Нужно признать, что для многих людей важнее впечатление, которое они производят на других, чем то, каковы они на самом деле, тратят массу усилий на то, чтобы создать о себе хорошее впечатление, а не на то, чтобы что-то изменить в себе к лучшему. Хотят выглядеть добрыми, умными, компетентными и т.д. - выглядеть, а не быть. Сами не знают, забыли, какие на самом деле, настолько зависят от слов окружающих, общественного мнения, жизненных ситуаций. Не создают, а приобщаются, вливаются, не пролив ни капли своего. После определённого отрезка времени такого существования, не могут сформулировать и проявлять свои положительные качества, не видят и не знают, недостатки. Мнение о себе любимом, формируют на основе того, что думают и говорят о них. Порой, сознательно, а чаще, бессознательно, поддаются общему течению, боясь начать грести против потока, двигаться вспять. Потребительские ценности, так широко распространенные в нашем современном обществе, приводят к тому, что люди оценивают друг друга и самих себя, не по личностным качествам, а по некой «стоимости», которая складывается из социального статуса, умноженного на сумму, финансового благополучие и физической привлекательности. Самые ушлые к полученному произведению псевдо ценностей, добавляют ещё и имидж. Да, люди воспринимают самих себя и окружающих людей, как товар, что не есть преступно, в свете последних постановлений, но чревато. Голое стремление, как можно выгоднее разрекламировать, дороже «продать» себя, рано или поздно, приводит всё в плачевное состояние. Состояние полного банкротства, прежде всего, душевного. Именно на эти показушные действия направлены усилия большинства людей в современном обществе. Не на совершенствование, просветление личности, а на создание видимости совершенства и святости. Не на содержимое, а на обложку, глянец, мишуру. С другой стороны, быть белой вороной, тоже становится противно, рано или поздно. По тому же принципу действуют многие компании, фирмы, производства, цель которых – продать. Особенно на этом поприще преуспевают однодневки. Качество продукции для производителя не важно. Главное прибыль, любой ценой и как можно быстрее. А ее проще всего получить, сделав яркую красочную упаковку и обеспечив хорошую рекламу. Получается, что в погоне за продажами, страдает качество. Так и у людей, стремящихся к созданию видимости, качество личности страдает. Стремление создавать не себя, а представление о себе, убивает подсознательную тягу к самосовершенствованию. Серая масса растёт, люди стремятся создавать не себя, а представление о себе, впрочем, материальное положение, как правило, у среднестатистического индивида этой взвеси, чуть больше, чем у ищущего и пытающегося. Парадокс, но это так. Мамонты вымерли, а клопы, как сидели под листиком, так и сидят, безбедно. При устройстве на работу человек проходит собеседование. На что обращает внимание потенциальный работодатель? На соответствующий внешний вид, на умение себя подать, преподнести, иными словами на то, насколько грамотно человек может пустить пыль в глаза. Ни на подлинную уверенность в себе, основанную на опыте и знаниях, ни на сам опыт и знания. Но с другой стороны, опыт дело наживное, а престижные рабочие места на дороге не валяются. Главное, попав в коллектив, не стать обычным винтиком, а совершенствуясь и обучаясь, подтягивать к себе, а не опускаться вниз, теряя ранее полученное. Каждый студент знает, что придя на государственный экзамен в строгом костюме, это уже половина победы. Но захватив плацдарм, нужно развивать наступление, а не уходить в глубокую оборону. Учиться, постигать, добиваться. То же самое в личных отношениях. Девушки, женщины стремятся улучшить свою фигуру, создать привлекательный образ при помощи нарядов и косметики и, таким образом, привлечь платежеспособного «покупателя». Мужчины подходят к выбору девушки, как к выбору товара, оценивая физическую привлекательность и другие параметры, соответствующие их запросам. Однако внешность и благосостояние не единственные критерии, хотя для многих и являются решающими. Все-таки люди стремятся к тому, чтобы их работники или их избранники обладали определенным набором качеств, личных, собственных, а не придуманных или разыгранных. Поэтому современный человек занят не только улучшением внешнего вида и финансовой картины, но и созданием имиджа, имитацией тех положительных качеств, которые, по его мнению, должны быть в человеке, претендующим на определенную должность, либо на место в сердце избранника. Совсем