Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Владимир Колодкин
Объем: 6502 [ символов ]
На раскопках памяти
Наука предполагает, что память человека способна пожизненно хранить всю, даже самую незаметную для органов чувств информацию, полученную за годы жизни. И очень нелегко удержать на поверхности памяти всё, что представляет неоспоримую ценность для человека, для всего общества. А если не удержать, достояние человечества утонет в забвении. Цель данной работы – всколыхнуть пласты векового забвения над именем Ермила Ивановича Кострова ( годы жизни – 1755 – 1796) – поэта, переводчика, первым представившего на русском языке произведения Гомера, Апулея, ряда французских авторов. Но наибольшую известность в те времена принесли ему оды. Е. И. Костров – один из видных представителей сравнительно небольшой группы творцов этого жанра. Посмотрим, что пишет о нём «Большая биографическая энциклопедия»:
«Как писатель, Костров был мало оригинален. Большую часть его самостоятельных произведений составляют оды и стихи на разные торжественные случаи, написанные от имени университета. Оды Кострова, представляя подражание Ломоносову, составлены по ложноклассическому шаблону, крайне искусственны, лишены содержания и совершенно чужды окружающей жизни. Если они чем-нибудь и отличаются от однородных произведений других писателей 18 века, то разве тем, что в них видно хорошее знакомство со Святым Писанием. Костров и сам чувствовал ложность своей поэзии, но у него не хватило таланта для того, чтобы самостоятельно отрешиться от ложноклассической рутины. Новый путь был указан Державиным».
Довольно резкое суждение, не правда ли? В современном обществе такие категоричные высказывания не приняты на высоком литературном уровне. Попробуем детально разобраться в истинности суждения о подражании М.В.Ломоносову.
М.В. Ломоносов – признанный мастер оды. Его произведения характеризуются как «…высокий – «славянороссийский» - язык оды, … её метр: 4-х стопный ямб без пиррихиев, ибо чистые «ямбические стихи поднимаются вверх материи, благородство, великолепие и высоту умножают».
Возьмём одну строфу всем известной оды Ломоносова:
 
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
 
Налицо классическая одическая строфа из 10 строк, написанных 4-х стопным ямбом, разбивающихся на три части:
В первой части 4 строки с рифмовкой авав, во второй и третьей – по три строки с рифмовкой ссd и ееd.
 
А что же у Ермила Кострова? Оды, написанные высочайшим особам: например, на день рождения Екатерины II в 1780 и 1781гг. по построению не отличаются от классических. А вот ода на приезд в Москву графа Шувалова выглядит в очень оригинальном построении:
 
Что тако музы дух плененной торжествует,
Иль новый Феб, меня живя, осуществует?
Какой лиется луч в мою усердну грудь,
К Парнасу светлому являя злачный путь?
И се уже его я зрю врата отверсты!
Касайтесь лирных струн, мои касайтесь персты!
Кого я ныне петь хочу?
Кто будет радости предметом?
Кто сей, кого пред целым светом,
Вознесшись на Парнас, с восторгом возвещу?
 
Те же 10 строк, тот же ямб. Но ямб 6-ти стопный. И лишь 7, 8, 9 строке по 4 стопы, а в десятой снова 6 стоп!
 
А вот другой пример. Письмо к творцу оды «Фелиция» - к Державину. Е. И. Костров назвал эти стихи письмом, хотя по всем канонам они ода.
 
Певец, которому с улыбкой нежной муза
Недавно принесла с парнасских гор венок,
Желаю твоего я дружества, союза
Москва жилище мне, ты невский пьёшь поток.
Но самые пути далеки
И горы, холмы, лес и реки
Усердья моего к тебе не воспятят;
Оно в Петрополь пренесется
И в грудь твою и в слух влиется:
Нетрудно музам всё, что музы восхотят.
 
Неизменные 10 строк. Классическая рифмовка. Но первые 4 строки – 6-ти стопный ямб, в пятой и шестой строчках по 4 стопы, седьмая строка – снова в 6 стоп. В 8 и 9 строчках опять по 4 стопы, и в завершающей строке – 6 стоп.
Можно ли говорить о слепом подражании Ломоносову? По- видимому, высочайшим особам было просто предписано подавать произведения в чисто классическом варианте, что и делал Ермил Иванович. А более близким людям он творил новую, оригинальную форму оды.
Автор данной работы не надеется на немедленное признание Е. Кострова великим поэтом того времени. Но побудить учёных к началу детального изучения творчества писателя-самородка с современных позиций – дело великой важности. Не считаю, что дальнейшая работа в предложенном направлении бесперспективна, и вот почему:
- вряд ли на должности штатного стихотворца Московского университета мог находиться посредственный поэт;
- вряд ли среднего уровня автору было бы доверено писать оды высочайшим особам от имени университета;
- при императорском дворе, вероятно, были достаточно тонкие ценители литературного творчества, способные отличить талантливое произведение от «крайне искусственного, лишённого содержания».
 
Е.И. Костров родился с селе Синеглинье ( нынешнее Синегорье) Слободского уезда Вятской губернии. Земляками поэта ведётся работа по возрождению его литературного имени. В селе Синегорье силами пенсионерки, бывшей школьным учителем, создан музей Ермила Ивановича Кострова. В городе Слободском весной 2013 года прошла областная конференция, посвящённая творчеству талантливого земляка, работает координационный совет по подготовке к его юбилею. В составе совета представители администрации города, преподаватели и учащиеся школ. И, конечно, литературный клуб «Фортуна», членом которого является автор данной работы. Да и работа эта – лишь небольшая часть наших общих усилий по установлению имени большого поэта на должный уровень народной памяти. У нас нет пока ни одного документа, непосредственно связанного с Ермилом Костровым. Есть надежда найти какой-нибудь материал в архивах Московского университета, а также в музее Суворова в Санкт-Петербурге. Известно, что великий полководец и поэт поддерживали дружеские отношения.
Творческое наследие Ермила Кострова – это национальное достояние. Мы надеемся, что и научная деятельность в предложенном нами направлении примет общероссийский характер.
Дата публикации: 11.01.2014 10:10
Предыдущее: Два Новых годаСледующее: Твори, поэт!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Светлана Дурягина[ 28.02.2014 ]
   Читая, позавидовала Вам: каким интересным делом Вы занимаетесь! Успехов!)))
 
Владимир Колодкин[ 01.03.2014 ]
   Спасибо за поддержку, Светлана. В таком деле понимание не всегда находится.
Павел Шерстобитов[ 02.02.2015 ]
   Володя, и у меня понимания нет, потому что я в этом, увы, ничего не
   понимаю. Прими, как есть, и не сетуй. Ладно?
 
Владимир Колодкин[ 05.02.2015 ]
   Принимаю, Павел!
   А смысл здесь простой: кто-то ещё в 18 веке навешал на моего земляка ярлыки заурядного поэта. А его оды обозвали попыткой копировать Ломоносова. Я и попытался опровергнуть устоявшееся мнение
    !9 января мы провели третью (юбилейную) конференцию к 260- летию Е.И. Кострова.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта