БИБЛИЯ. ТАЙНА БЫТИЯ. По книге Иви Солпе „Творение андрогинов, что скрывала библия». ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (1-2) 2. И земля стала хаосом, и тьма над бездною, и дух Эло 'им витает над водой. когда ЗЕМНОЕ БЫЛО НЕВООБРАЗИМЫМ XАОСОМ И ТЬМА покрывала БЕЗДНУ, А ДУX ВСЕСИЛЬНОГО ВИТАЛ НАД ПОВЕРXНОСТЬЮ ВОД, Веаарэц аийта тоу вавоу веxошэx аль пънэй теxом веруаx Элоим мэраxэфэт аль пънэй xамаим. Вот как этот стих в общем комментируется в библии: «Понятие «земли» на языке Библии часто обнимает собой весь земной шар, со включением сюда и видимого неба как его наружной атмосферической оболочки. Слова «безвидна и пуста,» которыми характеризуется первобытная масса. «И тьма над бездною…». Эта тьма была естественным следствием отсутствия света, который еще не существовал в качестве отдельной самостоятельной стихии. «Над бездною» и «над водою.» В тексте подлинника стоят здесь два родственных по смыслу еврейского слова (tehom и maim), означающих массу воды, образующую целую «бездну». «И Дух Божий носился…» В объяснении этих слов одни видят здесь простое указание на обыкновенный ветер, ниспосланный Богом для осушения земли, другие – на Ангела, третьи видят особую умную силу.» Как видим, все сводится к тому, чтобы объяснить происходящее с точки зрения земного обывателя. Идет сотворение земли или ее потенции, куда само собой включены небо и вода и т.д. И конечно же все творится духом божьим, и все исходит от бога. Но рассмотрим сначала значения и переводы отдельных слов и выражений, которые ускользают от внимания читателя, поскольку не вписываются в общепринятый канон. Слово «дух» - это перевод еврейского слова «руакх», означающего «дыхание», выражение «дух божий» означает лишь «дыхание бога». Но земля стала не просто «безвидна и пуста», как гласит перевод, она стала «тоху ва-боху». В плане эмоциональном, «тоху» выражает состояние предельного изумления и недоумения. Это состояние близкое к полному хаосу. Тоhу происходит от корня thh «раздумывать», а бóhу - от корня bhh «разглядывать», «бо hу» - «в нем он». В «тоhу» содержится «боhу» - как некоторая точка. Эти-то точечные элементы во тьме и хаосе, которые и дают возможность осуществления замысла Элохима. Хаос – это образ становления и объединения противоположностей, в нем все разворачивается, раскрывается и проявляется. Он выполняет функцию лона, в котором зарождается все живое. Но самое главное, что хаос связывается с творческим началом; сущность хаоса – первоэлементы, которые содержат и порождают все. Слово «hайта» - не «быть», а «стать», «выразиться». То есть «Земля стала» - не была, как обычно переводят, а «стала», перешла в другое состояние. Но уже понятно, что под «землей» в данном контексте следует понимать «тело». Перевод слова «хошек» звучит, как «тьма». Но эта «тьма» не просто отсутствие света. Такая «тьма» ближе всего к понятию «небытие» или же бессознательного состояния человека. В общем понимании «тьма» - это состояние мира до его созидания, она соотносится с хаосом, с бесформенностью, неопределенностью очертаний и форм. Это и мистическое Ничто, великая тайна начала мироздания. Бездна так же может выступать в образ хаоса, сама этимология слова «хаос» происходит от греческого глагола «хайно» - разверзаюсь, раскрываюсь, таким образом, хаос - это некое зияние, как «страшная бездна». Слово «парил» (мэрахефет). В комментариях к Торе слово мэрахефет означает «витает и заботится», даже не столько витает, сколько «существует здесь», «заботится». «Вода» - образ изменения и непостоянства, текучести и нестабильности, это вообще свойство того, что поддается изменению от некоторых внешних сил. Однако в этом случае важно так же отметить, что ВОДА -מים – МАИМ - является корневой основой слова НЕБЕСА (שמים). Значит здесь подразумевается не вода земная, а ВОДА НЕБЕСНАЯ. Небесные воды орошают землю, способствуя поддержанию жизни на ней. Интересно, что угаритский миф повествует, как Бог сидел на воде, подобно тому как птица сидит на яйцах, и высидел жизнь. В египетской мифологии воды символизируют первозданный океан и первоматерию. В Ведах говорится, что в начале времен все было подобно морю, лишенному света. Вода, выступая в качестве первоосновы мира, символизирует полноту возможностей, смешение элементов, предшествующее всем формам и всему творению. А вот, как переводит это предложение Ф. де-Оливе, его вторая часть: «... и Дух Божий (Руах-Элоим), дыхание расширяющее и оживляющее (приготовляющее пространство к Свету), проявлял силу своего порождающего действия, проникая [сквозь] Воды (маим), состояние универсальной пассивности вещей.» Элохим создал первое разделение основных компонентов для мозга и тела. Но тело было еще в сыром виде, в нем ничего нельзя было узнать: мышцы, кости, органы и т.д. Это был, как белок куринного яйца. Для простого глаза – это «хаос» первичных элементов тела, безликая и безформенная масса. Это, как бездна, в которой присутствует все. Но над этой бездной тьма. Значит дух Элохима не витает над ней и не производит никаких дальнейших явлений. Дух Элохима витает над «водами», то что составляет основу мозга. Получается, что после первого основного разделения, Элохим создает сначала мозг. Именно мозг является определяющим звеном во всем творении. Но пока он находится в пассивном состоянии, создаются клетки самих нейронов и основы их взаимосвязи. На этом этапе мозг не имеет мыслительной деятельности, и находится в глубоком «молчании», (тьма над бездной). Образно можно было бы сказать, что нейроны мозга только зарождались и еще не светятся, хотя их огромное количество - в необъятном пространстве черные точки - целая бездна. Книгу можно приобрести по адресу: |