Репортаж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт, обязательного присутствия автора сюжета на месте действия, есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. В жанре репортажа выступил библейский Хам, рассказав с позиции очевидца о своём отце. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень — латинский («reporto» — передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, хотя, на самом деле, могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах или Интернет - изданиях. Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки — условия «смотрибельности» репортажа. А «читаемость», в свою очередь, обеспечивают сюжет, понятный текст, беспристрастность и объективность. Словом, чего проще, пришёл в нужное место, в нужное место и передал или показал, то, что увидел сам, что посчитал нужным и полезным. Либо, наоборот, нарисовал картинку отвратительного и безобразного для того, чтобы те, для кого это всё преподнесено, решили сами, дали свою оценку. Как только опустился до комментирования и оценивания события, жанр подачи материала из репортажа перекочёвывает в обычную корреспонденцию. Считаю, что репортаж это самое сложное, что можно придумать в журналистике и самое интересная её часть. Рассказать без эмоционального надрыва может далеко не каждый, это не очень увязано, как мне кажется, с психологией и физиологией самого человека. Устроены мы так, что обязательно всё увиденное и услышанное пропускаем через себя, окрашивая и насыщая всё на выходе. Села муха подле, начинаем про неё рассказывать и обязательно самую малость, но добавим от имени этой самой «шестилапой бестии», рассказываем про пьяного соседа, обязательно упомянем, про его внутреннее состояние, про наше отношение к его гранёному стакану и про качество сковороды, чем супруга, в конце концов, утихомирила своего подопечного. Стоя на берегу реки и, наблюдая за строительством переходного моста, хотим того или нет, но поставим себя на место главного инженера, крановщика, подсобного рабочего и бревна, плывущего по течению, так и норовящего сломать только что установленную первую опору. Естественно, нам важны переживания и сопереживания, интересны главные герои и исполнители, захватывают чужие выводы и прочтения происходящего, эмоциональный окрас происходящего, но не своя реакция на увиденное и услышанное, над которой нужно трудиться, а преподносимое, предложенное. Проще сидеть, сложа руки, как в первоклассном ресторане и созерцать, как слева всё унесут использованное, а справа выставят следующее блюдо. А самый лучший вариант, чтобы по окончании трапезы, за нас ещё и рассчитался кто-то, со стороны. Можно посудачить и про купюры измятые, вытащенные из облезшего портмоне, а не из лощёного бумажника. Думаю так, может и не прав я, но это моё мнение и, ни куда от этого не деться. Только репортажи могут сейчас, в наше, не очень лёгкое время, чуть выправить ситуацию. Заставить, наконец, людей думать, соображать, принимать решения и брать на себя ответственность. Время поедание готовых блюд ушло, должно уйти. Иначе так и дальше будем сетовать на подтасовки фактов истории, отвратительное состояние экономики, слабую, не внятную внешнюю и внутреннюю политику. Виктор Михайлов. |