Сосед из дома напротив, розовощёкий герр Кукелькорн, подрезает электропилой кустарники. То включает, то выключает свой мерзкий инструмент. Я чувствую себя словно в приёмной у зубного врача; плотно закрываю все окна и даже задвигаю шторы. Звук становится тише, но всё равно злит и мешает сосредоточиться на рассказе. До чего приятны иногда мысли об убийстве. Мне представилось, как я пускаю автоматную очередь в этого старикана с электропилой. Одним занудой стало бы меньше. И одним моим рассказом больше. Я грустно улыбнулась – а вдруг тот, кто прочитает рассказ, захочет пристрелить меня – за зря потраченное драгоценное время? Мудро-то как сказал Эрнест Хэмингуэй: у начинающего писателя всё удовольствие приходится только на его долю, а читатель не получает ничего... Телефонный звонок. – Привет! Живая ещё? Чего не звонишь-то? Это был мой приятель Альберт, художник из Москвы. Как всегда, говорит громко, будто вокруг глухие. Альберт уже лет десять, как тоже живёт в Германии. – Привет! – ответила я. – Живая. Ещё. А ты? Альберт хохотнул, я отвела трубку подальше от уха. – В Берлине был. Думал – культурный город... – презрительно сказал он. – Картины продавал? И что? Тема продажи картин для Альберта неисчерпаема. Рисует он, по-моему, неплохо, но работы свои продаёт редко. Денег у него никогда нет. Альберт часами сидит на улице в окружении картин и таблички «Хотите, нарисую ваш портрет?». Увы, хотят редко... Однажды он написал мой портрет, бесплатно – это был подарок ко дню рождения. Сначала мне понравилось, но потом, внимательно разглядывая рисунок, я заметила, что портрет на меня не похож. Альберт изобразил меня лучше, чем я есть. Глаза сделал побольше, с каким-то сумасшедшим блеском, шевелюру погуще. Не знаю почему, но меня это несходство огорчило. В Берлин Альберт ездил, надеясь отыскать желающих увековечить свою физиономию, но вернулся с долгами – столичная жизнь дорогая, даже а Германии. – Слушай, мне бы работёнку какую-нибудь... – с нарочитой небрежностью сказал Альберт. – Да, в принципе, любую. Может, возить кого, или по-хозяйству помогать. Услышишь что – свистни! – Свистну! – пообещала я. Пока Альберт сокрушался, что берлинцы, да и немцы вообще, ничего не понимают в искусстве, я смотрела на монитор и в который раз пробегала глазами текст моего недописанного рассказа. Он мне решительно не нравился – это был мертвый текст. Я перекраивала и переделывала строки, но рассказ не оживал. Более того, мне вдруг стало казаться, что почти всё, что я написала в последнее время, было «мёртвым». И вдруг мне пришла в голову идея. – Ты когда-нибудь был бета-ридером? – перебила я длинную тираду Альберта. – Кем? Бета... чего? – Бета-ридер – это тот, который читает тексты перед тем, как они попадут к издателю и высказывает своё мнение. Знаешь, часто писатели сами на могут понять, хорошо ли вышло, и поэтому дают посторонним людям почитать... – Понял! – воскликнул Альберт. – Есть работа? – Есть! Только много не могу заплатить – сама на мели! Давай – десять рассказов, не бойся, они короткие, – пятьдесят евро? По пять евро за штуку! – Согласен! – мгновенно отреагировал Альберт. – Где рассказы? – У меня! Это мои рассказы! Я думала, что он удивится и спросит: «Ты, оказывается, пишешь рассказы?», но ошиблась. Через час Альберт был у меня. У него не было компьютера, поэтому я распечатала десять рассказов и объяснила, что с ними делать: во-первых, поделиться общим впечатлением, во-вторых – пометить опечатки или грамматические ошибки. И заплатила пятьдесят евро. Альберт сразу ушёл, отказавшись от кофе, а я с волнением стала ждать, что же скажет мой приятель. Скорее всего, раскритикует, это он любит. Пикассо у него – распиаренная посредственность, Дали – придурок... Поздно вечером Альберт доложил, что всё готово – может ли он сейчас зайти? Часы показывали полночь, хотелось спать, но желание узнать правду о своих творениях пересилило и я согласилась. – Не знал, что ты так хорошо умеешь писать! – начал Альберт и потряс пачкой листов с моими рассказами. – Спасибо, – ответила я недоверчиво. Как-то уж слишком фальшиво он это сказал. Он заходил взад-вперёд по комнате. Я ждала. – Нашёл несколько опечаток! – продолжил Альберт. – Вот, пометил красным. – Хорошо, но скажи – как тебе вообще мои рассказы? Было тебе интересно хоть немного? – Немного – было интересно! – прямо заявил он. – Но... Он скривился и задумался. Я не торопила его. Вообще-то он честный, и не станет льстить, и скажет то, что есть, не пытаясь подсластить пилюлю. Правильно я сделала, что выбрала его своим бета-ридером. – Послушай, ты ведь пишешь художественную литературу? – делая упор на «художественную», спросил Альберт. Я кивнула и начала догадываться, к чему он клонит. – Увидеть красоту и суметь показать её... нет, не обязательно красоту, можно и самый простой предмет подать так, что он словно оживёт, станет реальным, объёмным и настоящим... И тот, кто читает твой рассказ, явно, во всех красках сможет увидеть... Вот, я как-то читал у Золя – он описывал восход солнца. Ведь он же мог написать: солнце медленно поднималось из-за горизонта, становилось всё светлее и наступил новый день. Всё правильно. Альберт поднял указательный палец вверх, помолчал пару секунд и продолжил: – Но он был художник! Не помню, конечно, дословно, но примерно так: медленно заалел горизонт, первый луч солнца отразился в росинках на розовых бутонах, и росинки вспыхнули бриллиантовой россыпью... Альберт внезапно умолк. – Росинки на розовых бутонах... – почти про себя пробормотала я. – А твой Хеменгуэй – зануда! – заявил Альберт. – Писать не умеет! Да я засыпал всегда, когда его читал! Я вдруг заметила, что Альберт выглядит немного заспанным – наверное, когда читал мои рассказы, тоже... – Короче, ты не зажимайся, – подытожил свою речь Альберт, – не бойся показывать свои чувства, свои эмоции, пусть они тебе даже покажутся неуместными и странными. Ведь это же твои ощущения! И не прячь их, не... – ...не будь занудой! – закончила я за него. – Ведь ты же умеешь хорошо писать... в принципе. Когда в половине третьего ночи Альберт ушел, я поплелась в ванную. И вдруг очень ясно представила себе росинки на розовых бутонах, из которых брызнула бриллиантовая россыпь. И, увидев отражение в зеркале, заметила, что будто бы впервые вижу свое лицо. Казалось, я стою не на сером кафельном полу, а балансирую на балке недостроенного небоскрёба. Волна эйфории обожгла тело и выбила дьявольские искорки из глаз. И тут я поняла, кого я сейчас вижу... Я рванула в спальню – там висел мой портрет, нарисованный Альбертом. Только теперь портрет стал на меня похож – особенно выражение глаз – с каким-то сумасшедшим блеском... |