Произведение |
|
Объем: 36 [ строк ]
|
|
|
|
Комната для надорванной струнки души |
................................Душа хотела б быть звездой... ....................................................Ф.И. Тютчев 1. Как подняться до поднебесья? До поднебесья. До под… Допотопность не допуская, создаю очередной ком. Выступает второй пот. Что же вышло? – Компот, который не поднимется до под… 2. Как найти надорванную струнку души? Надорванную струнку. Над… Неужели опять – очередной ком? Кто-то мешает написать мое имя: Нат… Несомненно, за находчивость мне выдадут несколько новых ком-нат, которые расширят творческое пространство над… Над моей головой. И я узнаю, что над моей головой кто-то держит лом. Над моей головой. Над… 3. Квадратная земля вокруг, над головою неба нимб. Под ним: листья летят – листонад; снежинки кружат – снегонад; сгорает метеорный дождь – звездонад. А я не только под, но и над. |
|
|
Дата публикации: 08.04.2016 16:26 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Стены косности сочтены До меня. М. Цветаева. Попытка комнаты. И хотя эпиграфом к циклу стихотворений Натальи Луневой «Комната для надорванной струнки души» стоит строчка Душа хотела б быть звездой... Ф.И. Тютчев, прочитав стихотворение, вспомнилась, однако, Цветаева. Сентиментальное стихотворение Тютчева повествует о том, какой звездой хотела б быть душа – желание желания. В то время как Цветаева страстью творческого полета в полотне поэмы создает комнату, в которой возможна встреча, а, создав, разрушает, поскольку для встречи душ не нужна никакая комната. Как Шива, пробуждающий мир своим танцем, и танцем же его разрушающий. И цикл божества бесконечен, как и истина, существующая вне ее обретения. Она есть и есть. Стихотворения Наталии (с удовольствием ознакомилась с ее творчеством на страничке ЧХА) обречены, безусловно, на глубоко индивидуальную интерпретацию. Но что их всех роднит, так это жизнь, бьющаяся в строчках, вырастающая из них, живущая особым звучанием, так непохожим на монотонное брюзжание безликой повседневности. Цикл написан в тонической системе, приближается к верлибру, с чередованием в графике разной длины строк, что позволяет выделять яркие эмоциональные ударения и паузы. Для усиления художественной выразительности активно используются многочисленные риторические приемы. Цикл состоит из трех частей, посвящен мукам творчества, буквально — бредовым, но они чего-то да стоят! Первая часть цикла – тема поднебесья. Открывает цикл риторический вопрос: 1. Как подняться до поднебесья? В восьми строках первой части ЛГ подбирается к поднебесью с той и с этой стороны, Допотопность избегая – перекличка с цветаевскими строчками. Все, что угодно, лишь бы не допотопность-косность! До поднебесья. До под… Допотопность избегая, создаешь очередной ком. Подхватывается игра слов (апокопа): до под – ком – пот – компот – до под... на которой строится единая рифма первой части. Метафора творческих поисков – очередной ком – встречается с наглядно-физическими мучениями: Выступает второй пот. Из этого получается как всегда компот, Ком и пот, создали компот – метафора неоднородности текста, который не поднимется до под… Первая попытка, отраженная в первой части, не удалась... Вторая часть цикла содержательно уже более конкретизирована. Смысл не в том, чтобы улететь в поднебесье, а в том, чтобы понять музыку сфер... И вдруг вновь риторическим вопросом (строфико-синтаксическая анафора) раздается душераздирающий звук надорванной струны: 2. Как найти надорванную струнку души? Надорванную струнку. Над… Неужели опять – очередной ком? Кто-то мешает мне написать мое имя: Нат… Имя... Нет стиха – нет имени... Так, и не иначе – вопрос смысла жизни для Поэта. Чтобы создать стихотворение – новый мир, надо найти надорванную струнку души, которая «над». «Над» чем, мы пока еще не знаем. Несомненно, за находчивость мне выдадут несколько новых ком-нат, «Ком» мук творчества и «нат» – пока не написанное имя – уже успели соединиться, вновь демонстрируется стремительный синтез неясных, но таких настойчивых, морфем, соединиться в «ком-нат»ы, которые расширят мое творческое пространство над… Над моей головой. Всегда восхитительный анадиплосис («над... Над») создает встречу читателя с частью физического тела Поэта – головой – безусловно, вместилищем этого нечеловеческого движения мыслей. Комната – метафора формы, в которой звучит струна - содержание, которое Поэту предстоит понять и записать. И я узнаю, что над моей головой кто-то держит лом. Над моей головой. Над… Дамоклов меч (лат.Damoclis gladius)— по греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец V в. до н.э.) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его престол на один день. По приказу тирана его роскошно одели, умастили душистым маслом, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя каждое его слово. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Так Дионисий, ставший под конец жизни болезненно подозрительным, показал ему, что тиран всегда живёт на волосок от гибели (Википедия) Мастерской аллюзией заканчиваются иллюзии. И вступает в свои права третья часть цикла, открывающаяся квадратурой круга. Квадрату́ра кру́га— задача, заключающаяся в нахождении способа построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого по площади данному кругу. Наряду с трисекцией угла и удвоением куба, является одной из самых известных неразрешимых задач на построение с помощью циркуля и линейки (Википедия). 3. Квадратная земля вокруг, Над головою неба круг как нимб. Под ним: листья летят – листонад; снежинки кружат – снегонад; падает град – дожденад; сгорает метеорный дождь – звездонад. И пусть задача квадратуры круга неразрешима подручными инструментами, но Поэт, поскольку (приемом монтажа!) создан мир, комната, написано имя, ее решает!!! Решение, отделенное графически внутри третьей части, выраженное амплификацией состояния среды между небом и землей: листья летят, снежинки кружат, падает град, сгорает метеорный дождь, а также авторскими неологизмами: листонад, снегонад, дожденад, звездонад и есть стихотворение! А понимать его или не понимать, принимать или не принимать – время скажет свое слово. Но никто уже сегодня не запрещает восхищаться дерзостью и мастерством Поэта! А я не только под, но и над. Аплодисменты!!! | | Спасибо большое, Ольга. | | ПОЖАЛУЙСТА!!! |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |