Котомкин Александр Ефимович (Савинский). 1885 – 1964 гг.). Александр Ефимович Котомкин (Савинский) (1885 – 1964 гг.) – русский поэт начала XX в., фольклорист, гусляр-складатель, активный участник Первой мировой войны, Белого движения, видный представитель русской эмиграции первой волны. Первая часть биографической статьи, посвященная дореволюционному периоду жизни и творчества поэта (1885 – 1916 гг.). Удивительна, интересна и неповторима жизнь и судьба этого человека. Его имя упоминается среди писателей дореволюционной России, в краеведческих изданиях разных лет, документальных публикациях по истории Марийского края и города Йошкар-Олы, газетных статьях, справочниках. Но до сих пор научная биография этого человека не написана. Очень мало было известно о царевококшайском и казанском периодах его жизни, о военной службе и карьере, участии в Первой мировой войне. Совершенно нетронутым наследием остаётся его поэтическое творчество, период жизни в эмиграции. Собиранием материалов о жизни и творчестве поэта в 70-80-е гг. XX в. занималась краевед г. Йошкар-Олы Л. П. Полубарьева, создатель первого домашнего музея своего родного города. Но известные ей материалы не были опубликованы. Архивных и документальных сведений о нашем знаменитом земляке в архивных и библиотечных фондах Республики Марий Эл практически нет, за редким исключением. Опубликованные книги А. Е. Котомкина давно стали библиографической редкостью, особенно дореволюционные издания, никогда не переиздававшиеся, а зарубежные были запрещены в СССР как сочинения белоэмигранта. Личный архив поэта, по некоторым данным, был вывезен из Германии во Францию, а затем разошёлся по разным местам. Часть его архива оказалась в США. Многое безвозвратно утрачено. Сегодня по крупицам приходится восстанавливать вехи биографии поэта, собирать сведения о его творчестве, выявлять опубликованные им книги, брошюры, статьи, уточнять многие факты. Первые попытки создания творческой биографии А. Е. Котомкина были предприняты автором данной статьи в книгах, посвященных Царевококшайску-Йошкар-Оле. Имя А. Е. Котомкина как участника Гражданской войны с 1990-х гг. стало звучать на страницах российских изданий, посвященных Белому движению в Поволжье и Сибири. Частично публиковалась работа А. Е. Котомкина «О чехословацких легионерах в Сибири» (Париж, 1930), включавшая в себя и воспоминания, и документы одновременно. В связи с выходом воспоминаний и исторической литературы о генерале В. О. Каппеле, прах которого в 2007 г. был перенесён из Харбина на кладбище Донского монастыря в Москве, широкое распространение в литературе и Интернете получило стихотворение А. Е. Котомкина «На смерть Каппеля». Имя Котомкина упоминается также в связи с изучением творчества поэта Великого Князя Константина Константиновича Романова («К. Р.») в контексте его переписки со многими известными людьми той эпохи. В данной статье, представляющей собой первую часть биографического очерка о Котом-кине, предпринята попытка восстановить страницы жизни и творчества нашего земляка до революции 1917 г. на основе архивных, опубликованных и иных материалов, собранных автором в течение ряда лет. Александр Котомкин закончил Княжнинское мужское начальное училище Вараксинской волости Царево-кокшайского уезда. Встреча Александра Котомки на с Великим Князем произошла в Алексеевском военном училище. Константин Романов обратил внимание на молодого поэта. К моменту окончания военного училища в 1905 г. Александр уже имел первый печатный сборник своих стихов, вышедший в Казани годом ранее. К сожалению, нам не известно, при каких условиях произошла эта встреча. Но именно с этого момента Великий Князь не переставал интересоваться развитием поэтического дарования А. Котомкина. В военном училище другом кадета Котомкина стал Александр Иванович Куприн – выпускник Алексеевского училища, известный русский писатель. С Куприным Котомкин поддерживал связь и в эмиграции. После 1905 г. штабс-капитан А. Котомкин по ходатайству Великого Князя был переведён служить к себе на родину в Лаишевский резервный батальон, чему был несказанно рад. В 1906 -1909 гг. А. Котомкин проходил службу в Казани. В 1906 г. между ними завязалась оживлённая переписка, первое место в которой было отведено поэзии. Константин Романов подвергал строгому и беспристрастному критическому разбору стихотворения, присылаемые ему молодым поэтом. «Собратом по музе» Великий Князь называл своего ученика. Он всегда говорил, что простота и образность, облеченные в художественную форму, – это качества, необходимые истинной поэзии. Он был против так называемых «литературных исканий», выразившихся в декаденстве, модернизме, футуризме, которые довели до искажения язык родной поэзии. А. Котомкин на всю жизнь остался верен заветам своего учителя, воспитанного на высоких заветах Пушкина и Лермонтова, Майкова и Фета, Тютчева и Полонского. 