Aaron Hillis: Inland Empire is interchangably terrifying, maddening, shockingly hilarious and perversely exciting, and that's just to those who end up disliking it. Damon Wise: A dazzling and exquisitely original riddle as told by an enigma, featuring a superb, multi-layered performance by Laura Dern. Ty Burr: Inland Empire may be the most aggressively surreal feature film ever released to movie theaters in this country, and it's possibly close to the movie David Lynch carries around in his head. Owen Gleiberman: Inland Empire is so locked up in David Lynch's brain that it never burrows its way into ours. Michael Phillips: It may not look like anything he's done before, but Inland Empire joins "Mulholland" and the whatzit "Lost Highway" (1997) to form the strangest show-business triptych around. All three concern artists whose identities demand more than one body. The films give new meaning to the phrase "dual citizenship." Так случилось, что вчера я выкупил заказ в НМV и посмотрел фильм Inland Empire Дэвида Линча. Ночью мне приснился сон... Но кому это интересно - какие мне снятся сны и зачем они, и что снимает Линч, в качестве проекции содержания собственной головы.... Впрочем, я бывший обитатель другой славной империи, в которой много лет назад, в прошлом веке я был озадачен фильмами Андрея Тарковского и чуть позже стихотворениями его отца Арсения Тарковского. Но все это было в прошлом, и кому это может быть интересно - все то, что я могу сказать про фильмы "Зеркало", "Сталкер" и "Жертвоприношение"? Я разговариваю сам с собой. В принципе мой кинематографический experience включает также Бергмана, Фасбиндера и Гринуея - и много чего скаченного с torrents, что вообще ни в какие ворота не лезет, но весьма крышесдвигающего. Если бы самым важным искусством для меня было бы кино, я бы давно уже вспорол себе живот отверкой, screw driver, но, к счастью я не массы, и не смотрю каждый год по праздникам одно и тоже, "Бриллиантовую руку" и "Формулу любви". Новые постсоветских фильмы до меня доходят через соседей, подписанных в Торонто на 50 кабельных каналов российского телевидения, и берущих в прокате чернуху типа "Четыре", "Сибирь мон амур" и даже "Фаустa" прямо от каннского кинофестиваля. Но, скажу вам Дэвид Линч это голова. Я бы с ним выпил на брудершафт. Его фильмы я смотрю последние десять лет, и начал, кажется с Twean Peaks. Потом жена принесла с работы Lost Highway и мне стало интересно. Вы знаете, кто такой Мэрилен Мансон, но взять и вставить его в фильм, в качестве нового элемента... И подборка звуков, если можно это считать музыкой. Sountrack из современных композиторов, которых нормальный старый хиппи и слушать никогда не станет, оставаясь вечно молодым со своими Бобом Диланом и Грейс Слик. Жалко, что я не владею саксофоном, а то бы я сыграл. Как и многоплановый Тарковский в своем диапазоне, Дэвид Линч снял "Eraserhead" черно-белый и почти немой, также гангстерский "Mulholland Drive" - но что он считает искусством на самом деле? Что за интимные отношения с Истиной? Уже давно я извлек из его манифестов следующий тезисы. Everyone is on the internet but they're not all talking with each other. There are groups upon groups out there, but they don't talk to one another. So while the internet brings everyone into a shared space, it does not necessarily bring them together. David Lynch It makes me uncomfortable to talk about meanings and things. It's better not to know so much about what things mean. Because the meaning, it's a very personal thing, and the meaning for me is different than the meaning for somebody else. David Lynch The worst thing about this modern world is that people think you get killed on television with zero pain and zero blood. It must enter into kids' heads that it's not very messy to kill somebody, and it doesn't hurt that much. That's a real sickness to me. That's a real sick thing. David Lynch I'm not a political person. ... I don't understand politics, I don't understand the concept of two sides and I think that probably there's good on both sides, bad on both sides, and there's a middle ground, but it never seems to come to the middle ground and it's very frustrating watching it and seemingly we're not moving forward. Some change, simple, simple really, relatively speaking, and we're going forwards somewhere, you