Василий Анатольевич Филиппов родился в 1955 года в Свердловской области, учился на биологическом факультете Ленинградского университета, на филологическом факультете Горьковского университета, работал разнорабочим, лифтером, библиотекарем. Из-за тяжелой болезни бóльшую часть жизни провел в психиатрической больнице, последние годы жил в психоневрологическом интернате в городе Пушкине. В середине 1980-х Филиппов был активным участником ленинградского сообщества неподцензурной литературы, интенсивно общался с Виктором Кривулиным, Еленой Шварц, Сергеем Стратановским. Личные и культурные впечатления от этих встреч легли в основу поэзии Филиппова, которую Михаил Шейнкер назвал «коллективным бессознательным "второй культуры"». В 1998, 2000, 2002 и 2011 годах были изданы книги избранных стихотворений Василия Филиппова. В 2001 году он стал лауреатом Премии Андрея Белого. стихи 1965 года море Я к берегу моря иду И песню про море пою Про море, лазурное море Лежащее около скал Про хмурое гулкое море Про шторм и девятый вал Я долго у моря стоял на ветру Я пел и смеялся. И с морем прощался. * * * Девушка на ладони Ты вся поместилась на ладони Вместе с туфельками и уздечкой коня. Ты шла по ладони. Между опухших нецелованных губ Сияло серебро зубов, мелочь. Ты перепархивала мотыльком через лужи и линии судьбы, Ты. Ты взобралась на разбросанную поленницу волос, Достигла монастыря-лба. А потом ты стала спускаться Пузырьком воздуха по моей вене. Было больно так, что я был готов Упасть перед тобой на колени, Если бы ты проснулась. Ты в фонари окунулась, Выполоскала в них зубочистку-пальто. Ты схватила меня за руку И тряхнула так, Что фаланги пальцев встали деревьями. Ты обернулась ланью, а я обернулся павлином, А потом мы стали людьми. Но глаз лани остался в памяти, В памяти осталась метаморфоза оленьей кожи. Ты наступала туфельками на ножи Моей руки, Которая текла параллельно Неве. Ты обернулась во сне, Где фонарей ангельские рожи, И соскользнул с ладони на траву твой башмачок, Чтобы от мармелада дрожал язычок. Ноги твои целовали меня в суставы пальцев, В ветви ночных деревьев, Которые шумят: «Поверь ее шагам, поверь им». Ты удержалась на моей ладони чудом бабочки, Которая собирает пыльцу с кожи-лепестка. Твои губы и твоя рука, Отделенные от меня кожей, — Все принадлежит тебе. А не принадлежит тебе Походка, муравьи, озноб по спине. И когда ты раскрываешь очи вовне, Ты смотришь в глаза ночной тьме. Ищешь на игральной карте моей ладони Переулок, названье разлуки, Розу, оброненную в мусорный ящик. Голос твой настоящий Настоян на розах учреждения, В котором ты работаешь днем. А ночью ты водоем. Куда мы идем? К картинам Фра Анджелико в дом. Куда ты идешь по моей ладони, Спутав кожу с гравием? Ты касалась меня — Так водоросли касаются течения. И платье шуршало, и губы пели Слова — полуприкрытые веки. Ты наступила на Венерино кольцо, Шарила рукой под моей кожей В поисках выключателя. Ты показалась в моих ногах птицей-тенью, Отделилась от стены, воскресла. Я пододвинул к огню свое кресло И стал смотреть сквозь пальцы на твои ноги, На дороги, Которыми мы шли. Ты поселилась в моей грудной клетке, В горле, До боли раздираемым чучелом канарейки — Моим голосом. Мы прошли облаком над Невой, А потом ты ушла, чтобы быть одной, Снять туфельки, Разбинтовать китайские ножки, Которые издавали в флейте моих рук Режущий бритвой вену звук. Ты ушла. Ты ушла. Ты ушла, Словно сосна из поля зрения или зеркала. Но осталась родинка на плече И губы — сухие листья. О чем они шептали, прижимаясь к ладони, Впиваясь в яблоко в агонии? Я в огне, в вагоне я. Ты в окне, я на дне. Держась за руки, мы не тонем. * * * Бабочка Гляжу на небо. Распускаются глаза сами, Словно два георгина. Может, виною тому движение тучи, Что толкает глазное яблоко к переносице, Где сидит бабочка. Не спугнуть бы ее, не спугнуть бы небо! * * * Запах августовского сена щекочет ноздри-кувшинки. На окне молока кринки. Запах продуктов из сельского магазина рассеян по горизонту. И еловые зонтики Над грибами-горожанами. * * * Мало помнить Мало помнить Витражи света и крыши под полуденным солнцем. Верхний этаж. Раскрыто Окно. И нет никого. Только бы где-нибудь встретить искомое существо. * * * Идти по проспекту, Наступая на ноги влюбленным парам, Наклоняться под ударом Солнца. Глоток вина, словно луч солнца. Руки тянут стакан к лицу. Зубы кусают стекло алкогольной влаги. Шипы привкуса оставляют наедине со стаканом. Какой он круглый, безгранный, Словно влага, что в нем. Ладонь обхватила прозрачную сферу влаги, Которая шипит в горле проглоченной аистом змеи. За окном мороженицы силуэты ничьи, И у пьяниц глаза земли. По залу скачут белые кролики — посетители едят мороженое. Пьяные вырванными корнями лип смотрят в небо. Рубли застряли в морщинах лица. Проступают водяные знаки. На асфальт падают окурки, глаза, прически. Почти забытые поэты |