка).
 
Олег ОХАПКИН
ТАЙНОЗРИМЫЙ МИР
В тиши ночной какой-то звук,
Он тянется звучаньем к небу
Быть может, самолета лук
Натянутый — стрелой к Эребу.
 
Летит — звучит в ночной тиши,
Как слово явленное тайно.
Его тональность, запиши,
Гудит над миром неслучайно.
 
Там люди в темноту летят,
Мотор в пространство их уносит.
Заплачет в темноте дитя,
Быть может, есть у мамы просит.
И Ангел тихий в тишине
Летит над сном живого мира.
Двоих соитие во сне.
Тиши тональность строит лира.
 
Звук — это жизни сонный звон,
Словесной ткани колебанье.
А самолет — тревожный фон,
Страницы шелест и сгибанье.
 
Автомобиль прошелестит.
И снова в мирозданье тихо.
Душа тот звук в себя вместит,
И тайно слышно в мире Лихо.
 
Страдает тайнозримый мир.
Горят огни, ночные окна.
Звучит, как тетива, эфир.
В болотине бочага мокнет.
 
И от зеванья мокрых глаз
Вперяется в ночную тайну,
И постигает связь
Того, что в мире неслучайно.
 
Открытья. Там — А new born king.
В соитии исходит семя.
И слово вещее из книг.
Идет полуночное время.
25.03.2008
* * *
Опять ночная тишина.
И сердце вновь наизготове.
Ночная тишь опять слышна.
Но сердцу жизнь как будто внове.
 
Высоко Ангел пролетел,
Мой быт ночной благословляя.
Невидим Ангел в мире тел.
Но тишь, всю тайну проявляя,
 
Мне говорит, что рядом он
Парит на крыльях распростертых.
Его явление как сон —
Благословить живых и мертвых
 
Пришло. И чувствует душа
Живое то благословенье.
И Ангел, медленно кружа,
Не улетает. На мгновенье
 
Он замирает в вышине
И молит Бога в тишине
О всех живущих на земле.
Его моление и мне
 
Ночной покой потайно дарит,
И мой чувствительный чувстварий
Мне говорит о высоте,
Где Небожитель в чистоте
 
Мне чистой ночь творит молитвой,
Как перед жизненною битвой
 
Меня благословляя жить
И подвиг жизни завершить
Моей кончиной просветленно.
Высоко Ангел неуклонно
 
Меня хранит. Я благодарен,
И мой чувствительный чувстварий
Мне говорит, что Небожитель
Моей молитвы совершитель
 
И от беды меня хранит.
Благословляю неба вид,
Стихотворенье завершая,
И духа к нам любовь большая
 
Мне мир ночной покой дает
И дуновенье чистой веры.
Так Ангелов живых примеры
Даруют нам ночной покой.
 
Прислушайся, то дух поет,
Хранитель Ангел дорогой.
Он в мире с грешником, с тобой.
29.03.2008
* * *
Весенний полдень. Птичка прилетела,
Поет. И радостен напев.
Машина на снегу прошелестела,
Слегка тревожно прошипев.
 
Весенний полдень. Рядом птичка
Поет. И радостен мотив.
И птичка вся-то невеличка,
И ком к гортани подкатил.
 
Поет и радуется полдню,
Так начался весенний день.
Певец мне настроенье поднял —
Певец весны, певец Господень.
Поет. И петь ему не лень.
29.03.2008
* * *
Воспоминания встают,
Вся жизнь живая, прожитая.
И слышу: Ангелы поют
Как при дверях открытых рая.
 
И мне бы нынче умереть.
Я слышал все. Чего же боле!
Но рано. Не приходит смерть.
Еще не все сыграл я роли.
 
Вся жизнь встает передо мной.
И плачу я, прощаясь с жизнью,
Уже присущей мне иной...
Знакомлюсь я... И дешевизны
 
В ней нет. Падите прочь, профаны!
Я плачу, ибо жизнь прошла.
Я вспоминаю мамы Анны
Сопрано. Как она могла!
 