know? It could be a beautiful place. There's many little obstacles and there's many, many people that are just opposed and we're not going forward. David Lynch Впрочем, приведеные выше тезисы достаточно просты и очевидны. А то что я помню еще я не могу найти, и мне придется изложить своими словами. Но какая разница? Дэвид Линч про это говорит или я вспоминаю его слова, с точки зрения той самой точки зрения, что называется Истиной. Дело в том, что с ходом времени, структуры и домены раскачиваются и преобразуются. Ведь и на самом деле Пушкин стихотворения Апулея читал, а оды Ломоносова и Державина не читал. Он стал писать собственные стихи "как получится". Дэвид Линч говорил, или мне это приснилось, что если рамки свободы расширяются в жизни и реальности, то в искусстве они должны исчезать тем более. Видимо это как-то противоречит лобби этих самых рамок, что стремится закрепить Уровень и критикует все новое как будто отрубает голову или ноги на прокрустовом ложе. Власть, государство, институты. - если поверить Ницше, то и христианство, - это все закрепление морали маленьких людей. Помощь слабому для выживания. Маленький одномерный человек выживает, опираясь на институты, а потом начинает болеть от того, что загнал сам себя в тупик. Смысла то мало в его маленькой жизни. А ведь кто-то пишет для него книги, которые он никогда не читает, или вот снимает фильмы, которые ему малопонятны. Кто то есть "really cool", благородный муж по Конфуцию, когда малый дурак и простак, тот всегда верит докторам, лечится и учится, и голосует за какого-нибудь маленького фюрера. У Дэвида Линча есть и реалистический фильм, просто удивительно, что он его сделал, The Straight Story. О том как старик поехал навестить свого боевого товарища через несколько штатов, Айову и Висконсин, на lawnmover, машине для подстригания лужаек. Впрочем, что там реалистического? Дэвид Линч всегда на первое место ставит Идею, и на второе место атрибуты, в том числе и то, что идея эта реалистическая или не совсем. Тем не менее, по сравнению с другими фильмами Линча сюрреализм этой истории менее агрессивен. Речь идет о том, что старый человек желает перемещаться по стране так как ему хочется, со скоростью 10 километров в час, хотя в этом нет необходимости. Он там чуть не разбивается, и ему предлагают - мы тебя подвезем бесплатно. Но нет, у старика идея! В последних кадрах мы видим этого самого "боевого товарища", всего последние три минуты фильма. Кажется, что тот совсем и не рад, болен и не нужно было к нему ехать, рискуя головой. Это не важно. Главное это реализация плана. Если подумать про идею Inland Empire, то это идея внутреннего приключения. Для большей убедительности того, что классическая Истина давно уже garbage, женщина, которая выворачивает свой внутренний мир наизнанку - актриса, и то что с ней происходит снимает оператор Голивуда. Технический прием, который снимает ответственность, или делает ответственность директора фильма меньше. Ведь все что происходит - сказка своего рода. Золотые сны Голивуда. Первое мое восприятие происходящего на экране - некоторое раздражение. Зачем снимать психологические статусы в отрыве от какого-либо сюжета? Это ведь легко, и любой может... Но только во второй половине "потока" я начал ориентироваться и у меня появились какие-то ассоциации. Не знаю так ли это, но, скорее всего, нужно знать, что смотришь фильм Дэвида Линча. Все таки Имя! Как и Пушкин, например. Карл Юнг тоже стал читать Улисса, только потому, что ему сказали, что писатель гений. Он явно был недоволен, старомодно "разрезая страницы", что его заставили "это" читать. И в конце концов, не сдержался, и обозвал роман "ленточным червем". Но, какой еще идиот, кроме меня, читал эту статью Юнга про Джойса? Все это мифы для сомнительной элиты. Хороший вопрос, а не считаю ли я себя, случайно, элитой? Но, куда там! Ведь как работает механизм культуры? Поколение критикует поколение. Присматривает и сортирует идолов и кумиров. Молодые верят старикам, но должны эту веру опровергать. Потом явно или скрыто, голосуют "за". Циклы повторяются. Некие дядюшки приспосабливаются к процессу. Объединяются и наводят порядок, чтобы жить долго и счастливо. Тут важно иметь правильное гражданство. Кому-то подойдет и глобальное и космополитическое как у самого Дэвида Линча и некоторых героев его кошмаров. |