не обязательно быть умным, сильным, богатым, достаточно создать такую видимость. Это намного проще. Однако такая простота требует на много больше усилий, чем настоящая сила, ум или доброта, честность. Тем более, что для каждого отдельного случая нужно создавать видимость именно того набора качеств или состояний, который нужен в данном случае. Подстраиваться под ситуацию намного сложнее, чем владеть ею. Хотя есть и некий стандартный, универсальный набор, обладая которым, человек может рассчитывать на бонусы в любой ситуации. Этими наборами часто пользуются современные донжуаны, нарциссы - мошенники, проще говоря. Создавая видимость положительных качеств, которыми они на самом деле не обладают, легко входят в доверие и обманывают людей. Обычные люди в повседневной жизни занимаются тем же созданием иллюзий о себе, такие же иллюзии питают в отношении других. Самообманываются. Причём, упорно и, не пытаясь, распознать ложь. Не удивительно, что вступая в отношения, вливаясь в коллектив, через какое-то время начинают чувствовать себя обманутыми. А как же иначе, если изначально всё строилось на лжи. На вписывание в общественное мнение, которое начинает, с течением времени, существовать отдельно от тех, кто его создавал. По-настоящему, узнать друг друга, мало кто пытается, поскольку себя-то, толком, мало кто знает. Узнавать же, изучать, воспитывать, строить и, если требуется, переделывать, переучивать, не получается, в виду не умения и не желания. Поведение других людей интерпретируется на свой лад, свой взгляд, без попыток понять истинных мотивов поступков человека, что рядом, приписывается им, либо свои собственные мотивы в аналогичных ситуациях, либо некие стереотипные мотивы, которыми, по их представлениям, должны руководствоваться люди. Примерно такую же природу имеют советы и действия людей, любящих их давать другим. Не имею своего, не достигнув, не получив, не изучив и не поднявшись, начинают учить, как быть, жить, подразумевая, чтобы сделали сами, если всё вернуть к нулю, к старту. Таким даже не приходит в голову, что каждый человек, это личность, индивидуальность, обладающая собственным набором качеств, представлений, ценностей, способностей. Дефективность человеческих отношений, это еще не все печальные последствия подмены ценностей, замещения потребности к самосовершенствованию стремлением к созданию видимости. Фактически, когда все усилия уходят на создание и поддержание имиджа, то совершенно не остается времени и сил заниматься подлинным развитием. Да и стремления такого нет. К чему излишние усилия, если и так находятся покупатели? Вызывает смех окружения стремление иных отремонтировать полностью автомобиль или дом, перед продажей. К чему, если цена от этого не поднимется. Но предки наши, даже будучи уверенными, что завтра уйдут в мир иной, сегодня доделывали или просили доделать все дела, вернуть долги. Сегодня это звучит странно. Видимость ума не поможет избежать ошибок, в решении которых помогло бы, его наличие. Отсутствие порядочности не заменить рекомендациями. Сладости во рту не испытать, слушая красивые речи о вкусном. Стремиться к развитию, самосовершенствованию - естественно и правильно, тогда как стремление выглядеть - абсурдно и вредно. Вредно, как для самого человека, лишающего себя возможности развиваться, и расти, так и для общества в целом, ибо какая польза от пустой обертки, от человека, который ничего из собой не представляет, а только делает вид, хотя на первых порах вызывал только, положительные эмоции. Играющий во врача или лётчика, не смогут лечить, спасать жизни и достичь северного полюса. Находясь постоянно в состоянии игры, имея про запас несколько жизней и возможностей начать всё заново, теряешь ориентацию в пространстве. Тем более, если все вокруг делают именно это. Играть нужно, просто, необходимо, но по своим правилам, постоянно совершенствуясь, обучаясь, для того, чтобы повышать уровень, как соперников или соучастников, так и самой игры, которая может быстро наскучить, если знаешь наперёд, чем всё закончится. «Все люди лгут, но это не страшно, всё равно, никто друг друга не слушает». Так говорил Альберт Эйнштейн. Но как теперь понятно, он очень ошибался во многих своих умозаключениях, так что будем говорить правду в надежде услышать её от других. Научимся слушать и слышать, слушая и слыша, себе подобных. Попытаемся стать самими собой, а не карикатурой на себя самого. Личностью, а не зеркалом, в котором отражается наша подобострастная физиономия. Виктор Михайлов. |