Уже ли встречусь с ней, однако?
О, до чего же смерть темна!
Я был бы с нею одинаков,
Но смерть передо мной — стена.
 
И что за ней? Уже ли знаю?
Конечно, нет. И вот грущу.
Быть может, арка там сквозная?
О, как я это все вмещу?
 
Я выпил пиво. Сигарету,
Грустя, спокойно закурил.
И сердце окунул я в Лету.
И с горечью проговорил.
 
Чего не знаю по-французски.
Вся жизнь мне вспоминалась враз.
 
И я сказал тогда по-русски, —
Друзья, о, как любил я вас!
 
Теперь прощаюсь. Что мне боле?
Я выпью пиво. Закурю.
Я не сыграл последней роли,
При дверях вечности стою.
 
И все французская попевка
Грустит во мне. Прошла ведь жизнь.
И с пивом протекает Невка
Уже без лишних дешевизн.
12.04.2008
* * *
Еще, быть может, доживу до мая
И расцветет внезапно жизнь моя.
Моя и зимняя, немая…
Ужель услышу соловья?
 
Быть может, доживу и до кукушки
И накукует годы мне.
Быть может, Александр Сергеич Пушкин
Мне сам приснится при Луне?
 
Быть может, доживу до лета,
И будет Пушкина мне день.
Жизнь без привета, без ответа,
И я безжизнен будто пень.
 
Но вот росток. Чего уж боле?
Черемухи на завтра цвет.
И нет ни грусти и ни боли,
Да и отчаяния нет.
 
Я выпью пиво. Сигарету
Свою спокойно закурю.
О, жизнь! О, грусть, и жизнь поэта!
Тебя за все благодарю.
 
И впереди, быть может, лето.
И впереди еще плоды.
Еще цветенье бересклета,
Теченье радостной воды.
 
И ни одна, быть может, сигарета,
О, только, только б без беды!
* * * *
НА ПУТИ В ЭММАУС
На пути в Эммаус не горело ли сердце?
На пути в Эммаус не явился ли Бог?
На пути в Эммаус надо нам осмотреться
И избрать в Эммаус одну из дорог.
На пути в Эммаус преломление хлеба.
На пути в Эммаус повстречался Христос.
На пути в Эммаус сомневаться нелепо.
На пути в Эммаус встал о Боге вопрос.
И когда я прочел то Евангелье жизни,
Все сомненья рассеялись и отошли,
И вся жизнь встала вдруг при ее дешевизне
Воскрешеньем от смерти. Мы Бога нашли.
И загадочный Бог объяснил все желанья,
Объяснил мое сердце и кто я такой.
И сомненье прошло, над бедой провисанье.
И поверил я в Бога, и стало легко.
Так наш путь до Воскресшего стал объясненным,
Что воскресе Христос и явился как Бог.
И запомнился мне дух благого веселья,
И с тех пор я уже стал не столь одинок.
Появилась в душе несказанная вера.
Я спросил: — Не горело ли сердце мое?
И запомнилась мне Пасхи той primavera.
И о Боге великом дыханье поет.
И запомнил я звон — Пасхи звон колокольный,
Как я свечку поставил иконе Христа.
На пути в Эммаус я стал безглагольный,
И в объятья вбирала меня высота.
И воскресшее сердце горело и билось.
Бога слышало тайное сердце в груди.
И воскресшему Богу сердце молилось.
И пасхальный колокол, слышу, гудит.
Он зовет отложить все свои попеченья
И пойти за Христом на пути в Эммаус.
И от веток дохнул дух зеленый, весенний.
И меня посетила несказанная грусть
На пути в Эммаус — это было под вечер.
И с надеждой тонул я в объятья Христу.
Это было при совести бедственном свете.
И запомнил я праздник, его высоту.
* * * *
САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ
 
