Миньковцы – моя материнская ветвь… Первоисточник для статьи историческое повествование «Граф Маковецкий, государство Миньковецкое и Еврейское книгопечатание на Украине» - автор Вениамин Лукин. «В общей сумме подушного налога с евреев Подольского воеводства доля Миньковцев составила более 5%, третья по величине из 37 общин - в 1735 в платеже налога». По «Еврейской переписи 1765 в Миньковцах проживало 378 евреев - около 1% от общей численности Евреев Подольского воеводства». «Основные источники дохода миньковецких Евреев? Основной доход приносили аренды промыслов, откупа торговых пошлин и налогов, производство и продажа алкоголя». «Сборы с котлов и винниц, пошлины на продажу водки, пива и меда, на выпечку хлеба, налог на выращивание свиней, чинш с торговых лавок, пошлины на покупку зерна и торговлю на ярмарках, сбор животного жира с резников и тому подобное». «Основные промыслы, арендуемые миньковецкими евреями: изготовление селитры и пороха, содержание городской броварни и панских винниц в местечке и селах, эксплуатация мельниц в местечке и в четырех селах, содержание панского заезжего дома на рыночной площади и корчем в Миньковцах и ближайших селах (Миньковецкий ключ)». «Четырехугольная рыночная площадь в центре местечка. В этих домах проживала местная элита: кагальные старосты, крупные арендаторы. На рыночную площадь выходил заезжий дом, также три мещанских дома. В центре площади разместились 25 Еврейских лавок… У «затыльных» Еврейских домах нет непосредственного выхода на центральную площадь местечка. Здесь проживали в основном ремесленники, пекари, винники, резники. Само местечко практически полностью заселено Евреями, а Христиане жили в его предместьях. В 1770 году в центре местечка зарегистрировано 80 домов, а в предместьях – 57. Мещане-Христиане на периферии города, в большинстве своем заняты в огородничестве и земледелии, а некоторые владели ремеслами: кузнечным и кушнирским (скорняжным)». «Здесь поселились и ремесленники, владевшие всеми необходимыми для местечка специальностями: портные, шапочники, скорняки, более редкие специалисты: ювелир, изготовитель котлов, «винник» и «пороховник»… Среди хозяев элитных домов два цирюльника, выполнявшие и медицинские обязанности, а в одном из «затыльных» домов проживала знахарка». «Еврейская община устроила в местечке традиционные свои институции, имела автономное управление – кагал, раввина, хазана, 3 шамесов, 4 шойхетов («резников») и 2 менакеров («жиловник», очистка мяса от жил)…» «На обрывистом берегу Ушицы в 1776 Евреи построили Большую деревянную синагогу - стала самым выдающимся зданием в местечке». «Стены синагоги и купол – ярус за ярусом – покрыты полихромными росписями, в нижнем ярусе – тексты молитв и псалмов. Наиболее характерные, изобразительные мотивы помещены в росписях купола. С северной стороны – лев в схватке с единорогом, повозка, въезжающая в ворота. А еще выше райский сад с изображениями зверей, вписанными в картуши. С западной стороны – левиафан, свернувшийся в кольцо, внутри находится город, а рядом с ним легендарный «шор». Эти изображения словно приближали мессианские времена, отвечая общему настроению напряженного ожидания прихода Мошиаха и освобождения из голуса. В символических изображениях Миньковецкой синагоги мистический настрой, столь характерный в XVIII веке для Евреев юго-восточных окраин Польши, выражен особенно ярко. О накале мистических поисков выхода из голуса в Миньковцах свидетельствует и тот факт, образовалась здесь тайная община последователей Якова Франка (1726–1791). В списке франкистов, перешедших в католичество во Львове после диспута 1759 года, фигурируют имена полутора десятка миньковецких Евреев». «Миньковецкий рынок с Еврейскими ремесленными мастерскими и торговыми лавками представлял собой ядро экономической структуры феодального поместья». «В 1788 местечко Миньковцы с несколькими селами (около 6 тысяч десятин земли) перешло во владение шляхтича Игнация Мархоцкого (1755–1827). В небольшом Еврейском местечке, центре сельскохозяйственного ключа, Мархоцкий решил воплотить свои представления об идеальном устройстве города – столицы государства, основанного на началах свободы, законности и просвещения». «После второго раздела Польши (1793 год), присоединения Подолии к Российской империи - он расставил по границе своего имения столбы с надписью «Граница государства Миньковецкого от царства Российского», ввел на этой территории собственные ассигнации и учредил свою милицию. С длинной бородой, в пурпурной тоге, расшитой золотом, граф Игнаций Мархоцкий выглядел и ощущал себя патриархом, «отцом народов», населявших его владения. В основу представлений Мархоцкого о городе, государстве и задачах правителя легли любимые им сочинения древних авторов и французских энциклопедистов, сведения из Римского права и постановления Четырехлетнего Сейма. Одним из первых законодательных актов Мархоцкий фактически отменил в своем имении крепостное право, заменив барщину умеренным чиншем за землю, а круговую поруку – ответственностью каждого перед законом; он запретил под угрозой штрафа называть крестьянина мужиком, холопом, хамом. Главным законотворческим сочинением Мархоцкого стало «Право города Миньковцы» (1791), открывающееся прославлением городов, призванных приносить пользу жителям, способствовать развитию искусств, ремесел и торговли. Владелец города отказался от каких-либо поборов с мещан, за исключением умеренного и постоянного чинша за землю. Он даровал мещанам свободы торговли, промыслов и строительства. Для обеспечения городского самоуправления учреждался магистрат с выборными членами (единственное условие избрания главы магистрата и писаря – их грамотность). Евреям – жителям города – посвящена отдельная 6-я глава «Права»: круто изменяла правовое и экономическое положение Евреев местечка. Традиционную кагальную систему Еврейского самоуправления фактически отменял; евреев, как и прочих горожан, избирают в органы городского самоуправления, подчинялись его решениям и подсудны городскому суду. Признает в Евреях необходимый для города торговый элемент - владелец ввел чуждую Еврейской торговле скрупулезную регламентацию. Согласно взглядам Мархоцкого: ремеслами займутся мещане-Христиане, организованные в ремесленные цехи, этой цеховой организации он посвятил несколько разделов «Права». Ограничил до минимума сферу ремесленных промыслов Евреев. Самое насущное, важное нововведение, по мысли Мархоцкого - учреждение типографии. В 1792 в Минковцы прибыл профессиональный типограф Веселовский. В собственной типографии владелец Миньковцев издает свои законодательные акты, религиозные проповеди, торжественные речи, медицинские руководства для народа и даже литературную классику. Издательское дело замечено Евреями. Владелец местечка внедрил в повседневную жизнь употребление отпечатанных в своей типографии ассигнаций, бланков, гербовой бумаги для подачи прошений, воззваний. |