14 ноября 1909 г. популярный в России журнал «Нива» опубликовал стихотворение А. Котомкина «Призыв». Свету! Больше свету, Правды и участья! С духом обновленным Смело выйдем в путь!.. Под лучами счастья, Братского привета, Жизнью истомленным Дайте отдохнуть!.. Свету! Больше свету И живого слова! Жаждой просветленья Сердце расцветет!.. Пусть надеждой новой Будет жизнь согрета, - С верой в Провиденье Мы пойдем вперёд!.. Великий Князь Константин Романов направил телеграмму А. Котомкину по поводу первого появления в «Ниве» этого стихотворения. В ответ на телеграмму Великого Князя А. Котомкин посвятил своему кумиру восторженное стихотворение «Поэту», написанное во время посещения г. Юрьева в 1909 г. Поэт! Я радостью нежданной Твоим приветом умилён, - На новый путь благословеньем В святой надежде окрылён. Исполнен веры вдохновенной, Я песню новую дарю - В ней за восторженное чувство, Тебя, Поэт, благодарю!.. г. Юрьев. 1909 г. 18 ноября В 1911 -1913 гг. А. Е. Котомкин, оставив военную службу, находился в Самарской губернии, служил земским начальником в Николаевском уезде, где находились немецкие колонии на Волге На пароходе «Ярославна» 12 июня 1912 г. он написал стихотворение «На Волге». Тишина. Лишь волны шаловливо Меж собой о чем-то говорят. Дремлет ночь, – и Волга молчаливо Убралась в таинственный наряд. Берега во мраке потонули, - Кое-где мерцают огоньки. С неба звезды ласково взглянули, И запели песню рыбаки. Раскатилась песня, разлилася, По волнам ударила волной, - И в душе моей отозвалася И тоской, и волею родной. Счастлив я, когда в напеве этом Отыщу отраду я свою, Пред тобой – наставником Поэтом И печаль, и радость изолью. В творчестве поэта звучала и любовь к своей малой родине – царево-кокшайской стороне, родной деревне. Люблю я деревни родимые нивы И с детства знакомый мне быт мужика, И милой Кокшаги живые извивы Под говор веселый и шум тростника. Люблю я послушать вечерней порою В сияньи волшебной прекрасной зари, Как звонкие песни, веселой гурьбою С лугов возвращаясь, поют косари. Люблю я и шепот могучего бора, И ширь необъятных раздольных полей, Родимые дали, где много простора, Где выросли крылья у песни моей. Историческая поэма А. Котомкина «Князь Вячко и меченосцы» была посвящена героической борьбе русского города Юрьева (Дерпт-Тарту) против немецких завоевателей. Она повествует о защите русским князем Вячеславом Борисовичем вместе с эстами Юрьева, осаждённого полчищами немцев-меченосцев в 1224 г. Поэма «Князь Вячко и меченосцы» была опубликована в Петрограде в 1916 г., напечатана отдельной книгой в типографии журнала «Нива». Это издание также посвящалось памяти Августейшего поэта Константина Романова. * * * Царь-мученик Самодержец всей России Кротко смотрит на меня... Не забыть нам злого дня, Как под гнетом злой стихии Царь, мы предали Тебя – Самодержца всей России. Да, по воле злой стихии, Допустили мы убить Тех, кто верен был России... Нам позора не избыть, Что не смели защитить Самодержца всей России. Наши вороги лихие! Нас сумели обмануть. К ним вели вожди слепые, Натолкнув на ложный путь, Чтобы крепче затянуть Петлю рабства на России. Слышим:« – Красного Мессии К вам приблизился приход. Рая годы золотые, Братство, равенство несёт! – » И обманутый народ Продал честь Святой России... И враждебные стихии Захватили всё в полон – И несутся по России Вопли, плачь, проклятья, стон... И Царя Державный Трон Выкрали враги России. Мы теперь края чужие Измеряем... Страден путь!.. Но огни родной стихии Силы нам вливают в грудь... Отомстим когда-нибудь Мы врагам Святой России. Отомстим за дни лихие, За обман и за позор, Что несут поля родные... О, тогда нам не в укор Будет всепрощенья взор Самодержца всей России... * * * На Родине Люблю я деревни родимые нивы И с детства знакомый мне быт мужика, И милой Кокшаги живые извивы Под говор веселый и шум тростника. Люблю я послушать вечерней порою В сияньи волшебной прекрасной зари, Как звонкие песни, веселой гурьбою С лугов возвращаясь, поют косари. Люблю я и шепот могучего бора, И ширь необъятных раздольных полей, Родимые дали, где много простора, Где выросли крылья у песни моей. 1912 г. * * * За Россию За Россию – за бедную Родину нашу, Взял я белое знамя, вериги надел, Чтобы выпить в изгнаньи страдания чашу, Над которой молился Христос и скорбел. За Россию, где ныне поруган Распятый, Взял я посох дорожный – поэта удел, И пошёл... Из города в город, от хаты до хаты, Я призывно-набатные песни запел. За Россию, в которую верую страстно – Что воскреснет Она – этой верой живу, – Всех зову на борьбу, чтоб из доли несчастной Вывесть к свету Её... Бью в набат! И зову!.. Про Котомкина есть смешное стихотворение Бальмонта: Были мы на вечере Madame Koutyrine, Было много сказок и песен и былин. Котомкин при гусельках почесывался, Мужичка чертил, тесал да и вытесывался. Окал он и крякал патриотственно, С Царевококшайским лешим сходственно и т.д. |