Кто там скачет, хохочет и вьюгой гремит?
Это Санктъ-Петербургъ. Бронза, хлябь и гранит.
Не Орфей, не Евгений, но, ветром гоним,
Со стихией — стихия — беседую с ним.
Петербург — это больше чем город и миф.
Слышу вой проводов. Это — лирный прилив.
Город мой! Всероссийский, аттический бред!
Сколько слышал ты диких и тихих бесед!
Не твоей ли красы золотая тоска
Нашей лирной грозы изломила каскад?
Я люблю твой знобящий, завьюженный вид,
Город жизни моей, жуткий сон Аонид!
Нет, не Тибр и не море — студёная зыбь
Петербургской Невы, инфлюэнца и грипп...
И не стон Эвридики, но струнная медь
Будет в сердце гранита нестройно греметь.
За надрывную муку орфических струн, —
Заклинаю тебя, Фальконетов бурун, —
Вознеси мою душу превыше коня,
Или призрачный всадник раздавит меня!
Но за дивную мощь триумфальных громад
Я готов и к погоне, и к визгу менад.
Кто там скачет? Ужели незыблемый конь?..
Сколько русских певцов — столько грузных погонь.
Сколько грустных провидцев, над каждым — Ликург.
Кто там скачет? То — Кастор. Держись, Петербургъ!
И за ним — Полидевк... Диоскуры в ночи.
Это Пушкин и Лермонтов к вам, палачи!
Это Клюев и Блок по пятам, по пятам...
Ходасевич, Кузмин, Гумилев, Мандельштам...
И Эриния с ними — Ахматова... Ах!
Я еще там кого-то забыл впопыхах...
Но довольно и этих. Стихия, стихай!
Эх, Россия, Мессия... Кресты, вертухай.
 
1973 г.
* * * *
Как быстро тает жизнь.
Как быстро тает
Была весна. А нынче лист
уж облетает.
 
Вчера был май,
а нынче дождь разводит сырость.
И жизнь моя,
наверно, мне уж отоснилась.
 
А был полёт! Страстей полёт!
И Высота!
Теперь же лёд. Холодный лёд.
И Пустота
 
Далёкий бег. Мечтаний бег:
к вершинам, славам...
А нынче снег. Ложится снег
почти как саван.
 
* * * *
Вот птичка малая, ночная
Запела вдруг и продолжает петь.
Душа печальная, я знаю,
Тут встрепенулась — тоже ведь
Когда-то певческой была и тоже пела.
С тех пор молчит былая медь.
А ведь счастливою умела
Быть — не хотела умереть.
Теперь хоть птичка взволновала
Её и разбудила вдруг
Всё, что на сердце разом пало, —
И слух весенний, и испуг.
А ну как птичка петь не будет,
И снова залетейский мрак
Войдёт мне в душу и разбудит
Психиатрический гулаг,
И снова стану я несчастным,
Каким когда-то Иов был...
Но птичка весело, с участьем,
Передаёт весны мне быль.
Весна — она разбудит птичкой.
И встрепенётся вновь душа.
А скоро — красное яичко,
И жизнь, быть может, хороша
Покажется хотя б на время —
Пройдет убойная печаль,
Невы владычественной стремя
Качнет, как лодку о причал,
Мое тяжёлое томленье —
Все мысли Иова в ночи.
Быть может, даже умиленье
Меня коснётся. Но молчи!
Спугнуть, пожалуй, радость можно,
И птичку певчую тогда
Уже пропустишь. Невозможно.
Весна. Томленье и года.
И усыпительная ночью,
Как безучастье, — тишина.
А ведь явилась мне воочью
Весна. И стало не до сна.
Вот птичка малая запела.
Её я ждал и слышу, весь
Как встрепенулся. Что за дело!
Ещё я жив в природе здесь:
А завтра запахом черёмух
Разбужен буду. Я застал
Цветенье радости у дома.
Жизнь будет вечно — я читал.
 
2000
Дата публикации: 03.07.2014 17:20
Предыдущее: Недуги мира для поэтаСледующее: Старые квартиры

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта